У какого тренера ребенок затанцует быстрее?
Есть самые разные представления среди родителей о том, к какому тренеру лучше вести ребенка. Как правило, этот «плюрализм» распространен у тех, кто уже попробовал танцевать, так сказать, вкусил танцевально-спортивной жизни и счел, что уже многое в этой «политике» понимает. «Начинающие» родители, скорее всего, поведут своего ребенка к тому тренеру, который ближе, желательно, который работает прямо в той школе, где учится ребенок.
А искушенные будут искать того, который быстрее сделает из ребенка чемпиона.
Однако есть вещи, которые не поддаются даже самому продвинутому тренеру – это особенности физического развития ребенка, свойственные конкретному возрасту. Например, необходимо учитывать, что в самых ранних возрастах, с которых берут детей на спортивные танцы (от 6 до 9 лет) существуют большие проблемы с координацией движения у большинства детей. Это значит, что большинство детей в этом возрасте, попросту говоря, еще плохо ориентируются в том, где у них в данный момент находится левая нога, где правая и что они делают, делают ли они вообще что-нибудь. В этом нет ничего страшного, это возрастная особенность и потому какие-то вещи детям в этом возрасте недоступны. Например, техника движения. Зато очень многие легко запоминают шаги. Поэтому к танцевальным категориям «Дети 1» и «Дети 2» уровня «N» и «Е» класса, как правило, не применяется особых технических критериев при тренировке и судействе. Основными здесь являются осанка, линии корпуса, рук и ног, и, конечно же, точное исполнение ритма. И этого уже более чем достаточно для полной танцевальной загрузки ребенка.
На моих глазах испортили талантливого ребенка. Как? Дали его необычайным задаткам неверное направление развития, лишив ребенка спортивно-технической базы, на которой строится танец, а развивая лишь характер танца. Почему? Потому что у ребенка богатые родители. И все, что нужно было тренеру – это заработать на них как можно больше денег.
Суть вот в чем. Постановка спортивно-технической базы на начинающем танцоре – дело очень трудоемкое, нудное и неинтересное, в том числе и самому ребенку, и этим аспектом, как правило, с детьми занимаются по особым игровым программам, давать которые могут только педагоги, умеющие терпеливо, но настойчиво работать с детьми, учитывая их возрастные психологические особенности – повышенную энергичность, отвлекаемость (если можно так сказать), невозможность долго сосредотачивать свое внимание на одном предмете. Результат работа над этим аспектом приносит не сразу, а через год, а то и три, но на этой базе потом легко построить классную пластику и технику, музыкальность и, конечно же, образ. На такую работу, повторюсь, не каждый тренер способен и не каждый готов и согласен.
А вот пренебречь всем этим, посмотрев в глаза ребенка соколиным взглядом и внушив ему (и его родителям), что он – самый эффектный, яркий, красивый, талантливый, добившись характерности исполнения, артистичности, не стоит вовсе ничего, если хорошо подвешен язык, дело нескольких месяцев.
И первое время этот ребенок действительно выигрывает, потому что на фоне чистеньких и ровненьких, но сосредоточенных деток его артистизм бросается в глаза ярким пятном, не оставляя судей равнодушными. И тогда судьи проводят его в финал два, три, четыре турнира подряд, умиляясь над ним, точно над неуклюжим, но обаятельным котенком, никак не могущим скоординировать свои движения, то и дело теряющим равновесие в погоне за собственным хвостом. И только. Если вы думаете, что судьям интересно терять из-за чьего-то обаяния свой авторитет компетентного в своей области специалиста, то вы глубоко ошибаетесь. Дальше слащавость становится приторной, ничего нового в этом ребенке не происходит, и над родителями такого ребенка начинают потешаться – над их амбициями, безмерно возросшими в связи с успехами их чада и их польщенным самолюбием. Потому что на самом деле на неготовых к спорту мышцах образ – это не спортивный танец, а театральное кривляние. Заметьте, мое поклонение искусству режиссуры в танце не мешает мне так заявлять. Для детей спортивный танец – это, в первую очередь, спорт, и только потом уже искусство. Это совершенно определенно.
Так что же произошло? На самом деле, тренер быстро доказал родителям, что он может сделать из их ребенка чемпиона, тем самым оправдывая затраченные на него деньги. После этого он еще некоторое время «загружал» их головы, поливая бальзам на их родительские души. Он говорил им, что их ребенок необычайно одарен, и только он способен в нем этот дар рассмотреть и развить. Но другие дети, тем временем, осваивают базу и начинают действительно классно танцевать – на мастерстве, на технике, на красивых линиях. Старательный выходит вперед, а талантливый остается в хвосте.
