Виды и функции речи. Взаимосвязь развития мышления и речи в онтогенезе

Язык – система знаков и правил оперирования ими.

Речь – это процесс оперирования языком.

Язык стабилен, речь процессуальна.

Различия –

· язык закреплен в словаре, фундамент, речь- резерв развития языка.

· Язык – совокупность общественных процессов, речь – субъективно -индивидуальна.

· Сначала ребенок овладевает речью, и только затем языком, системой правил пользования языком.

Виды и функции речи:

Речь – сигнальная (оперирует символами) и знаковая (оперирует знаками) внешняя и внутренняя.

За символом всегда стоит определенный образ и определенное аффективное состояние. Знак – предмет действительности. Но для них есть общая функция – коммуникативная.

Внутренняя речь – сокращение, связана с процессом мышления.

Внешняя речь – развернутая.

Внутренняя речь интуитивная, для себя. Внешняя речь – для себя, эгоцентрическая.

Монологическая – письменная, устная; диалогическая – устная.

Устная речь предполагает большую развернутость.

Функции знаковой речи:

· Индикативная (указание на объект реальности) т.к. знак является замещением объекта

· Номинативная (за каждым объектом реальности закрепляется имя)

· Сигнификативная

· Гностическая (всякое слово – это форма обобщения с предметом знания)

Онтогенез

От 1 до 7 лет – дооперациональная стадия развития мышления.

1ый год – сенсомоторная схема объекта, ребенок познает мир с помощью чувств и движений (понимание есть, но объекты реальности не расчленены – синкретизм)

3 года – эгоцентрическая речь, речь для себя (характерна интуитивная схема мышления, на этой стадии дифференциация образа реальности, ребенок способен воспринимать отдельные части объекта, но понятия еще не сформированы).

Мышление в плену у восприятия и нет различия, что ребенку кажется и что есть на самом деле. Еще не сформирована рефлексия, и нет осознания собственного «Я».

К 8 годам – качественный переход от комплексов образов к понятиям.

Этот период до 11 лет. Возникает операциональная стадия мышления, мышление становится конкретно- понятийным. Понятие имеет объем, качество, вес, скорость, понятие абстрактно. Для этой стадии характерно оперирование знакомыми объектами реальности со знакомыми понятиями (формальное мышление). Отсутствие понимания логических правил мышления. Ребенок может выделять существенный признак предмета. Начало формирования рефлексии, но рефлексивного осознания мышления еще нет.

С 11 лет – развитие логического мышления, активное развитие рефлексии, децентрация. Рефлексия – Локк, способность ума быть обращенным на самого себя, Гегель – свойство сознания, форма мышления посредством которой человек может осознавать внутренние душевные процессы, способы и операции производимые мышлением.

В социальной психологии рефлексия понимается иначе – способность встать на точку зрения другого человека, способность понять другого.

В дооперациональной стадии – отсутствие дедукции и индукции (трансдукция – переход от одной части к другой).

Речь - сложившаяся исторически в процессе материально преобразуюшей деятельности людей форма общения., опосредованная языком. Речь является такой ВПФ, которая служит средством об;;--:я:ч »•:

опосредует в развитии формы поведения и все ВПФ.

Этапы развития речи: 1) рефлекторный крик; 2) развернутые формы устной и письменной речи, 3) речь «про себя»; 4) непосредственное понимание текста, представляемого в акте чтения,

Развитие устной речи начинается с врожденных, натуральных реакций. На первом -оду :к;1; ••-:;' голосовая реакция выполняет две основных" функции: выразительную (характеризующую измене;:, ••--эмоционального состояния организма) и функцию социального контакта (накладывает отпечаток ;•:. дальнейшее развитие).

Отношение речи к мышлению является одним из основных аспектов развития речи. Речь развивается «независимо» от мышления на первом этапе. Мышление ребенка в младенческом возрасте развивается независимо от речи. В 1,5-2 года происходит встреча мышления и речи. После «речь становится интеллектуальной, связанной с мыслью, а мысль - речевой и связывается с речью» Ребенок открывает, что всякая вещь имеет имя, а предмету соответствует слово (Штерн).

Здесь происходит осознание связи и отношений между знаком и значением. Ребенок открывает значение знака. Баллон. Бюлл.ер, Выготский считают, что ребенок не открывает значение с;'сз переломный момент не происходит тех активных поисков, которые Штерн видит, а просто ре5<:-;:•-, овладевает внешней структурой значения слов, он усваивает, что вещь называется своим словом, с ••• овладевает структурой, которая может объединить слово и вещь, так, что слово становится свойством веди

Речь первоначально являлась средством общения с окружающими и позже в форме внутренней речи — средством мышления. Словесное мышление - перенесение речи внутрь.

