Методика 27. «Эффективность лидерства»
Следующий опросник в отличие от предыдущего оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. В нем также на вопросы необходимо отвечать однозначно: «да» или «нет».
Текст опросника
1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новей
ших достижений?
а) да, б) нет.
2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми?
а) да, 6) нет.
Часть I. Психологическая диагностика
3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?
а) краткий, ясный, точный;
б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.
4. Разъясняете ли вы другим причины и основания прини
маемых вами решений?
а) да, б) нет,
5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно
находятся в вашем подчинении?
а) да, б) нет.
6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в
обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена
обязанность ими руководить?
а) да, б) нет.
7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление
самостоятельности, независимости в работе и инициативы?
а) да, б) нет.
8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь?
а) да, б) нет.
9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчинен
ным в достижении тех целей, которые ставите перед ними?
а) да, б) нет.
10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими
подчиненными?
а) да, б) нет.
11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом
нуждаются?
а) да, б) нет.
12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хоро
шо выполненную работу?
а) да, б) нет.
13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и
ориентироваться на них в совместной работе?
а) да, б) нет.
14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать
положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в
работе?
а) да, б) нет.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных? а) да, б) нет.
16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем? а) да, б) нет.
17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии
других?
а) да, б) нет.
18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да,
то в какой обстановке?
а) наедине, б) в присутствии других.
19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, до
кладывая об итогах вышестоящему руководителю?
а) да, б) нет.
20. Доверяете ли вы своим подчиненным?
а) да, б) нет.
21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основ
ную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей
и организаций?
а) да, б) нет.
22. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каж
дым из ваших подчиненных, для общего дела?
а) да, б) нет.
23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для плани
рования работы?
а) да, б) нет.
24. Есть ли у вас план повышения своей квалификации?
а) да, б) нет.
25. Существует ли у ваших подчиненных план повышения их
квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)?
а) да, б) нет.
26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу?
а) да, б) нет.
27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей
специальности?
а) да, б) нет.
Часть I. Психологическая диагностика
28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохране
нии и повышении работоспособности?
а) да, б) нет.
29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
а) да, б) нет.
30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с
целью улучшения качества и повышения эффективности их ра
боты?
а) да, б) нет.
31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необхо
димо ориентироваться при его приеме на работу?
а) да, б) нет.
32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удов
летворением персональных просьб, исходящих от подчиненных?
а) да, б) нет.
33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в обще
нии с подчиненными?
а) да, б) нет.
34. Относитесь ли вы к своим подчиненным с вниманием и
уважением?
а) да, б) нет.
35. Уверены ли вы в себе? а) да, б) нет.
36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны? а) да, б) нет.
37. Часто ли вы проявляете творчество в работе? а) да, б) нет.
38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на спе
циальных курсах, семинарах и т.п.?
а) да, б) нет.
39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии реше
ний и в общении с людьми?
а) да, б) нет.
40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если по
требуется?
а) да, б) нет.
■^ef*
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
Замечание.Если эта методика используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.
За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов.
Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов,то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считается высокоэффективным.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как среднеэффективный.
Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше,то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем педагогического или детского коллектива.
Контрольные вопросы
1. Специфика социально-психологических проблем, характерных для взрослых людей в отличие от детей.
2. Мотивационные и эмоциональные особенности взрослых людей.
3. Особенности психодиагностики познавательных процессов у взрослых людей.
4. Методы изучения внимания взрослых людей.
5. Оценка динамики процесса запоминания у взрослых людей.
6. Оценка педагогических способностей взрослых людей.
7. Что такое педагогическая психодиагностика?
8. Методы психодиагностики состояний личности взрослого человека и выводы о его готовности к педагогической деятельности.
9. Методы психодиагностики черт характера взрослых людей.
Часть I. Психологическая диагностика
10. Определение способов решения взрослым человеком жизненных проблем с целью установления его готовности к педагогической работе.
11. Педагогически направленная оценка мотивов поведения взрослого человека.
12. Методы педагогического изучения межличностных установок и отношений взрослых людей.
13. Психодиагностика родительских установок.
14. Определение степени удовлетворенности браком.
15. Выяснение склонности и способности быть лидером.
16. Оценка эффективности стиля руководства людьми.
Практические задания
1.Произвести оценку собственных состояний личности: самочувствия, одиночества, смысла существования, свободы воли и выбора, конфликта в половой сфере, враждебности настроя, расхождения между реальным и идеальным Я, ощущения беспомощности и неприкаянности. Сделать из этого выводы о возможности занятий педагогической деятельностью.
2. Произвести психодиагностику следующих черт характера: оптимизма, объективности, силы воли и независимости.
