Пограничные состояния у сотрудников правоохранительных органов
В последнее десятилетие пристальное внимание привлекает к себе феномен пограничного личностного расстройства (ПЛР). Диагностика ПЛР у сотрудников на ранних стадиях изменения личности представляется особенно актуальной.
Экстремальные условия деятельности сотрудников правоохранительных органов характеризуются значительными психологическими перегрузками, стрессами и повышенным риском возникновения нервно-психических расстройств. Типичными примерами таких условий являются действия по освобождению заложников, пресечению массовых беспорядков, участие личного состава отрядов специального назначения в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
В последние годы среди разнообразных видов негативных явлений, имеющих место в профессиональной деятельности сотрудников, особую озабоченность и тревогу вызывает тенденция роста числа самоубийств. Данные статистики свидетельствуют, что из-за самоубийств УИС зачастую теряет зрелых в профессиональном отношении сотрудников.
Суицидальное поведение – есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального (семейного) конфликта. Наряду с психологическими и микросоциальными факторами, в развитии ПЛР принимают участие социокультурные влияния.
Paris (1996) находит, что импульсивность и аффективность, как «корневые» черты ПЛР, усиливаются при воздействии психосоциальных стрессоров.
Сотрудники правоохранительных органов, с ПЛР, испытывая серьезные трудности в общении, личной жизни, профессиональной деятельности, зачастую не обращаются за профессиональной помощью. Эти люди представляют проблему, как для себя, так и для других, особенно близких людей.
Следует отметить, что сотрудники органов внутренних дел при поступлении на службу проходят тщательный медицинский и профессиональный психологический отбор. Казалось бы, заболеваемость у них также должна быть ниже, чем у работоспособного населения в целом. Однако в связи со сложностью и напряженностью оперативно-служебной деятельности трудопотери в правоохранительных органах, превышают таковые среди других профессий в 2,5 раза, и с каждым годом этот разрыв увеличивается.
Среди заболеваний, ставших причиной первичного выхода на инвалидность сотрудников органов внутренних дел, третье место занимают психические расстройства и их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению.
В связи с тем, что пограничные психические расстройства зачастую сочетались с теми или иными соматическими нарушениями. Заболевшие, в первую очередь, обращались к врачам терапевтического или неврологического профилей. Проходили годы безуспешного лечения, пока человек с уже сформировавшейся хронически протекающей психической патологией попадал в поле зрения врача-психиатра.
Пограничное расстройство обычно не обнаруживается при одноразовом, а тем более при поверхностном обследовании. Сотрудники с ПЛР часто стараются проявить себя в контакте со специалистом с лучшей стороны, скрыть или преуменьшить свои проблемы, прибегая в качестве своей защиты к использованию различных вариантов ролевого поведения. В результате всегда существует реальный риск неправильной оценки таких людей, их характерологических черт, истинного отношения к себе и другим. За маской формального ролевого поведения нередко скрываются зависть, агрессивность, импульсивность, слабость идентичности и др.
При определении психической нормы возникают значительные трудности. Б.Д. Лысков отмечает: «…реально наблюдается много таких разновидностей форм поведения или состояния психики, где однозначно определить их отношение к норме или патологии представляется крайне затруднительным, а при определенных обстоятельствах – даже невозможным». Так психически здоровый человек может нарушать социальные и правовые нормы, в то время как при психической патологии зачастую наблюдается вполне законопослушное, во всех отношениях приемлемое для общества поведение.
Существуют промежуточные между нормой и патологией состояния – транзиторные, обратимые, которые могут перерасти в более стойкие расстройства, если вовремя не обратить на них внимания. Но как отделить черты характера от невроза, от психопатии или более выраженных психических расстройств, если не использовать единообразный психологический инструмент и единую методологическую платформу, как для нормы, так и для патологии? По своим физиологическим и психологическим особенностям у людей это происходит по-разному. Еще вчера состояние можно было расценивать как нормальное, а сегодня оно уже таковым не является.
