Результаты диагностики подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи
Фамилия, имя | Результаты первичной диагностики | Результаты контрольной диагностики | ||||
Самооценка (уровень развития) | Опросник одиночества (уровень одиночества) | Уровень коммуникативных склонностей | Самооценка (уровень развития) | Опросник одиночества (уровень одиночества) | Уровень коммуникативных склонностей | |
О. К. | Средний | Средний | Ниже среднего | Средний | НИЗКИЙ | СРЕДНИЙ |
М. К. | Очень высокий | Средний | Средний | Очень высокий | Средний | Средний |
Н. В. | Низкий | Средний | Низкий | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | НИЖЕ СРЕДНЕГО |
П. И. | Средний | Средний | Ниже среднего | Средний | Средний | СРЕДНИЙ |
Б. М. | Средний | Средний | Ниже среднего | Средний | Средний | СРЕДНИЙ |
Д. П. | Низкий | Высокий | Низкий | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | НИЖЕ СРЕДНЕГО |
Ф. О. | Очень высокий | Средний | Средний | Очень высокий | Средний | Средний |
Л. Н. | Низкий | Средний | Средний | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ВЫСОКИЙ |
Е. А. | Низкий | Средний | Средний | ВЫСОКИЙ | Средний | Средний |
М. Д. | Высокий | Средний | Высокий | Высокий | Средний | Высокий |
Контрольная диагностика, проведенная через один год, т. е. по истечении реализации программы, показала положительную динамику по результатам методик у подростков с ЗПР. Изменилось эмоциональное состояние с негативного на позитивное. В выборе подростков по цветовому тесту Люшера превалировали яркие цвета (желтый, синий, зеленый) в начале ряда. В целом у испытуемых отмечались активность, стремление к общению, инициативность, отзывчивость, потребность в деятельности, самоутверждении, стремление к независимости, оптимистический настрой, стремление к ярким впечатлениям.
У обеих групп подростков с ЗПР изменились показатели самооценки (она приблизилась к среднему и высоким уровням), снизился уровень одиночества и повысился уровень коммуникативных склонностей.
Так, у четырех воспитанников с ЗПР из детских домов (33,3%) изменился уровень самооценки: у трех она с низкого уровня перешла на средний, а у одного — наоборот, очень высокий уровень стал высоким; у пяти (41,7%) подростков изменился уровень одиночества со среднего до низкого. Также у них на порядок возрос уровень коммуникативных склонностей; у трех (25,0%) подростков он изменился с низкого уровня до ниже среднего, у трех (25,0%) — до среднего.
Аналогичные результаты отмечаются у подростков с ЗПР, воспитывающихся в семьях. У четырех (40,0%) подростков изменился уровень самооценки, у трех (30,0%) он возрос с низкого до среднего уровня, а у одного — до высокого уровня. У четырех (40,0%) подростков изменился уровень одиночества со среднего на низкий. Изменился у них и уровень коммуникативных склонностей. У двух (20,0%) подростков он возрос с низкого до ниже среднего уровня, у трех (30,0%) — с ниже среднего до среднего уровня, у одного (10,0%) — со среднего до высокого уровня коммуникативных склонностей.
В целом у многих подростков с ЗПР сформировалось представление о состоянии одиночества, они изменили свое отношение к данному состоянию, осознали не только отрицательные, но и положительные стороны одиночества, научились эффективно его использовать.
Произошли изменения в сфере самосознания подростков с ЗПР: их самооценка стала более адекватной, они почувствовали себя более уверенными и критичными. У большинства отмечалась эмоциональная стабильность, уравновешенность, отзывчивость. Произошли у них также изменения в сфере общения и в поведении, повысился уровень коммуникативных склонностей, развились навыки межличностного взаимодействия.
Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной психолого-педагогической технологии коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР.
В заключении диссертационной работы представлено теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы:
1. Уточнено понятие «одиночество у подростков с ЗПР», под которым понимается эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания внутренней отделенности от значимых людей, находящихся в социальной среде.
