Характеристика и специфика внутриличностного конфликта

В/л конфликт- когда возникает противоречие внутри человека, одинаково сильно направленное, но противоположное сознанию. Самые опасные, их тяжелее всего разрешить. Человек не зная как их решить, переводит их в межличностные (выводит на окружающих).

ТИПЫ В/л конфликтов:

Мотивационные -возникают одновременно 2 противоположно направленные сильных мотива, они

равносильны д/д. 3 категории мотивационных конфликта: 1. 0дновременно возникают 2 одинаково привлекательных мотива. Надо сделать выбор. Положительный тип «Буриданова осла». Пр-р! -Любовный треугольник. Долго дляться, сильно переживаются. Боязнь потерять один из альтернатив. 2.Возникают 2 неодинаковых мотива и выбор идет между – и – (сказки, камень). З.Возникает непривлекательный и привлекательный мотивы (+и-). (пословицы «И хочется и колется»)

-Ролевые: 1 .межролевые - когда роли, которые мы используем, приходят в противоречие с друг другом.Внутриролевые - это ситуация, когда личностные особенности не позволяют эффективно выполнить привлекательную роль. -Когнитивные конфликты - это когда разные установки приходят в противоречие, изучал Л.Фестингер -теория диссонанса (рассогласование).Когниция -это установка, ценность.

-Экзистенциональные - конфликты смысла жизни. Остро протекают. Может закончится суицидом.

Характеристика психодинамической концепции конфликта; ситуационного подхода, когнитивистской концепции конфликта.

Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях 3. Фрейда, К.Г. Юнга; А. Адлера; Э. Фромма; К. Хорни. Оно и сверх я конфликт между ними.

Ситуационные подходы, опирающиеся на представление конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.

Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта как познавательного феномена в работах К. Роджерса; А. Маслоу; К. Левина; В. Франкла; Л. Фестингера.

1.Теория Адлера – считает каждый из нас испытывает комплекс неполноценности – это главная причина - в/л конфликт. 2.ТеорияЮнга - разделял людей типам: интоверты, экстроверты – орпеделял в/л конфликт. Это врожденные свойства. З. Э.Фромм - считал, что конфликт порождается обществом, которое призывает от нас включаться в борьбу. 4.Хорни - вусловия постоянного соперничества в борьбе против всех, человек становиться враждебным к себе и другим, что порождает постоянное недовольство собой. Общество влияет на рождение конфликтов, оно требует развития любой ценой. 5. Левин - выделил 3 типа в/к и описа их. Причина конфликта в том, что на человека действуют силы равной величины, но разноправленые. 6. Франкл - главная движущая сила человека - это поиск смысла жизни (логотерапия), но ощутить удается немногим. Отсутствие смысла жизни ~ экзист. вакуум и появляется конфликт приводит к неврозу (пустота, апатия, скука). 7.Маслоу - человеку невсегда удается осуществить самореализацию. Разрыв м/у стремлением и результатом порождает конфликт. Все авторы находят прмчину исходя из своей концепции.

7. Причины, особенности протекания, работа психолога с внутриличностными конфликтами. Внутренние причины: противоречия м/у потребностью и социальной нормой; противоречия социальных ролей (на работе надо задержаться и с ребёнком погулять); потиворечие мотивов, интересов, потребностей; противоречия соц-х ценностей и норм (ценность «не убий» и долг защиты отечества).Внешние причины: физические преграды, препятствующие удовлетворению наших потребностей (часовой не пропускает в то или иное место; отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения основных потребностей (хочу кофе, но магазин закрыт и дома кофе нет; биология. Ограничения (люди с физическими дефектами, препятствие в самом организме); социальные условия. Внутриличностные конфликты существуют: 1 мотивационные.

2ролевые,3 когнитивные.4экзестенциональные. 1 - возникают при одновременно протиивоположно направленных мотивах; 2- межролевые, при исполнении противоречат друг с дргом (мама-учитель) и внутриролевые; 3- разные устано­вки приходят к рассогласованию; 4- конфликты смысла жизни. В работе с 1- псих-г должен ограничить клиента во времени на принятие решения (дать время, чтобы конфликт непереживался не > недели). Взвесить все + и -, посоветоваться с большим кол-вом людей. Через неделю на второй консультации принять решение. Если не может принять решение, то путём (орёл и ли решка).В работе со 2 клиентами психолог должен снимать остроту суждений конфликта. Для этого можно обращаться к авторитетным людям, чьё мнение не совпадает с мнением клиента, предлагать рациональные аргументы, которые поколебали бы позицию конфликта. В работе с 3 клинетами психологу необходимо добиться, что бы клиент адекватно оценивал себя, помочь сформулировать жизненные ценности. В работе с 4 клиентами у клиента должна быть возможность связаться с психологом в любое время. Необходимо вместе с клиентом искать то, что может стать новым смыслом жизни.

Наши рекомендации