Немецкая психология первой половины 20 в
Вюрцбургская школа, (с 1901 до 1911). Основатель - Кюльпе. Также входили: Майер, Уатт, Бюллер, Марбе, Ах. Их интересовали сами действия, а не их результаты. Предмет и задачи исследований – экспериментальная разработка мышления. Чтобы исследовать процесс они внесли изменения в инструкцию, пронаблюдать то, что происходит в сознании. Они начали с простых задач на чувственное сравнение (нр., тяжести), понимание слов, предложений и т.д. Ввели метод систематической экспериментальной интроспекции (главный метод –самонаблюдение).
Мысли – основные носители мышления. Классификация мыслей:
- мысли как сознание правил
- как сознание отношений
- мысли-интенции
Работа Марбе: на понимание суждения. Испытуемых просили передать переживания. Исследования: процесс протекает без чувственно-наглядного содержания, без образного мышления, без связи с речью. Процесс протекает в форме мысли.
Проблемы, поставленные вюрцбургскими психологами: соотношение внутреннего и внешнего (н-р, мышление и речь), детерминация мышления. Изучение мышления как процесса решения задач. Решение задач – активный процесс, в основе которого особый психологический механизм: установка и детерминирующая тенденция. Они придают мышлению целенаправленный характер.
Гештальтпсихология. Выступала против атомизма, а затем против бихевиоризма.
Впервые понятие гештальт было введено в 1890 г. Эринфельсом. Гештальтпсихология берет отсчет с работы Вертгеймера (1912) (исследования восприятия).
Представители - Вертгеймер, Коффка, Левин, Келлер. Все гештальтпсихологи изначально были физики.)
Предметом гештальтпсихологии является наивная картина мира, опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. Исходный факт – деление зрительного фона на фигуру и фон. Проблемы, которые исследовали гештальтпсихологи: специфика продуктивного и репрододуктивного мышления; роль прошлого опыта в решении задач; мышление и знание; проблема инсайта (дискретное и непрерывное, последовательное и внезапное); идея развития.
«Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 г., в котором ставится под сомнение наличие отдельных элементов акте восприятия. В 20-х годах в берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии.
Келлер. «Физические структуры покоя и стационарного состояния». В 1917г. – изучение человекоподобных обезьян.
Коффка. «Принцип гештальта – фило- и онтогенеза» - образование все более сложных структур, установление отношений, развитие.
1921г. – журнал «Психологические исследования». Важно начинать с наивной картины мира, изучать переживания, феномены так, как они есть. Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестает существовать.
В ходе исследования было показано, что элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов:
- близость элементов друг к другу
- сходство элементов
- замкнутость
- симметричность
Левин. Исследования в области потребностей, воли и аффектов.
Основание человеческой активности в любых ее формах является намерение – потребность. В отличие от других пониманий, он назвал квазипотребностью, которая образуется в актуальной ситуации в связи с приятными намерениями, целями и направления активности человека. Она создает в личности систему напряжения, которое стремится к разрядке – удовлетворение потребности.
Динамическая теория личности. Разрядка потребности осуществляется в определенных ситуациях – психологическое поле. Предметы поля имеют разный заряд по отношению а потребности:
- положительная валентность – предмет приобретает побудительный характер, притягивает к себе.
- отрицательная валентность – не имеет побудительного характера.
«Жизненное пространство» - единство личности и среды. Левин исследовал проблему целеобразности и целенаправленного поведения. Эти исследования ввели в психологию комплекс важных понятий: целевая структура, целевые уровни индивида, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избегать неудачи.
Он обогатил науку рядом методик и методов:
- опыты на прерванное действие
- опыты на запоминание завершенных и незавершенных действий
- опыты на замещение
- опыты на выявление притязаний
- опыты на пресыщение
Внимание уделялось на вопросы лидерства, их типов (авторитарное и демократическое), проблема групповой атмосферы, группового стандарта.
Описательная психология. Основатель – Дильтей ( 1833-1911). Основатель «философии жизни». Главная проблема – понимание загадок жизни. Эту загадку могут решить многие науки – науки о духе, природе и обществе. Все науки должны базироваться на психологии.
Жизнь – полнота, целостность и многообразие переживаний. Внешний мир – объективизация жизни.
Метод – интроспекция, но возможно применение эксперимента в пограничных областях. Предмет психологии – человек и полнота душевной жизни. Душевная жизнь постоянно находится в развитии – переход от элементарных ценностей ко все более сложным. В каждом возрасте есть своя ценность.
Дильтей считал, что существуют науки о природе и науки о духе. Природу мы можем объяснить, а внутренние переживания только описать, т.к. объяснение предполагает поиск и установление причинных связей, а душевную жизнь можно только постигнуть, поняв смысл жизни. Эксперимент возможен только в таких науках, как психофизиология и т.д., но не в центральных областях психологии. Дильтей противостоял вюрцбурцам. Дильтей говорил, что главное в психическом развитии и душевной жизни - постижение и создание новых ценностей. Переход на новую стадию развития означает постижение новых ценностей.
Эдуард Шпрангер ученик Дильтея. Его основная работа - Формы жизни. Ценность – объективное образование, независимое от субъекта, противостоящее ему и оказывающее на него воздействие. 6 групп ценностей: теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические, политические, религиозные. В каждом из нас существуют эти ценности, но в разных пропорциях. => Выделяет 6 типов индивидуальностей (форм жизни).