2. Установлено, что одиночество — характерное явление для подросткового возраста, оно в равной мере присуще нормально развивающимся подросткам и подросткам с ЗПР, воспитывающимся в разных условиях (условия семьи и детского дома).
3. Выявлены особенности проявления одиночества у подростков с ЗПР, которые отражаются в когнитивном и поведенческом компонентах в структуре одиночества. На когнитивном уровне специфика проявления одиночества выражается в понимании одиночества как состояния физической депривации и как исключительно негативного явления. На поведенческом уровне отмечается недоразвитие коммуникативной сферы у подростков с ЗПР, которое выражается в трудности в установлении дружеских отношений, конфликтности и агрессивности контактов. Особенно это характерно для воспитанников детских домов с ЗПР, у которых искажение коммуникативной сферы обусловлено также условиями социальной депривации.
4. Уточнен психологический механизм, вызывающий одиночество у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома. Основные причины одиночества у подростков с ЗПР — это эмоциональная депривация, которая выражается в недостаточной возможности для установления близких эмоциональных отношений с каким-либо лицом или в разрыве уже созданных эмоциональных связей, эмоциональной холодности родителей, отвержении со стороны сверстников. Эти явления характерны и для воспитанников детских домов, и для подростков, воспитывающихся в семье. Также одиночество у подростков с ЗПР возникает по причине недоразвития коммуникативной сферы, которое отмечается у большинства из них и наиболее выражено у воспитанников детских домов.
5. Разработана и апробирована психолого-педагогическая технология коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР, которая включает в себя знакомство со способами преодоления одиночества, развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков, самосознания, развитие межличностных отношений; формирование временной перспективы, целеполагания; доказана ее эффективность.
Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о специфике понимания и переживания состояния одиночества подростками с ЗПР, которые накладывают отпечаток на их поведение, деятельность, общение и взаимодействие с окружающей средой, и доказали эффективность психолого-педагогической технологии коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР.
Полученные результаты не претендуют на заключение об исчерпанности в решении обозначенной проблемы. Перспективным продолжением исследования может стать дальнейшая разработка структуры и содержания комплекса диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий в работе с указанной категорией детей различного возраста.
Основное содержание диссертации отражено
в следующих публикациях автора:
Статья в рецензируемом научном издании,
включенном в реестр ВАК МО и РФ:
1. Селиванова, Е. А.Специфика проявления одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в семье и в детском доме /Е. А. Селиванова // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск, 2008. — № 10. — C. 332—343
(0,7 п. л.).
Статьи в других научных изданиях:
2. Васильева, Е. А. Изучение феноменов одиночества и лидерства у детей с ЗПР в условиях детского дома / Е. А. Васильева, Э. Р. Рамазанова // Материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. — Екатеринбург, 2005. — С. 19—21 (0,2 / 0,1 п. л.).
3. Васильева, Е. А. Изучение проявления лидерства и одиночества у детей с ЗПР в условиях социальной депривации / Е. А. Васильева, Э. Р. Рамазанова // Вестник психологии и педагогики. — Челябинск, 2005. — Вып. 5. — С. 44—47 (0,3 / 0,2 п. л.).
4. Селиванова, Е. А. Осмысление феномена одиночества / Е. А. Селиванова,
И. Г. Смирнова // Ключевые проблемы качества жизни : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Челябинск, 2006. — С. 211—213 (0,2 / 0,1 п. л.).
5. Селиванова, Е. А. Выявление одиночества у подростков с ЗПР / Е. А. Селиванова, И. Г. Смирнова // Эволюция образования в современном мире : материалы международной научно-практической конференции. — Челябинск, 2007. — С. 134—136 (0,2 / 0,1 п. л.)
6. Селиванова, Е. А. Изучение феномена одиночества у детей-сирот с ЗПР /
Е. А. Селиванова // Педагогика и психология детства : материалы регион. науч.-практ. конф. — Нижний Новгород, 2007. — С. 261—263 (0,2 п. л.).
Подписано в печать 07.05.09. Формат 60 ´ 84/16. Бумага для множ. ап.
Печать на ризографе. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 120 экз. Заказ 2872.
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».
Отдел множительной техники. 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
E-mail: [email protected]