Результаты диагностики подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи

Фамилия, имя Результаты первичной диагностики Результаты контрольной диагностики
Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень одиночества) Уровень коммуникативных склонностей Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень одиночества) Уровень коммуникативных склонностей
О. К. Средний Средний Ниже среднего Средний НИЗКИЙ СРЕДНИЙ
М. К. Очень высокий Средний Средний Очень высокий Средний Средний
Н. В. Низкий Средний Низкий СРЕДНИЙ НИЗКИЙ НИЖЕ СРЕДНЕГО
П. И. Средний Средний Ниже среднего Средний Средний СРЕДНИЙ
Б. М. Средний Средний Ниже среднего Средний Средний СРЕДНИЙ
Д. П. Низкий Высокий Низкий СРЕДНИЙ НИЗКИЙ НИЖЕ СРЕДНЕГО
Ф. О. Очень высокий Средний Средний Очень высокий Средний Средний
Л. Н. Низкий Средний Средний СРЕДНИЙ НИЗКИЙ ВЫСОКИЙ
Е. А. Низкий Средний Средний ВЫСОКИЙ Средний Средний
М. Д. Высокий Средний Высокий Высокий Средний Высокий

Контрольная диагностика, проведенная через один год, т. е. по истечении реализации программы, показала положительную динамику по результатам методик у подростков с ЗПР. Изменилось эмоциональное состояние с негативного на позитивное. В выборе подростков по цветовому тесту Люшера превалировали яркие цвета (желтый, синий, зеленый) в начале ряда. В целом у испытуемых отмечались активность, стремление к общению, инициативность, отзывчивость, потребность в деятельности, самоутверждении, стремление к независимости, оптимистический настрой, стремление к ярким впечатлениям.

У обеих групп подростков с ЗПР изменились показатели самооценки (она приблизилась к среднему и высоким уровням), снизился уровень одиночества и повысился уровень коммуникативных склонностей.

Так, у четырех воспитанников с ЗПР из детских домов (33,3%) изменился уровень самооценки: у трех она с низкого уровня перешла на средний, а у одного — наоборот, очень высокий уровень стал высоким; у пяти (41,7%) подростков изменился уровень одиночества со среднего до низкого. Также у них на порядок возрос уровень коммуникативных склонностей; у трех (25,0%) подростков он изменился с низкого уровня до ниже среднего, у трех (25,0%) — до среднего.

Аналогичные результаты отмечаются у подростков с ЗПР, воспитывающихся в семьях. У четырех (40,0%) подростков изменился уровень самооценки, у трех (30,0%) он возрос с низкого до среднего уровня, а у одного — до высокого уровня. У четырех (40,0%) подростков изменился уровень одиночества со среднего на низкий. Изменился у них и уровень коммуникативных склонностей. У двух (20,0%) подростков он возрос с низкого до ниже среднего уровня, у трех (30,0%) — с ниже среднего до среднего уровня, у одного (10,0%) — со среднего до высокого уровня коммуникативных склонностей.

В целом у многих подростков с ЗПР сформировалось представление о состоянии одиночества, они изменили свое отношение к данному состоянию, осознали не только отрицательные, но и положительные стороны одиночества, научились эффективно его использовать.

Произошли изменения в сфере самосознания подростков с ЗПР: их самооценка стала более адекватной, они почувствовали себя более уверенными и критичными. У большинства отмечалась эмоциональная стабильность, уравновешенность, отзывчивость. Произошли у них также изменения в сфере общения и в поведении, повысился уровень коммуникативных склонностей, развились навыки межличностного взаимодействия.

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной психолого-педагогической технологии коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР.

В заключении диссертационной работы представлено теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы:

1. Уточнено понятие «одиночество у подростков с ЗПР», под которым понимается эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания внутренней отделенности от значимых людей, находящихся в социальной среде.

2. Установлено, что одиночество — характерное явление для подросткового возраста, оно в равной мере присуще нормально развивающимся подросткам и подросткам с ЗПР, воспитывающимся в разных условиях (условия семьи и детского дома).

