Понятие о деятельности и поведении. Ориентировочная основа деятельности. Навыки, умения и привычки
Деятельность-целенаправленное взаимодействие человека с окр. средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворение потребностей человека.
Деятельность определяется внутренними (псих.и) и внешними условиями, осуществляется в виде различных способов (систем операций и приемов), при помощи определенных средств.
В общая классификация видов деятельности: игра, учение, труд, Из нее выпадает важнейшая форма жизнедеятельности человечества, как формирование социально адаптированного поведения.
Поведениемназывается социально значимая система действий человека. Отдельные поведенческие действия:
-поступок - если действия соответствуют общепринятым нормам поведения.
-проступок - если не соот. этим нормам.
-преступление - общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека.
Предпосылкой поведения, источником деятельности человека явл. потребность.
Деятельность- совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности.
Деятельность осуществляется системой действий. Действие - структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия.
Действие- относительно законченная часть деятельности, решающая промежуточную задачу.
Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий — характер и последовательность операций. Операция - структурная единица действия (в сложной деятельности сами отдельные действия выполняют роль операций). Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.
Приступая к той или иной деятельности, человек предварительно ориентируется в ее условиях, обследует обстановку с целью выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, определяется их значение, возможности их комбинации для достижения цели.
Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средствах называется ориентировочной основой деятельности. Эффективность деятельности человека зависит от содержания ее ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида.
При осуществлении деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным миром: происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также навыками и умениями, привычками субъекта деятельности.
Навык-стереотипизированный способ совершения отдельных действий-операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля.
Навык- это частично автоматиз. действие, которое характеризуется:
-свертыванием регулирующих компонентов - остается лишь осознание задачи действия и оценка его результатов, снимаются такие звенья, как принятие решения и формирование программы (навык письма не требует обдумывания того, как совершать это действие).
-действие на уровне навыка совершается быстро и точно.
-по мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мышечным. (печатать, не глядя на клавиши).
-меньше затрат сил, объединением отдельных, избавлением от излишних движений.
Виды:
- двигательные, сенсорные (распознавания сигналов азбуки Морзе), интеллектуальные навыки и навыки поведения.
-частные(навыки вычисления, решения типовых задач и т.п.).
-общие(навыки сравнения, обобщения и др.).
Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков, т.е. применение навыков в новых условиях называется умением.
Умение реализуется как в привычных, так и в измененных условиях деятельности.
Сформировавшиеся навыки оказывают как положительное влияние на овладение новым действием- перенос навыка(навык езды на велосипеде содействует приобретению навыка вождения мотоцикла), так и затрудняют выработку новых навыков, происходит интерференция навыков (навык печатания по одной системе затрудняет выработку навыка печатания по другой).
В результате повторных действий наряду с навыками формируются привычки. Привычки- упрочившиеся действие, выполнение которых становится потребностью (привычка мыть руки перед едой). Навыки и привычки являются основой простых действий.
Таким образом, деятельность индивида - устойчивая система его взаимосвязей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стереотипизированном поведенческом фонде. Этот фонд способов поведения реализуется в виде простых и сложных волевых действий.