Теория Жане. Слово первоначально было командой для других, и постепенно отделилась от действия. Слово - всегда команда, что является основным средством овладения поведенческой фун;о:.и:-1 командования. За властью слова над ПФ стоит реальная власть начальника и подчиненного. Речь яз.-:яе-:я центральной функцией социальной связи и культурного поведения человека.

Уотсон видит отличие внутренней речи от внешней в том, что первая служит для индивид а-': в :••:.•, . а не для социальных форм приспособления,

Развитие письменной речи - процесс усвоения, осуществляющийся в условиях и с помоцгэ-:' специального обучения. Трудность - сведение этого процесса к тренировке. Овладение письменной ?е'-л:^ Выготский рассматривает как процесс овладения социальной формой поведения, выработанной в история человечества. Использование жестов в игре ребенка называется предметной речью.

У ребенка около двух лет проявляется скачкообразное увеличение словаря, его з.х-гиз.-х-? расширение, после чего наступает полоса вопросов: «Что это?», «Как это называется'7».

Если человека сформировали орудия труда, то психику - орудия психической деятельно;":.' ;:!.-^.:-.: ' Знак - искусственно созданный человеком стимул, средство для управления поведением своим .' .:.!:•••::

Слово в виде устной или письменной речи является знаком. Для ребенка слово - это свойство :::г„т.1: • ( обозначение какого-либо предмета). Ребенок обобщает вещь не по существующим, а по общим призп::;:^" (например, «ква» понимается как лягушка). Прежде всего ребенок усваивает эмоциональную окрас:<у слов;;

Взрослый руководит поведением ребенка. После усвоения ребенком слова, он начинает управл.ч-т ъ поведением взрослых ( с помощью громкой речи). Этап эгоцентрической речи ( речь обращенная л себе. -когда ребенок начинает управлять своим поведением речью. Затем эта речь переходит во внугрен;-::-и:-о (механизм интериоризации) и ребенок начинает управлять своим поведением.

Пиаже считает, что эгоцентрическая речь исчезает. Кольцов считает, что маленький решено-; у-+" обладает эгоцентрической речью: об этом свидетельствует движение его губ, когда он не произгос;-; :;•;.;:- :вслух.

Внутренняя речь. 3 вида:

· Внутреннее проговаривание - речь «про себя».

· Собственно внутренняя речь - как средство мышления.

· Внутреннее программирование (Соколов, Жинкин).

Письменная речь - вербальное общение при помощи письменных текстов. Устная речь - вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Функции речи: Речь имеет полифункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях:

· Коммуникативная функция (слово - средство общения);

· Индикативная (слово - средство указания на предмет),

· Интеллектуальная (слово - носитель обобщения, понятия). Все эти функции речи внутренне связаны друг с другом.

Речь и мышление.

Речь - процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно - исторического опыта или установления коммуникации или планирования своих действий.

Речь может быть: монологической, диалогической, внутренняя, письменная.

Мышление - процесс опосредованного отражения в сознании связей и отношений между предметами и явлениями. Мышление бывает наглядно -действенное, наглядно - образное и отвлеченное (абстрактное)

Мышление связано с языком и речью. В этом - отличие психики человека от психики животного. У животных мышление всегда наглядно - действенное. Только с появлением слова становится возможным отвлечь от познаваемого объекта какое - либо свойство и закрепить это понятие в слове. Мысль отражает в слове материальную оболочку.

Всякая мысль возникает и развивается в связи с речью. Чем глубже продумана мысль, тем четче она выражается в слове и наоборот.

Формируя размышления вслух, человек формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое рассуждение (сопоставление мыслей, возникающих в процессе мышления).

Выготский: в возрасте около двух лет речь начинает становится интеллектуализированной, а мышление - речевым. Ребенок начинает быстро расширять- словарный запас и открывает для себя символическую функцию речи (за словом лежит обобщение)

Пиоже:

1. Сенсомоторный интеллект (0-1,5 ) - действия только во- внешнем плане.

2. Стадия конкретных операций ( 2-7 ) - наглядное мышление.

3. Стадия формирования операций - логическая форма мышления.

Развитие интеллекта идет от

· аутизма (не отличает свои ощущения от ощущений других)

· к эгоцентризму (смотрит на мир со своей точки зрения)

· к социализированной мысли.

Рубинштейн занимался вопросом мышления как процессом и как деятельностью.

Наши рекомендации