Развитие психодиагностики в 1950-е гг

В психодиагностических исследованиях традиционно лидируют уже известные методики. К 1951 г. имелось 1219 публикаций, посвященных тесту Роршаха, в 493 использовалась шкала Стэнфорд-Бине, а Векслер-Белльвю была отдана 371 пуб- ликация. Достаточно много исследований было связано с ТАТ и MMPI. При этом снижался интерес к некоторым методикам, например тесту Сонди. Бурос в 1953 г. сообщает о 793 тестах, т. е. их число увеличилось примерно на 250 за десять лет.

В 1955 г. появляется шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых(WAIS), имевшая аналогичную Векслер-Белльвю структуру. Шкала была стандар- тизирована на выборке, состоящей из 1700 человек обоего пола в возрасте от 16 до

64 лет. В этой выборке были пропорционально представлены лица, относящиеся к различным профессиональным и образовательным группам с учетом их географи- ческого местоположения и принадлежности к городской или сельской местности.

Векслер не предлагает собственного определения интеллекта, следуя спирме- новским представлениям о его структуре. Факторный анализ шкалы позволил вы- делить следующие основные факторы: общий интеллект (G), вербальный фактор, невербальный фактор и фактор памяти. Немного позднее была опубликована

1.3. Психодиагностика в XX в. 57

Развитие психодиагностики в 1950-е гг - student2.ru  
Раймонд Бернард Кеттелл

Родился 20 марта 1905 г. в Хиллтопе, деревне в предместье Бир- мингема (Англия) в семье заводчиков. Семья переехала в Южный Девоншир, когда будущему психологу исполнилось 6 лет. В юные годы он интересовался химией, однако знакомство с работами Сирила Барта определило выбор будущей профессии. В Лондон- ском университете Кеттелл получил все свои ученые степени: ба- калавр в области химии (1924), доктор философии по психоло- гии (1929), магистр в области образования (1932), доктор наук (1939).Тема его первой докторской диссертации — «Субъектив- ный характер познания и дочувственное развитие восприятия». Преподавательскую деятельность начал в Эксетерском универ- ситете с 1927 г. С1932 по 1936 г. — директор городской детской

клиники в Лейсэстере. В 1937 г. по приглашению известного американского психолога Торндайка начинает работу в Колумбийском университете США. В 1938 г. принимает предложение Стэнли Халла и становится профессором университета Кларка. Преподает в Гарварде с 1941 по 1945 г. С 1945 г. жизнь и деятельность Кеттелла связаны с Иллиной- ским университетом. В 1973 г. уходит в отставку. Однако уже в 1974 г. переезжает в Го- нолулу и становится профессором Гавайского университета и Гавайской школы профес- сиональной психологии. Основатель и первый директор лаборатории оценки личности и группового поведения в Иллинойском университете (1946). Один из основателей Инсти- тута тестирования личности и способностей (1РАТ). При его непосредственном участии было создано «Общество многовариативной экспериментальной психологии» и основан журнал этого общества — «Многовариативность исследования поведения». Кеттелл внес фундаментальный вклад в психологию личности и, несомненно, стал одним из тех психо- логов, которые определяли лицо этой науки XX в. Он опубликовал более 50 книг и 400 ста- тей, в которых развивал современную теорию личности, основанную на эмпирических данных, внес крупнейший вклад в психологические методы анализа и измерительные процедуры. Умер Раймонд Кеттелл 2 февраля 1998 г. в своем доме на Гавайях, работая до последнего дня, несмотря на тяжелые болезни, мучившие его много лет.

и первая сокращенная версия векслеровской шкалы интеллекта, так называемая

краткая форма Доппельта(Doppelt shortform, 1956).

Вечно актуальный для исследований интеллекта вопрос о соотношении в нем генетического, врожденного и социального, приобретенного стимулировал неод- нократные попытки создания тестов, якобы измеряющих «чистый» интеллект, не- зависимый от культуры и образования. К наиболее известным из таких тестов принадлежит Культурно-свободный тест для измерения интеллектаР. Кеттел- ла, опубликованный в 1958 г. В дальнейших попытках измерения «чистого» ин- теллекта, как мы увидим далее, произойдут события, значение которых выходит за рамки собственно психологических исследований.

Говоря об измерении общих способностей, нельзя обойти вниманием разрабо- танный в эти годы службой занятости США тест GATB(General Aptitude Test Bat- tery, 1956), который широко используется службами консультации и профотбо- ра. Эта батарея тестов общих способностей первоначально предназначалась для измерения 10 факторов с помощью 15 тестов. К этим факторам относятся общие способности к обучению, вербальные, числовые и другие способности. Позднее, в

1970-е гг. будут собраны данные по обследованию примерно 25 000 работников разных профессий, а также учащихся. Подчеркнем то, что валидность GAТВ и по- зднее разработанных на его основе методик устанавливалась по профессиональ- ным критериям, а не по академической успешности, как это принято в тестах ин- теллекта.

58 Глава 1. История психодиагностики. Введение

Наши рекомендации