Вот тут-то и начинаются первые трагедии и разочарования, причем и у детей, и у родителей. Продолжения могут быть самыми разными – от постоянной смены партнеров, тренеров и клубов, когда уверенность в собственных из ряда вон выходящих данных так и не покидает такого танцора, до перманентных попыток бросания и снова возвращения в танцы. А все потому, что вовремя не была привиты привычка и любовь к кропотливой работе над собой. Оглядитесь вокруг, и вы увидите массу примеров в ближайших «звездно-больных» знакомых.
Закон
Успешной тренировки
v Что тренировать
v Закон мышечной памяти
v Закон восприятия ритма
v О зрительной памяти
v Техника
v Секреты уверенности, психологические блоки
v Что еще необходимо уметь и иметь, кроме большого желания
v Правила успешной тренировки
v Планирование тренировок
v Правила безопасности
v Психологический настрой на тренировку
v Упражнения
v Что означают травмы
v Как научиться видеть прогресс в своем танце
v Что мешает воспринимать новую информацию
v Что делать, когда не хочешь тренироваться
v О родительском участии.
v Опыт
Что тренировать
Язык танцора, его инструмент, с помощью которого он передает информацию - это его мышцы. Мало знать, что передать зрителю, мало хотеть это передать, необходимо в совершенстве владеть инструментом - телом. Для того, что бы научиться пользоваться этим инструментом, существуют различные системы тренинга, позволяющие сконцентрироваться на различных аспектах танцевания:
· Тренировка координации движения, позволяющая научиться контролировать, где в данный момент находится каждая из частей тела и что она делает, и скоординировать их движение;
· Тренировка ритма, в огромной степени зависящая от мышечного тонуса и скорости реакции, поскольку мало слышать и понимать ритм, необходимо научить свое тело быстро, в ритм передвигаться;
· Тренировка техники движения - одна из самых важных составляющих тренировочного процесса, поскольку именно техника обучает танцора создавать красивое, быстрое, сильное движение при минимальных энергетических затратах;
· Повышение уровня физической формы - это тренировка силы, гибкости, выносливости, умения концентрироваться и расслабляться, сокращать и растягивать мышцы;
· Обучение актерскому мастерству и владению энергетической силой, заложенной в каждом из нас - той сутью, которая наполняет форму (линии, движение, ритм) смыслом, несущим в себе информацию, которую танцор передает зрителю.
Что мы видим в первую очередь, глядя на танцора? Тело. Инструмент танца. Для того, что бы научиться исполнять на нем, неплохо было бы понять, как оно работает.
Основной элемент танца – работа мышц. Мышцы обладают различными свойствами: растягиваются, сокращаются, напрягаются, расслабляются. А так же они обладают своей собственной, мышечной, памятью. Танец состоит из сложнейших комбинаций действий мышц, а тренировка состоит из:
§ Тренировки мышечной памяти (запоминание определенных комбинаций сокращений, растягиваний и т.п.)
§ Тренировки увеличения амплитуды растяжения и сокращения мышц
§ Тренировки скорости перехода мышц из одного состояния в другое
§ Тренировки скорости реакции, т.е., скорости управления работой мышц мозгом, скорости передачи информации от мышц к мозгу и обратно.
Разумеется, тренирующийся танцор не задумывается об этом. Он смотрит в зеркало, добиваясь определенной «картинки» от себя. Однако, есть законы психические, физические и психофизические, знание которых помогает рациональнее распределять свое внимание на тренировках, и в результате быстрее добиваться эффекта – той самой желанной «картинки».
Закон мышечной памяти:
Мышцы запоминают информацию лишь тогда, когда нагрузка на них превышает норму (обычные каждодневные нагрузки), когда мышцы нагружаются до предела. На этом основан тренинг во всех двигательных видах спорта, а так же в любой другой деятельности, где результат этой деятельности зависит не только от работы ума, но и рук, ног и пр. Любые навыки, ловкость, будь то мастерство канатоходца или скоростная работа на клавиатуре виртуозной секретарши, зависит от тренированности тех мышц, которые отвечают за мастерство в данном виде деятельности.
Мышцы не любят бессмысленных повторений: если танцор одно и то же движение делает с одинаковой нагрузкой, не увеличивая растяжение, или сокращение, или силу, скорость, амплитуду – мышцы не запоминают это движение. Вы можете запомнить его зрительно, но для мышц оно останется чужим, неудобным, не ляжет в основу танца.
И еще одно правило: любое негативное настроение вашего ума или души сводит к нулю все ваши усилия. Если тренировка не приносит хотя бы морального удовольствия (о физическом говорить не приходится), удовольствия от того, что вы – хозяин своего тела, что вы побеждаете лень и инертность, если вы не любите танцевать, вы будете учить самые простые вещи годами. Мышцы запоминают только тогда, когда ваша психика настроена положительно и не сопротивляется нагрузкам и информации.