3. Определить способы решения жизненных проблем, включая диагностику уровня субъективного контроля, способов выхода из затруднительных жизненных ситуаций, чувства юмора у двух-трех взрослых людей или студентов.
4. Оценить мотив аффилиации и мотивацию достижения успехов у двух-трех взрослых людей, включенных в педагогическую работу с детьми.
5. Провести психодиагностику родительских установок (отношений), степени удовлетворенности браком у двух-трех родителей благополучных и неблагополучных детей. Сделать педагогические выводы о правильности этих установок и о влиянии удовлетворенности браком на воспитание детей.
6. Выяснить склонность и способность быть эффективным лидером у двух-трех студентов педвуза.
Индивидуальная карта психологического самоконтроля взрослого человека
Таблица 31
U1
ю
W
Дата проведения обследования | Внимание | Память | Мышление | Личность | |||||
Корректурная проба | Динамика процесса заучивания | Тест Айзенка | Педагогические ситуации | Состояние личности | |||||
продуктивность и устойчивость | распределение и переключение | продуктивность | динамичность | общий уровень развития интеллекта | педагогические способности | самочувствие | одиночество | ощущение бессмысленности существования | |
Таблица 31 (продолжение)
Личность | |||||||||||
Состояние личности | Черты характера | Решение жизненных проблем | |||||||||
свобода выбора (отношение к авторитету) | половой" конфликт | враждебный настрой | расхождение между реальным и идеальным Я | свобода воли | безнадёжность | чувство неприкаянности (бездомности) | оптимизм | объективность | сила воли | независимость | уровень субъективного контроля (УСК) |
и | |||||||||||
р
Таблица 31 (продолжение)
Личность | Межличностные отношения | ||||||
Решение жизненных проблем | Мотивы поведения | отношение к детям | удовлетворённость браком | Способность быть лидером | |||
выход из трудных жизненных ситуаций | чувство юмора | аффилиация | потребность в достижении успехов | тест «Лидер» | тест «Эффективность лидерства» | ||
Часть I. Психологическая диагностика
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. АйзенкГ. Проверьте свои способности. М, 1972.
2. Березин Ф.Б., Мирошников МЛ., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М, 1976. - 176 с.
3. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.
(О диагностике черт личности: 29-35. Личностные опросники: 93-128. Проективная техника: 128-153).
4. БурлачукЛ.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. — 199 с.
5. Гилъяшева И.Н., Собчик Л.Н., Федорова Т.Л. Стандартизированный клинический личностный опросник (адаптированный вариант MMPI). Л., 1982.
6. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. - 256 с.
7. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 312 с. [Вопросники как метод исследования личности: 62-81. Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ): 102-115. Проективные методы: 116-144].
8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. — 216 с.
(Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141-167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167-173. Некоторые методические подходы к исследованию свойств личности: 173-186).
9. Личностный опросник НЭП: Руководство. Ярославль, 1993.
10. Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперименталь
ную психологию личности. М., 1985.
[Типология личности в шкалах MMPI: 87-95. Психодиагностический тест (описание): 203-318].
11. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук и др.
М., 1984. - 191 с.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
12. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Мушин. М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особенностей личности: 6-38. Исследование психических процессов, внимания и компонентов учебной деятельности: 38-51. Диагностика развития эмоционально-волевой сферы личности: 51-58. Исследование межличностных отношений: 58-64).
13. МургулецЛ.В. Методы социально-психологической диагностики личности: учебное пособие. Л., 1990.
(Методики оценки деловых и личных качеств руководителя: 8-17. Методы диагностики личности в системе межличностных отношений: 17-33. Психологическая диагностика направленности личности: 34-66. Биографические методы изучения жизненного пути: 67-69).
14. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столица. М., 1987. - 304 с.
15. Практикум по психодиагностике: учебно-методическое пособие... Балашов, 1992.
16. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. М., 1984. — 151 с.
17. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989.
(Тест-опросник родительского отношения: 80-86. Тест-опросник уровня субъективного контроля: 94-99).
18. Психологическая диагностика: проблемы и исследования /
Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.
[Интеллектуальные тесты: 49-79. Диагностирование специальных способностей и профессиональных достижений: 79-95. Опросники в психологической диагностике личности: 95-107. Диагностика структуры личности (к работам Р. Кеттела): 107-119. Психологическое диагностирование межличностных отношений: 167-197].
19. Психологические тесты (для деловых людей) /Сост. Н.А. Лит-винцева. М., 1994. — 317 с.
20. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.-176 с.
[Тематический апперцептивный тест (ТАТ): 71-101. Методика чернильных пятен Г. Роршаха: 102-151].
21. Тест умственных способностей. Ярославль, 1993.
ЧАСТЬ И.
ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНОЕ