Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Достоевского интересовала не абстрактная философская истина, а та идейно нравственная правда, которая пережита и лично выстрадана человеком. Личностный характер философской проблематики закономерно выдвинул на первый план вопрос о нравственной ответственности человека за все, что происходит в мире. Раскрытие такой проблематики естественно вело к появлению в произведениях Достоевского глубокого психологизма . Своеобразие его психологического стиля во многом определялось и особым характером изображенных им героев.
В разрешении нравственных вопросов герои Достоевского идут до конца, максимально заостряя философскую проблематику. Это также способствует тому, что внутренняя жизнь героев приобретает напряженность и остроту. Указанные особенности проблематики обусловили своеобразие психологизма Достоевского. В первую очередь надо отметить, что внутренний мир предстает в особом ракурсе: мы почти не увидим у Достоевского изображения нейтральных, обычных психологических состояний душевная жизнь в ее крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряженности. Показывая психологические состояния в их максимальном развитии, а переживания и чувства в предельно обостренном виде, Достоевский проникал в самые глубинные пласты человеческой психики - обнажалась неисчерпаемая сложность натуры человека, ее бесконечная противоречивость. Изображение духовной жизни в полярной противоположности ее составляющих является другим важнейшим принципом психологизма Достоевского.
Герой прекрасно знает свой внутренний мир, с самого начала осознает всю подсознательную логику своих настроений, с точностью предвидит, какие переживания вызовут в нем те или иные поступки. Неисчерпаемость психологических глубин, невозможность до конца объяснить все душевные движения с давних пор художественно запечатлевались в лирике. Иногда картина внутреннего мира дается Достоевским даже не как абсолютно достоверная, а как возможная, приблизительно точная. Словом, в психологическом повествовании Достоевского внутренний мир предстает как объясненный и истолкованный не до конца; писатель намекает на существование таких темных глубин в душе человека, куда не достает луч даже самого изощренного психологического изображения.
В этой связи надо сказать несколько слов о психологическом анализе в системе психологизма Достоевского. Разумеется, без подробного, расчленяющего изображения нельзя было обойтись, воспроизводя столь сложные и противоречивые состояния души, какие свойственны его героям, да и отмеченная выше «полнота самосознания» героя требовала аналитических форм. В этом поэтика психологического повествования Достоевского сходна с поэтикой Толстого. Художественное внимание Достоевского распределяется между двумя задачами: во - первых, проанализировать сложные психологические состояния и процессы и, во - вторых, воссоздать в романе определенную психологическую атмосферу, а именно: атмосферу предельного психологического напряжения, часто страдания, душевной муки.
Для воссоздания психологической атмосферы используются детали внешнего, предметного мира, тоже отобранные соответствующим образом и тоже повторяющиеся в своем эмоциональном значении, - это предметы и явления, производящие на душу героев тяжелые, неприятные, болезненные впечатления. Через весь роман проходит определенная гамма цветов и запахов: раздражающий, угнетающий желтый цвет, в который окрашено все, начиная от стен и кончая человеческими лицами, даже вода в стакане имеет желтоватый оттенок; вонь, несущаяся из подвалов и распивочных. Прежде чем перейти к конкретным приемам изображения внутреннего мира, необходимо отметить одно свойство психологизма Достоевского, во многом определившее своеобразие его стиля. Это свойство в том, что у него, впервые в русской литературе психологизм стал всеобъемлющей стихиейповествования. У Достоевского же во всей структуре повествования нет буквально ни одной детали, ни одного слова, которые не работали бы на психологизм, не служили бы прямому или косвенному воспроизведению внутреннего мира. Объективная действительность в романе как бы не существует сама по себе - она пропущена через призму обостренного восприятия героя.
Сны и ведения стали одной из важнейших форм психологического изображения у Достоевского. Легко заметить при этом, что легких лил хотя бы нейтральных по настроению снов у героев не бывает: психологические страдания не только продолжаются во сне, а даже усиливаются, потому что в бессознательном состоянии свободнее проявляется тот ужас, который носят герои в душе. В структуру художественного текста, кроме повествования, входит у него еще прямая речь героев - диалоги и монологи, каковых необычайно мало. Темп и ритм монолога становятся сильнейшими средствами психологического изображения, потому что рисуют эмоциональное состояние непосредственно, не аналитически. Таким образом, не только повествовательная речь, но и вся речевая структура «Преступления и наказания» проникнута психологизмом.
Еще одной своеобразной формой психологического изображения стало у Достоевского использование портретных деталей, причем и здесь, как всегда, он весьма оригинален. Любимое мимическое движение - улыбка, усмешка, причем каждый раз иная, соответствующая психологическому состоянию. В эпитетах, проясняющих внутренний смысл этой внешней детали.
Главные черты уникального психологического стиля Достоевского - предельная сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах внутреннего мира человека, умение захватить читателя изображением напряжённейших душевных состояний, художественное освоение «двух бездн» в душе человека.