DSM-IV (АРА,1994), DSM-IV-TR (АРА,2000) классификаторы психических расстройств Американской Психической Ассоциации определяют личностное расстройство как «длительный паттерн внутреннего переживания и поведения, который отчетливо отклоняется от ожиданий культуры индивидуума, пронизывает его, не проявляет гибкости, имеет свое начало в подростковом или раннем взрослом периоде. Обнаруживает стабильность длительное время и приводит к дистрессу или нарушению» (АРА,1994, с.629)
Согласно DSM-IV-TR (2000), диагноз ПЛР основывается на девяти признаках. Для диагностики ПЛР достаточно, по крайней мере, пяти из следующих характеристик:
1) Неистовые порывы избежать реального или воображаемого покидания.
2) Паттерн нестабильных и интенсивных межличностных отношений, характеризующийся альтернированием между экстремальной идеализацией и девальвацией.
3) Нарушение идентичности Self-имидж или ощущение себя.
4) Импульсивность, по крайней мере, в двух самоповреждающих зонах (например: расточительство, секс, злоупотребление субстанциями, рискованное вождение машины, обжорство).
5) Повторяющееся суицидное поведение, жесты или угрозы, или самоповреждающее поведение.
6) Аффективная нестабильность и отчетливая реактивность на средовые ситуации (например, интенсивная эпизодическая депрессия, раздражительность или тревожность, обычно длящаяся несколько дней).
7) Хроническое чувство пустоты.
8) Неадекватная, интенсивная злость или трудность ее контролировать.
9) Транзиторная (переходящая), связанная со стрессом паранойя или тяжелые диссоциативные симптомы (чувство нереальности).
ПЛР в настоящее время является часто диагностированным расстройством. Исследования Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой показали, что приблизительно 10 % всех больных пациентов, наблюдаемых во внебольничных психиатрических центрах, и 20 % госпитализированных соответствуют критериям ПЛР. В течение последних 10-ти лет отмечено, что женщины диагностируются как страдающие ПЛР в три раза чаще, чем мужчины.
При изучении ПЛР используют психодиагностические методики:
1) на определение индивидуально-типологической принадлежности;
2) поуровневого изучения личностных свойств и особенностей состояния с учетом искажений и защитных тенденций в ситуации обследования;
3) оценки степени выраженности различных тенденций, определяющих степень адаптированности личности и уровень дезинтеграции.
Kreisman и Straus (2004) в качестве ключевых и «ранних предупреждающих признаков» выделяют некоторые жизненные события и поведение, факторы на основании которых представляется возможным прогнозировать развитие ПЛР:
- травматические детские переживания (особенно физическое или сексуальное насилие);
- поведение саботажа (настроенное на поражение поведение при интервью принятия на работу, разрушение хороших отношений);
- история нарушенных отношений, увольнений, разрыв различных договоров и соглашений;
- частые смены школ, частые разводы, повторные браки;
- история болезненных брачных отношений (браки с агрессивными лицами, алкоголиками);
- отношения с контролирующими, нарцисстическими лицами;
- использование переходных объектов для самоуспокоения и комфорта (кукол и других игрушек);
- сексуальная спутанность (например, бисексуальность);
- опасное поведение, которое воспринимается как возбуждающее (злоупотребление субстанциями, промискуитет, кражи, булимия, анорексия);
- частые конфликты (особенно со значимыми лицами, старыми друзьями, сотрудниками по работе, членами семьи);
- повторные истории насилия в ролях "Агрессора", "Жертвы" или того и другого;
- резкие изменения в подходах (идеализация друга, а позже обзывание его / ее наиболее плохими именами, восторг от книги, а позже оценка ее как скучной и др.);
- влечение к экстремистским организациям (религиозным или политическим);
- лучшее функционирование в жестко структурированных организациях (например: низкая успеваемость в школе, но отличное поведение в армии).
