Обработка и интерпретация данных по методике
1.Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором (ключом) и подсчитать количество совпадений (за каждое совпадение – один балл) отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.
1. Коммуникативные склонности:
(+) «да»: 1.5.9.13.17.21.25.29.33.37
(‑) «нет»: 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39
2 Организаторские склонности:
(+) «да»: 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38
(‑) «нет»: 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40.
Максимальное количество баллов по каждой шкале 20 баллов.
2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам
К= | Кх |
Ко= | Ох |
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками.
Коэффициент коммуникативных склонностей (Кк) | Коэффициент организаторских склонностей (Ко) | Шкальная оценка |
0,10-0,45 | 0,20-0,55 | |
0,45-0,55 | 0,56-0,65 | |
0,56-0,65 | 0,66-0,70 | |
0,66-0,75 | 0,71-0,80 | |
0,75-1,00 | 0,81-1,00 |
При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:
1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении пред аудиторией. Плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявление коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в серьезной дальнейшей и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе лиц с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят людей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним стремлениям.
5. Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельное решение. Отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
На основе анализа индивидуальных данных можно составить общую характеристику уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей в изучаемой группе. Для этого необходимо:
1. Подсчитать количество и процент испытуемых с низким, ниже среднего, средним, высоким и очень высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей и занести обобщенные данные в сводную таблицу.
Общие показатели коммуникативных и организаторских склонностей
Учащихся ______класса ______школы
№ | Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей | Количество человек | % |
Низкий | |||
Ниже среднего | |||
Средний | |||
Высокий | |||
Очень высокий |
Сделать вывод о том, с каким уровнем развития исследуемых склонностей преобладают испытуемые в группе.
2. Подсчитать средний балл (среднее арифметическое) по группе и соотнести с ключом. Определить возможное направление реализации коммуникативного и организаторского потенциала группы.
3. На основе полученных данных дать психолого-педагогические рекомендации по развитию коммуникативных и организаторских склонностей: группы (при необходимости) и отдельных учащихся.
Методики изучения психологических состояний учащихся