Компьютерная психодиагностика. сятся также разработанная в отделении наркологии Психоневрологического института
сятся также разработанная в отделении наркологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева «Методика исследования самооценки эмоционального состояния», которая направлена на выявление субъективного компонента аффективных расстройств в клинике алкоголизма [Рыбакова, Балашова, 1988]. Методика, представляющая собой адаптированный вариант шкалы А. Вессмана-Д. Рикса №-зшап, Шскз, 1966], позволяет измерить весь спектр проявлений аффективных расстройств, отраженный в самосознании испытуемого.
Названные выше психодиагностические методики самооценки психического (функционального и эмоционального) состояния, построенные по принципу субъективного шкалирования, обладают определенным, заранее фиксированным набором шкал и фиксированным объектом оценивания, в роли которого выступает сам испытуемый (его психическое состояние). Это сближает рассмотренные методики с «контрольными списками» и опросниками по степени возможности использования психосемантического подхода к анализу и интерпретации результатов.
Вобщем виде процедуру субъективного шкалированияможно представить следующим образом.
ЬСоставляется набор объектов. Здесь возможны два варианта: либо берется заранее определенный набор, либо набор объектов определяется экспериментатором в процессе интервью.
2. Испытуемому дается задание: оценить субъективное сходство двух объектов, то есть выбрать одно из чисел цифровой шкалы. Например, от 1 до 4, где 1 - нет сходства, а 4 - сильное сходство.
3. Экспериментально-психологические данные в результате этой процедуры представляются в виде матрицы следующего вида:
D^й1х а12 ... лт
...........................................
йт ат ... аш
Здесь й9 - степень субъективного сходства /-го объекта су-м.
4. Эта матрица подлежит дальнейшей обработке с помощью техно
логии анализа данных.
Так, например, она может быть подвергнута одному из методов анализа данных - многомерному шкалированию - для того, чтобы построить геометрическое пространство минимально возможной размерности, в котором расстояние между координатными точками, соответствующими анализируемым объектам, подобны или соответ-
Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик
и, к- объекты субъектного шкалирования;Г2 Л, -объекты субъективного сходства/-го иу-го объектов;4* - объекты субъективного сходствау-го ик-тообъектов;
J
к'
■+К
Оси >ь У2 находятся с помощью процедуры многомерного шкалирования
Рис. 2.2. Графическое представление результатов процедуры многомерного шкалирования
ствуют субъективным оценкам матрицы сходства, то есть элементам матрицы D (рис. 2.2).
ВвГ Многомерноешкалирование-этопроцедуратехнологииана-
} лиза данных для построения геометрического пространства
минимально возможной размерности, в котором расстояние
между координатными точками подобны или соответствуют
субъектным оценкам матрицы сходства.
ние факторного анализа. В этом случае от матрицы субъективного сходства D переходят к матрице корреляций либо путем нормирования коэффициентов субъективного сходства, либо путем вычисления коэффициентов корреляции каждой пары объектов на основе их субъективного сходства.
Примером использования процедуры субъективного шкалирования может служить работа Э. Смита, Э. Шобина и Л. Рипса [Петренко, 1997], посвященная реконструкции семантического пространства названий птиц и животных. В этой работе испытуемых просили оценить по четырехбалльной шкале степень субъективного сходства 12 названий птиц, а также слов «птица» и «животное». Среднегрупповая матрица сходства подверглась одному из методов анализа данных -многомерномушкалированию.Результатомявилосьдвухмерное семантическое пространство, удовлетворительно описывающее исходные
Компьютерная психодиагностика
Ф2
Низкая
Курица• Животное |
,Ястреб ►Орел |
о
X
а
X
Высокая
Голубь | |
Попугай* | Попугайчик |
ПТИЦА | Малиновка • |
.»Сойка Кардинал | фВоробей |
Ф,
Рис. 2.3. Пример шкалирования «птиц»
матрицы данных (рис. 2.3). Горизонтальную ось семантического пространства - Ф, - авторы интерпретировали как фактор «размер» (орел, гусь, малиновка, воробей, голубой попугайчик), а вертикальную -Ф2 - как фактор «дикость» (орел, сойка, воробей, малиновка) в противоположность домашним животным (курица, утка, гусь).
Ранжирование
Ранжирование, по сути, представляет собой одну из многочисленных модификаций субъективного шкалирования. В этом случае испытуемому дается перечень слов или развернутых названий объектов (либо графических стимулов), и его задача - расположить их по порядку убывания (или возрастания) какого-то признака, заданного критерия.
Типичным примером ранжирования является выполнение экспериментального задания в «Цветовом тесте» Люшера, когда испытуемый раскладывает цветные квадраты в порядке убывания их привлекательности. Процедура ранжирования положена в основу ряда психодиагностических методик, направленных на изучение ценностных ориентаций, например, «Теста ценностных предпочтений», «Методики ценностных ориентаций», «Методики изучения ценностных ориентаций» [Зеличенко и др., ред., 1989; Кокеасп, 1973]. Сферой применения методик, построенных на технике ранжирования, является также самосознание, самоотношение, самооценка. Этот технологический прием используется в методике «Q-сортировка» [51еРпешюп, 1956], а также в «Методике косвенного измерения системы самооценок» (КИСС) [Федотова, 1987; Соколова, 1989].