Закон восприятия ритма
Проблема ритмичности исполнения танца состоит в том, что сначала ухо танцора слышит удар ритма и только после этого тело начинает двигаться. Поэтому, какова бы ни была скорость реакции танцора, он все равно будет опаздывать, хоть и на мельчайшую долю временного интервала. Тренировка восприятия и исполнения ритма заключается в том, что бы научиться предугадывать следующий удар ритма, готовиться к движению до удара и совершать движение таким образом, что бы самый устойчивый момент движения (баланс, пауза, вставание на ногу), пришелся точно на удар.
О зрительной памяти
На начальном этапе обучения тренеру очень помогает зеркало: ученики видят себя и могут сами контролировать движение. Но так происходит до определенного времени. В какой-то момент зеркало начинает мешать: танцор фиксируется на своем отражении и теряет мышечный контроль движения, остается только зрительный.
Когда девушка привыкла красить губы или надевать серьги перед зеркалом, без зеркала ее руки теряют уверенность, движения становятся неверными, возникает ощущение, что руки от одного человека, лицо от другого и одно никак не может скоординироваться с другим. То же самое в танце: если идет упор на зрительное запоминание движения, мышечная память выключается или, по крайней мере, не работает в полном объеме.
Эксперименты показывают, что один и тот же танцор, разучивающий движение перед зеркалом, ошибается раз в пять чаще, чем когда он занимается без зеркала – он словно охватывает свое тело внутренним взглядом, через мышцы чувствует, что и как он делает, контролирует движение изнутри. Неопытные танцоры, бывает, разучивая какое-то движение, настолько озабочены тем, что происходит в зале, как другие воспринимают информацию, как другие ее делают, что вообще не запоминают ни шага. Приходиться заставлять их «сдавать зачет» по очереди или с закрытыми глазами, для того, чтобы они не отвлекались на товарищей.
Кроме того, когда танцор, занимающийся перед зеркалом, делает ошибки, он непроизвольно концентрируется на этом, пытаясь сделать правильно. Происходит парадоксальная психологическая установка: танцор концентрируется на негативе, на том, что у него не получается, испытывает от этого психологический дискомфорт, вследствие которого мышцы закрепощаются и уже, как ни старайся, не могут сделать стопроцентно правильно. Начинается война танцора с самим собой и продолжается до конца тренировки.
В результате, танцор уходит с тренировки уставшим, раздраженным, с ощущением, что у него ничего не получается. Даже если первые 20% тренировки что-то дали. На следующую тренировку, скорее всего, этот танцор уже придет с негативным предощущением и снова начнет воевать с самим собой.
Техника
Вероятно, вы уже столкнулись с тем, что работая с разными педагогами, вам каждый раз приходится удивляться обилию деталей в техническом исполнении того или иного танца. Причем, каждый из педагогов предлагает свое толкование, а нередко одни педагоги категорически отрицают то, что дают другие.
Необходимо понять, что для того, чтобы развиваться по намеченному пути, нельзя излишне увлекаться противоречивой детализацией.
Техника – это спортивная основа танца, дающая нам, в первую очередь, необходимые для танца контроль над телом и контроль над балансом (устойчивость). То есть. Она учит тело не мешать чувствам. Когда мы имеем подготовленное техникой тело. Оно не мешает нам своей непослушностью, немощностью или непредсказуемостью отражать в танце смысл отношений между мужчиной и женщиной теми средствами пластической и музыкальной выразительности, какими мы выбираемее выражать.
Один из важнейших критериев танца – это естественность движения. Очень многие тренеры, увлекаясь своим видением танца, в результате, порождают много танцоров, танцующих неестественно, вычурно, некрасиво, выполняя движения с непонятной целью: для красоты ли? Для скорости? Для чего? И это отталкивает от спортивного танца, в первую очередь, зрителя.
Определите для себя, прежде всего, тот фронт работ над телом. Который обеспечит вам свободу владения своим телом. А затем выбирайте тот стиль, что вам по вкусу.
В настоящее время латиноамериканский танец менее всего привязан к тем пластическим канонам, с которых он начинался, как вид конкурсного искусства в Европе. Важна не сама по себе последовательность какому-то стилю, как наиболее правильному, а ваше личное чувство танца, тот стиль, которому доверяет ваша душа.
Кто-то предпочитает классический английский стиль – строго и без излишеств; кому-то нравится необузданная сексуальность с акцентуацией внимания на нижнюю часть тела; кто-то обожает запредельные возможности трюкового танца, насыщенного гимнастикой и акробатикой; а кто-то является поклонником красноречивой эмоциональности джазовой пластики. Выберите то, что вам по вкусу. Здесь нет лидеров, каких-то наиболее правильных вариантов танца. Суть в том, что только то, что вы любите и приемлете, вы исполните наиболее убедительно. Поэтому, нет смысла брать уроки у того, кто престижен. Есть смысл брать уроки у того, кто вдохновляет вас своим танцем, мастерством, трактовкой, видением, характером.