Страх покидания занимает центральное место в структуре фобии при ПЛР, формируясь уже в депрессивной позиции. Этот страх выступает не в качестве изолированного феномена, но воздействует негативно на различные формы поведения:
- нарушает формирование близких отношений;
- нарушает формирование идентичности;
- предрасполагает к значительным колебаниям настроения;
- предрасполагает к взрывам гнева и самодеструктивному поведению.
Как отмечают Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева, особенности ПЛР влияют на карьеру, что связано с нестойкой мотивацией. С точки зрения рационального подхода, лица с ПЛР иррациональны. Если они долго занимаются чем-нибудь, интерес к этому занятию обычно теряется. Наличие серьезных успехов и перспективы дальнейших достижений не является достаточной мотивацией, стимулом для продолжения данной деятельности, в связи с желанием быстро переключиться на другие виды активностей. Это касается круга общения и любимых занятий, которые очень быстро надоедают. Такое отношение к жизни делает ее состоящей из отдельных отрезков, каждый из которых не похож на другой. Лица с ПЛР как бы проживают много жизней. Наличие микроидентичностей позволяет им быть разными людьми, проживающими различные жизненные сценарии в отношениях к профессии, друзьям, хобби и т.д.
Эти люди обладают тонкой психической организацией с хорошо развитой эмпатией. Они умело распознают эмоциональное состояние человека, с которым общаются. Функционирование бессознательной системы разума обострено. Понимание того, что это – их сильная сторона, присутствует. Они характеризуют себя как хорошо разбирающихся в межличностных отношениях.
Обостренное восприятие людей приводит к психическим микротравматизациям и провоцирует изменения состояния.
Для ПЛР характерно самоповреждающее поведение с частым нанесением себе порезов, микротравм. У людей, которые мало их знают, возникает впечатление о демонстративности, стремление привлечь к себе внимание, шантажировать. Анализ показывает, что одной из причин такого поведения, связанного с аутодеструктивным драйвом, является стремление испытать боль и проверить, насколько далеко при этом можно зайти. Известно, что лица с ПЛР часто совершают суицидные попытки. Незавершенное самоубийство не носит у них, как правило, демонстративного характера. Оно не завершилось «не по их вине», это произошло случайно. Тем не менее, после неудавшейся попытки состояние может измениться, и стремление свести счеты с жизнью становится неактуальным.
Лица с пограничным личностным расстройством также проявляют выраженную тенденцию к аддиктивным реализациям (Stewart, 1996 и др.). Это негативно влияет на их профессиональный рост.
Употребление изменяющих психическое состояние веществ, связано у них, обычно, со стремлением смягчить или устранить неприятные эмоциональные переживания, а также может быть компонентом в структуре импульсивности. В последнем случае аддиктивные реализации особенно интенсивны и социально опасны. Это значительно затрудняет эффективность коррекции. На фоне интоксикации алкоголем и другими веществами усиливается риск самоповреждающего поведения, несчастных случаев, физической и сексуальной травматизации (Meickerbaum, 1994 и др.).
Аддиктивные тенденции у лиц с ПЛР проявляются, в особенности, в случаях их воспитания и аддиктивных семьях, где в повседневной жизни присутствовал алкогольный сценарий. Интенсивное употребление алкоголя у лиц с ПЛР может входить в структуру импульсивного поведения, ограничиваясь рамками последнего, но может также выступать как способ устранения неприятных переживаний, изменения общего фона неудовлетворенности собой и окружающим миром. В последнем варианте наблюдается нередко смена компульсий с фиксацией на еде (переедание), азартной игре, сексе и др.
При пограничном личностном расстройстве необходимо учитывать характерные неожиданные смены эмоционального состояния, которые не контролируются на сознательном уровне.
Поэтому усилия психолога должны быть направлены на проведение психодиагностических исследований в контексте целостной личности, оценки индивидуально-типологической особенности человека, а также учета степени его адаптированности, и построение адекватной системы воздействия на сотрудника с целью раскрытия ресурсов развития человека.
Раздел 2.