Развитие способностей как индивидуально-психологических свойств личности дошкольника

Итак, способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. Способности делятся на общие и специальные, т.е, общими являются, память ребенка, его наблюдательность, воображение., а специальные это музыкальных слух, склонность к изобразительной деятельности, если ребенок обладает литературными талантами.

Уже с раннего детства родители могут заметить, как ребенок тяготеет к рисованию или к музыки, или еще какие – либо у него проявления существуют. Иногда дети начинают, петь и мы говорим, вот будущей певец растет. Чем больше ребенок занимается, тем видом деятельности, который ему интересен, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 летнего возраста, а раннее закладываются общие предпосылки их становления.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. Сейчас в садах дошкольников стараются включить во все виды деятельности, ролевые игры, конструирование, труд и т.д. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, умения решать спорные вопросы без вмешательства взрослого, оценивать отношения сверстников к порученному делу.

Для формирования способностей к воображению и фантазии, хорошо подойдет сказотерапия, художественные рисунки детей, в этом возрасте самые благоприятные условия для их развития. В любых специальных способностях включается эмоциональная окраска и восприятие окружающих.

Особое внимание, конечно, тут заслуживают одаренные дети, под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, как правило, одаренные дети опережают своих сверстников в развитии. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

23. Развитие эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте.Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

В процессах деятельности, познания окружающей действительности и себя, общения со взрослыми и сверстниками ребенок переживает разнообразные эмоции и чувства, проявляет свое отношение к тому, что его окружает, что а ней происходит Эти переживания образуют сферу эмоций и чувств, которые являются формой отражения действительности, следствием удовлетворения или неудовлетворения потребностиб.

Эмоции (лат emovere - волновать, возбуждать) - психические состояния и процессы, выраженные в форме непосредственного переживания отношения человека к миру, к тому, что она чувствует и делает

Они возникли как средство, позволяющее живым организмам определять биологическую значимость внешних воздействий и внутренних состояний Это - обобщенная чувственная реакция в ответ на сигналы, которые обусловливают изменения и в физиологии организма - в сознании человека возникают не образы предметов и явлений, а переживанияя.

Период от двух до шести лет называют возрастом эффективности, который характеризуют бурные, неустойчивые эмоции, быстрый переход от одного эмоционального состояния в другое

Аффективность (лат affectus - страсть, волнение) - бурный реагирования на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональная импульсивность, которая проявляется в неестественных интонациях, мимике, жестах, по озах, языковых оборотах тощ.

24.Игра как ведущая дея-ть. Игра«вырастает» из предметно-манип-й д-ти в конце р. детства. Нужны игрушки (заместителей) виды игр:- режиссерская игра. -образно-ролевая игра, -сюжетно-ролевой игры, -игры с правилами,-творческая игра -строительные игры, -игры-драматизации. -игры с правилами (дидактические и подвижные игры.) определенное программное содержание, дид. задачи. Подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, роль и сюжет. Направлены на развитие движения, нравственно-волевой сферы личности, становление организаторских и коммуникативных умений Функции игры.-общениюдруг с другом, - становление произвольного поведения (подчинении игровым правилам). -развивается мотив-потр сфера ребен­ка. Игра способствует развитию познав-й сферы (формируется творческое воображение.) -сюжетно-ролевой игры, (функции понарошку). Центр- роль-способ поведения людей в различных ситуациях. соблюдать правила. игровые условия –участвующие в ней дети, куклы, др. игрушки и предметы. Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, Более разнообразными становятся и формы игры в старые сюжеты. 2 основные стадии или фазы: Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия;На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Невыполнение правил приводит к распаду игры.Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. В игре ребенок использует разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы-заместители. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом-заместителем можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым. Значение -предметы-атрибуты. Игрушка- спутник ребенка с первых дней рождения. Первые игрушки - колокольчиками, погремушками. Действия с игрушками усложняются. К дидактическим относятся сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания. (1 год).Необходимы образные игрушки (способствуют усвоению половой роли), Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки).Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы).Театрализованные игрушки(выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей). Спортивно-моторные игрушки (движений, но и развитию пространственных ориентировок). Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. важно не количество игрушек, а их разнообразие.Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте: - игра становится самостоятельной деятельностью ребенка; - ребенок осваивает разные виды игры; - с помощью игры, дошкольник «входит» в разные сферы действительности,

