Изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации
Оглавление
I. Задания для самостоятельной работы студента…………….. 4
Раздел 1. Исторические и методологические основы социальной психологии…………………………………………………………... Раздел 2. Социальная психология личности…………………….... | |
Раздел 3. Социальная психология группы………………………… | |
Раздел 4. Социальная психология общения………………………. | |
II. Тесты для самопроверки уровня усвоения знаний курса… | |
III. Практикум……………………………………………………. | |
IV. Словарь специальных терминов…………………………… |
I. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Раздел 1. Исторические и методологические основы
Социальной психологии
Дайте ответ на следующие вопросы:
Что изучает социальная психология как наука?
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Как может меняться предмет исследования социальной психологии, если ее рассматривать
а) как часть социологии
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
б) как часть психологии
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
в) как самостоятельную область исследования, находящуюся между психологией и социологией в качестве независимой дисциплины
____________
Определите объект, предмет и задачи социальной психологии
__________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Обратите внимание на предмет изучения социальной психологии, исходя из этого, определите связь социальной психологии с другими науками.
__________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
По какому критерию производится деление на этапы развития социальной психологии как науки?
____________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Заполните таблицу.
№ | Социально-психологические направления и подходы | Основные представители в России и за рубежом | Краткое содержание обсуждаемых социально-психологических проблем и вопросов |
1. | |||
2. | |||
3. |
Какие принципы применяются в социальной психологии?
______________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Какие трудности стоят перед исследователями при классификации методов социально-психологического исследования?
______________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Заполнить таблицу.
Методы социальной психологии | Условия проведения | Достоинства | Недостатки |
Раздел 2. Социальная психология личности
Согласны ли вы с утверждением Адлера о том, что чувство неполноценности в детском возрасте играет важную роль в дальнейшей жизни людей? Можете ли вы для примера назвать какие-либо ваши устремления или достижения в настоящее время, которые восходят к ранним переживаниям собственной неполноценности?
______________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Можете ли вы сказать, как порядковая позиция в семье повлияла на ваше личностное развитие? (А. Адлер)
______________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Выберите специфический аспект вашего поведения, который вы бы хотели изменить, — нечто, что вы хотели бы делать («Я и хотел бы не делать этого»). Основываясь на способе применения саморегулируемого изменения поведения А. Бандуры, опишите, как вы бы могли использовать пять основных шагов самоконтроля для того, чтобы вызвать желаемое изменение в вашем поведении. Дайте примеры каждого шага.
______________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Как бы вы оценили иерархическую теорию мотивации Маслоу? Имеют ли смысл его теории на мотивацию человека в ключе понимания вашего собственного поведения и поведения других? Приведите пример.
______________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Решите предложенные ниже задачи, определив тип трансакций, используя понятие трансакций, позиций «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Аргументируйте свою точку зрения.
А) определите характер трансакции:
- Мне еще надо реферат сделать к завтрашнему дню.
- Вечно ты все делаешь в последнюю минуту.
______________
Б) Дочь: «Я ненавижу суп и не буду его есть, он невкусный». Мать: «Я сейчас уйду навсегда. Готовь сама себе».
________________
В) Определите характер трансакции:
- Где твой дневник?
Сын: «Потерял».
_____
Г) Отреагируйте на реплику с позиции «Ребенка»:
- Это что такое! Опять опоздание на работу.
______________
Раздел 3. Социальная психология группы
В чем принципиальные психологические различия между большой и малой группой?
______________
Для каких целей в психологической науке необходимо изучение национальной и этнической психологии?
______________
Какие социальные условия способствуют усилению комформности человека в группе?
______________
Изучение среды аудитории университета и ее влияния на уровень активности студентов
Р. Соммер и его коллеги (1973), изучавшие экологию учебных помещений, обнаружили, что уровень активности и отметки были выше у тех студентов, которые сидели в первых рядах и в центральных частях аудиторий колледжа. Однако поскольку студенты сами выбирают для себя места, то можно считать, что эти открытия отражают один или оба следующих процесса: 1) самоселекцию студентов, когда более способные, словоохотливые или более заинтересованные учебой студенты выбирают передние и центральные места; 2) экологическое влияние, когда большая активность, лучшая учеба и более высокие отметки связаны с некоторыми аспектами положения места в аудитории.
Для исследования этого явления нарисуйте план помещения и расположения мест для трех аудиторий, в которых вы занимаетесь (например, большой лекционной аудитории, маленькой и аудитории для проведения семинаров). Укажите уровни активности студентов, занимающих различные места в аудитории (Н — низкий, С — средний, В — высокий).
Какое влияние оказывает среда аудитории на уровень активности студентов? Какие качества характерны для студентов, которые сидят близко к преподавателю или впереди? Какие качества характерны для студентов, которые выбрали места в задних рядах? Оформите отчет, показав на бланке тип аудитории, план помещения, расположение мест и уровень активности.
______________
______________
Изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации.
Многое, что мы узнаем о мужчинах и женщинах, зависит от того, какими мы видим их по телевизору и в кино, на страницах газет и журналов. Как средства массовой информации изображают мужчин и женщин? На этот вопрос вы и попытаетесь ответить, выполняя это задание. Выберите какое-нибудь средство массовой информации — газету, журнал, телепрограмму, радиопрограмму.
Решите, какую выборку вы возьмете для своего исследования (неделя, семь номеров, десять часов и т.п.) и какой именно материал вы собираетесь наблюдать. Записывайте соответствующие данные.
1. Каким источником вы воспользовались (тип носителя информации)?
2. Что вы смотрели (рекламу, мультфильмы и т.п.)?
3. Как вы собирали данные? (В какое время? Как часто?) Что именно вы наблюдали? (Какую телевизионную программу? В течение скольких часов? Какой журнал вы читали? Сколько номеров?)
4. Какие темы, имеющие отношение к тендерным вопросам, вы обнаружили?
______________
________________________