3. Выявлены особенности проявления одиночества у подростков с ЗПР, которые отражаются в когнитивном и поведенческом компонентах в структуре одиночества. На когнитивном уровне специфика проявления одиночества выражается в понимании одиночества как состояния физической депривации и как исключительно негативного явления. На поведенческом уровне отмечается недоразвитие коммуникативной сферы у подростков с ЗПР, которое выражается в трудности в установлении дружеских отношений, конфликтности и агрессивности контактов. Особенно это характерно для воспитанников детских домов с ЗПР, у которых искажение коммуникативной сферы обусловлено также условиями социальной депривации.

4. Уточнен психологический механизм, вызывающий одиночество у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома. Основные причины одиночества у подростков с ЗПР — это эмоциональная депривация, которая выражается в недостаточной возможности для установления близких эмоциональных отношений с каким-либо лицом или в разрыве уже созданных эмоциональных связей, эмоциональной холодности родителей, отвержении со стороны сверстников. Эти явления характерны и для воспитанников детских домов, и для подростков, воспитывающихся в семье. Также одиночество у подростков с ЗПР возникает по причине недоразвития коммуникативной сферы, которое отмечается у большинства из них и наиболее выражено у воспитанников детских домов.

5. Разработана и апробирована психолого-педагогическая технология коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР, которая включает в себя знакомство со способами преодоления одиночества, развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков, самосознания, развитие межличностных отношений; формирование временной перспективы, целеполагания; доказана ее эффективность.

Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о специфике понимания и переживания состояния одиночества подростками с ЗПР, которые накладывают отпечаток на их поведение, деятельность, общение и взаимодействие с окружающей средой, и доказали эффективность психолого-педагогической технологии коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР.

Полученные результаты не претендуют на заключение об исчерпанности в решении обозначенной проблемы. Перспективным продолжением исследования может стать дальнейшая разработка структуры и содержания комплекса диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий в работе с указанной категорией детей различного возраста.

Основное содержание диссертации отражено
в следующих публикациях автора:

Статья в рецензируемом научном издании,
включенном в реестр ВАК МО и РФ:

1. Селиванова, Е. А.Специфика проявления одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в семье и в детском доме /Е. А. Селиванова // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск, 2008. — № 10. — C. 332—343
(0,7 п. л.).

Статьи в других научных изданиях:

2. Васильева, Е. А. Изучение феноменов одиночества и лидерства у детей с ЗПР в условиях детского дома / Е. А. Васильева, Э. Р. Рамазанова // Материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. — Екатеринбург, 2005. — С. 19—21 (0,2 / 0,1 п. л.).

3. Васильева, Е. А. Изучение проявления лидерства и одиночества у детей с ЗПР в условиях социальной депривации / Е. А. Васильева, Э. Р. Рамазанова // Вестник психологии и педагогики. — Челябинск, 2005. — Вып. 5. — С. 44—47 (0,3 / 0,2 п. л.).

4. Селиванова, Е. А. Осмысление феномена одиночества / Е. А. Селиванова,
И. Г. Смирнова // Ключевые проблемы качества жизни : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Челябинск, 2006. — С. 211—213 (0,2 / 0,1 п. л.).

5. Селиванова, Е. А. Выявление одиночества у подростков с ЗПР / Е. А. Селиванова, И. Г. Смирнова // Эволюция образования в современном мире : материалы международной научно-практической конференции. — Челябинск, 2007. — С. 134—136 (0,2 / 0,1 п. л.)

6. Селиванова, Е. А. Изучение феномена одиночества у детей-сирот с ЗПР /
Е. А. Селиванова // Педагогика и психология детства : материалы регион. науч.-практ. конф. — Нижний Новгород, 2007. — С. 261—263 (0,2 п. л.).

Подписано в печать 07.05.09. Формат 60 ´ 84/16. Бумага для множ. ап.
Печать на ризографе. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 120 экз. Заказ 2872.

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».
Отдел множительной техники. 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

 
  Результаты диагностики подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи - student2.ru

Результаты диагностики подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи - student2.ru E-mail: [email protected]

Наши рекомендации