25.Псих. особенности изобразительной д-тиинтерес к карандашу и действиям с ним. манипулирует с карандашом, и у малыша нет намерения что-либо нарисовать. Начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом. Рис. -действие замещения. Начинается развитие собственно изобр. д-и, возникает изобр. функция рисования. Слово закрепляется за каракулей. малыш стремится чтобы его рисунок узнавали другие люди.Изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют важное значение, чем сам рисунок. Рисование, отражает знания и представления ребенка о действительности. 3г- прямые линии. до 5 лет – человек. После 5 -сюжеты любимых сказок, собственного опыта. В изо. усваивает разные элементы социального опыта (отражая в рисунках себя, свою семью, социальные явления). Гл. средствами выразительности: - линия и цвет. -Композиция и величина ( освоением пространства листа). Рисунок включает весь опыт малыша: то, что он видит, знает и чувствует. Он отражает внешний вид предмета, знание о нем и двигательно-осязательный опыт. С помощью речи поясняет содержание изображения, рисунок адресован другому чел. и должен быть ему понятен. Речь постепенно начинает контролировать, планировать и регулировать процесс. Замыслы неустойчивы. Внешние раздражители,заставляют отказаться от первоначальной цели.Речь может отрицательно влиять на оригинальность рисунка.Взрослые, знакомят ребёнка с изображением человека. Сразу узкое число объектов (до 5 лет). Затем рисует всё, что вызывает у него интерес. Основная направленность – изобр. объективного мира и фант. персонажей. Факторы тематики:- принадлежность ребёнка к определённому полу,– ценностные ориентации национальной культурыи социального устройства общества, -изображение самого ребёнка и его близких,- автопортрет, реалистов и мечтателей ,- при приверженность ребёнка к одному и тому же предмету рисования. Содержание детских рисунков показывает, что ребёнок чутко реагирует на события и волнения взрослых. Социальные реакции детей адекватны общественному настроению и интересам взрослых.Выделяют следующие типы конструктивной деятельности:- конструирование по образцу - конст вание по образцу - конструирование по условиям - конструирование по замыслу Аппликация и лепка – ещё два вида продуктивной деятельности.

26. Псих хар-ка элем. трудовой д-сти детейТД направлена на изменение, преобразование окр мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда - продукт. Мотивы-общественный х-р. Осущ. С помощью- орудий труда. Эффективность труда обеспеч. постановкой его цели, планированием последовательности действийСтремиться жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Т.действия, они для него интересны и привлекательны. Важно не результат а действие с ним. Потом происх.«гордость за собственные достижения». Предпологает будущий результат. Развивается речь.Виды труда:-труд по самообслуживанию;-бытовой труд, -труд ребенка в природе .Формы-совместный со взрослым труд. -поручение -Обязанность -труде по собственной инициативе. В ТД ребенок устанавливает более прямую, связь с жизнью взрослых, чем в игре. Игра как д-ть для удовольствия, а труд как важная работа. Ребенок постигает смысл проф. Д-и, понимает необходимость каждой профессии, складывается уважительное отношение к труду взрослых.ТД развивается в нескольких направлениях. 1.происходит усложнение ее компонентов. 2. усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.Потом ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким»). Ребёнку надо пояснять для чего это.Постепенно формир. навыки коллективного планирования (самоконтроль). Дети 3-4 ошибок в своей работе не замечают. В 5-7 стараются правильно оценить свою работу, Постепенно действия точными, быстрыми и координированными. Критерием оценки ТД не только достижение результата как такового, а его качество. В ДВ складывается совместный труд со сверстниками. Выделяется организатор, с которым все остальные считаются. Выбор партнеров для совместного труда осуществляется не только на основе симпатий, но и с учетом наличия у сверстника тр. Н и У .Главная задача взрослых - это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему. Организация условий для выполнения трудовых заданий включает:1.обучение детей необходимым способам работы;2.выработку у них соответствующих навыков и умений;3.детальное разъяснение смысла работы, того значения, которое она имеет для других людей;4.помощь детям в планировании и согласовании действий. Укажем особенности в развитии ТД дошкольника: - складываются общественные мотивы труда; - расширяются и усложняются трудовые умения и навыки; - формируются целеполагание, планирование и самоконтроль; - расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности; - складывается совместный со сверстниками труд; - появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие- формируется представление о труде взрослых.

27.Учебная,деятельнось Компоненты УД.-мотивация (познав. потребность и потребность в саморазвитии), - уч. задача (система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия), - .уч. операции, они входят в состав способа действий,— контроль, -оценка. Ребенок, контро­лируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. Свою работу дети высоко оценивают, других – критично.ЗАДАЧИ:адаптировать детей к работе в школе, -поддерживать постоянный интерес, -сдержива­ния эмоций и регуляции естественной двигательной активности, Ребёнок должен регулир. своё поведение.Есть индив. различиями. (комуто легко учится и наоборот). УД - это де-ть, направленная на усвоение науки и культуры,. УД требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и чем я стал" В структуру УД входят: У задача - это то, что ученик должен освоить.У действие -что ученика должен сделать, Де-е контроля –правильно ли делает.Де-е оценки - достиг ли результата.Вначале действие с учителем. материал лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем, Усвоение детьми знаний и умений в ДВ включено в иг. де-ть. УД и игра. Игра доминирует.(спорт. игры, интел. игры). Игра позволяет овладеть высокими общественными мотивами поведения.УД и труд. Иногда знание не применяется на практике. Способствует развитию воли. Учение всегда требует дисциплины. Основной смысл учения - подготовка к будущей деятельности - требует высокой степени произвольности. Формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах. цель – усвоение новых ЗУН а не получе получение внешнего результата. Обучение на занятиях имеет важное значение для первоначального овладения элементами УД. Овладение элементами УД включает формир познав интересов и усвоение умения учиться. С возрастом дети задают больше воросов.Умение учиться предполагает прежде всего понимание смысла учебного задания Управление д-тью в ст. ДВ. Целенаправленность действий. Успехи и неудачи в выполнении заданий -Словесное управление действиями. -Зарождение произвольного внимания. -Ограниченность возможностей произвольного управления поведением. Надо опираясь на игру, постепенно подводить детей к выполнению уч. заданий. Для формирования умения учиться большое значение имеет исп. рисования, конструирования и других сходных видов деятельности

28.психол. Готовность детей к обучению в школе. Проблема обучения детей 6 л.В связи с переходом реб к шк обучению возникает проблема псих адаптации реб к школе как проблема освоения им нового соц пространства развития и новой соц позиции -позиции школьника. Проблема псих адаптации реб к школе является одной из наиболее актуальных проблем переходного периода от старшего дош к младшему шк возрасту. Школьная дезадаптация может происходить по познавательному и личностному типу, а также принимать тотальный характер.Псих содержание адаптации к школе составляет процесс ориентации и освоения реб новой соц ситуации развития в целостном единстве ее составляющих.1. Принятие реб новой соц позиции школьника и «присвоение» нового соц статуса, находящее выражение в формировании внутренней позиции школьника. 2. Присвоение основных компонентов учебной деятельности и переход к последующему самостоятельному ее осуществлению. Уч деятельность не становится ведущей «автоматически» лишь благодаря фактическому изменению соц позиции реб, а имеет свой генезис и определенную динамику развития. Уч деятельность реализуется лишь в определенной системе соц заданных форм сотрудничества, как с соц взрослым, так и со сверстниками.3. Освоение реб новых форм кооперации и уч сотрудничества в системах «ученик -учитель» и «ученик-ученики». Особый характер переходного периода от дош к мл школьному возрасту обусловлен тем, что именно общество и представляющий общество взрослый проектируют и определяют новую соц позицию реб. 4. Целенаправленная перестройка системы отношений «реб -соц взрослый» и «реб -близкий взрослый» (родители) во всех сферах жизнедеятельности реб, инициированная и управляемая взрослым. Исследование условий и динамики псих адаптации детей к школе обнаружило влияние неблагоприятных факторов среды в генезисе школьной дезадаптации. Была показана роль неадекватных методов воспитания и позиции педагогов, семьи, отвержения ребенка сверстниками и детским коллективом в возникновении трудностей адаптации к школе. Псих готовность к школе в целостной системе ее составляющих мотивационной, личностной, коммуникативной, интеллектуальной, сформированности произвольности регуляции поведения и деятельности, напротив, является необходимым условием успешного освоения ребенком новой социальной позиции и учебной деятельности. Особенности развития познавательных процессовРазвитие восприятия Восприятие учеников 1-2 кл характеризуется слабой дифференцированностью, путают похожие предметы и свойства (6 и 9; 3 и букву З). В речевой деятельности реб формируется звуковой анализ слов (он может разложить звуковой образ (слово) на составляющие его звуки).Развитие внимания. Внимание постепенно становится произвольным, Развитие памяти. Данный возрастной этап характеризуется развитием произвольных форм запоминания и воспроизведения информации, Развитие мышления. Мышление реб этого возраста опирается на конкретные, наглядные образы. Между тем возникают зачатки теоретического мышления. На первой стадии (1-2 кл) – наглядно-действенное и наглядно-образное: Развитие речи. Ребенок овладевает письменной речью, что предполагает более высокий уровень развития произвольности, восприятия, мышления.

29.психич. Развитие в мл. школьном возрасте.Развитие психических функций в младшем школьном возрасте Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится МЫШЛЕНИЕ.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. ВОСПРИЯТИЕ - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в стаза" свойства - в основном, цвет, форма и величина. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Стадии: *2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине; *6-9 лет - описание картины; *после 9 лет - интерпретация (логическое объяснение).
ПАМЯТЬ развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего

обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.). В младшем школьном возрасте развивается ВНИМАНИЕ. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

30.Учебная деятельность Млад.шк..Развитие УД будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни. Обра­зуются составляющие УД: уч. дейст­вия, контроль и саморегуляция.Компоненты УД. 1.мотивация.В основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содер­жательной стороне УД, к тому, что изучается, и интерес к процессу УД — как, какими способами решаются уч. задачи. Это также мотив собственного роста, само­совершенствования, развития своих способностей. 2.уч. задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Уч. задачу необходимо отличать от отдельных за­даний. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами сти­хийно открывают для себя общий способ их решения.3.уч. операции, они входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры УД. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая част­ные задачи. 4. контроль. Первоначально уч. ра­боту детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, Без самоконтроля невозмож­но полноценное развертывание УД,. 5. оценка. Ребенок, контро­лируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом недостаточно общей оценки — насколько пра­вильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие опера­ции еще не отработаны. Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выстав­лением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не от­метка как таковая, а содержательная оценка — объяснение, по­чему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.Учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Младшие школьники высоко оценивают свою рабо­ту, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей - критически, чем к своей собственной.

Наши рекомендации