Агрессивность в спорте

Эмоциональное выгорание

Соперничество в крупнейших соревнованиях спортсменов с высоким уровнем физической, тактической, технической подготовки увеличивает психическую напряженность и вклад психологических факторов в достижение победы.Поэтому вполне закономерно то внимание, которое уделяется влиянию психологических факторов на достижения спортсменов.

С этим связано традиционное внимание исследователей к соревновательному стрессу и средствам его преодоления, к проблеме устойчивости спортсменов к различным источникам стресса, возникающим во время соревнований.Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. В статье обсуждаются диагностические критерии, методы профилактики и терапия. В отечественной спортивной психологии психическое выгорание стало предметом изучения сравнительно недавно, хотя важность его исследования очевидна. Большое количество спортсменов оставляет спорт из-за психического выгорания, характеризующегося эмоциональным и физическим истощением, снижением чувства достижения и обесцениванием достижений.

Исследователи отмечают наличие многочисленных источников хронического психического напряжения в спорте высших достижений. Факторами развития психического выгорания являются значительные физические нагрузки, эмоциональные перегрузки, связанные с активным участием в соревнованиях, необходимость контактов с соперниками, судьями, представителями средств массовой информации.

Психическое выгорание является предметом многочисленных теоретических и эмпирических исследований в зарубежной психологии. Ограниченность научной информации о том, каковы психологические ресурсы преодоления спортсменами психического выгорания находится в противоречии с необходимостью их учета в практике подготовки спортсменов, которая обеспечивает реализацию ими своих возможностей и их спортивное долголетие.

Установлено, что психологическими ресурсами преодоления психического выгорания у спортсменов, в силу специфики спортивной деятельности, выступают личностные свойства, обусловливающие отношение к успехам и неудачам, оценку подконтрольности значимых ситуаций спортивной деятельности и способствующие конструктивному преодолению эмоциональных нагрузок.

Разработаны опросники психического выгорания у спортсменов, разработанного на основе опросника C. Maslach, S. Jackson (T. Raedeke, A. Smith, 2001) , опросник копинг – стратегий, разработанный K. Kowalski, P.Crocker (K. Kowalski, P. Crocker, 2001), краткий опросник симптомов перетренированности (Short Overtraining Symptoms Questionnaire).

С помощью этих методик были изучены проявления психического выгорания у спортсменов разного пола, квалификации, занимающихся различными видами спорта. Была выявлена взаимосвязь личностных особенностей и эмоционального интеллекта спортсменов с показателями психического выгорания и предпочтения стратегий преодоления стресса.

Предложены программы тренинга, направленного на развитие личностных ресурсов преодоления психического выгорания.

Агрессивность в спорте

Агрессивность в спорте стала весьма распространенным явлением. Мы видим ее проявления на трибунах стадионов, на скамейках запасных и на игровых площадках. Даже тренеры детских команд иногда заканчивают споры с помощью кулаков, а один отец убил тренера во время обсуждения спортивных способностей своего сына.

Вместе с тем спорт может служить своеобразным механизмом сдерживания распространения насилия и агрессивности. Весьма популярным стало проведение баскетбольных матчей в позднее время, которое, как считают, привлекает внимание членов различных банд, убирая их с улиц, а бокс, борьба и в меньшей степени футбол рассматриваются многими как социально приемлемые способы проявления агрессивности.

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ

Понятие «агрессивность» используется в различных значениях. Мы говорим о «хорошей» (например, когда волейболист «бросается» за упущенным мячом) и «плохой» агрессивности» (например, совершение очевидного и грубого нарушения в баскетболе). Таким образом, это понятие вызывает автоматические ассоциации, а также обусловливает положительную или отрицательную оценку и эмоциональную реакцию (Gill, 1986). Вместе с тем наиболее агрессивное поведение в спорте в сущности не является желательным или нежелательным, а зависит от того, как оно трактуется. Двое зрителей, наблюдая за выполнением жесткой, но «чистой» остановки хоккеистом соперника могут по-разному оценить проявление агрессивности со стороны игрока, выполнившего технический прием.

Критерии агрессивности

Психологи определяют агрессивность как «любой вид поведения или действия, направленный на нанесение оскорбления или повреждения другому живому существу, которое мотивировано на избежание подобного обращения» (Baron, 1977, с.7).

Из этого и подобных определений понятия агрессивности вытекает четыре критерия агрессивности (Gill, 1986):

Агрессивность представляет собой поведение (действие).

Она включает нанесение оскорбления или повреждения.

. Она направлена на живое существо.

Она включает в себя намерение.

Агрессивность определяется как любое поведение (действие), направленное на умышленное нанесение оскорбления или повреждения другому живому существу

Агрессивность представляет собой физическое или словесное действие, но не отношение или эмоциональное состояние.

Агрессивность включает нанесение оскорбления или повреждения физически или психологически.

Агрессивность направлена на другое живое существо. Нанесение удара кулаком кому-нибудь, несомненно, является актом агрессии; то же самое можно сказать и в том случае, если вы швырнете свою кошку, которая поцарапала ваше новое кресло. В то же время, если бейсболист после неудачного действия бросает с отвращением свой шлем.на землю, это не является актом агрессии.

Агрессивность включает в себянамерение. Случайное нанесение повреждения кому-нибудь не является проявлением агрессивности, поскольку человек, нанесший повреждение, не собирался этого делать.

Таким образом, когда спортивные психологи обсуждают проблему агрессивности в целом, они имеют в виду то, что большинство людей называют «плохой» агрессивностью. Кроме того, не все виды «плохой» агрессии являются действительно агрессивными согласно определению спортивных психологов.

То, что многие люди считают примерами «хорошей» агрессивности в спорте (например, атака от сетки в теннисе), спортивные психологи называют напористым видом поведения (Husman, Silva, 1984). Это игра в рамках правил с высокой интенсивностью и желанием победить, но без намерения нанести повреждение сопернику. А теперь проверьте, насколько хорошо вы поняли критерии, характеризующие агрессивность.

Враждебная и инструментальная агрессивность

Психологи различают два вида агрессивности (Husman, Silva, 1984) — реактивную, или враждебную, и инструментальную. При враждебной агрессивности главная цель состоит в нанесении физической или психологической травмы кому-нибудь.

Инструментальная агрессивность имеет место при реализации неагрессивной цели. Например, когда боксер наносит в голову соперника мощный удар, это очень часто сопровождается травмой. Вместе с тем подобное действие обычно является примером инструментальной агрессивности: главная цель боксера — выиграть поединок и, нанося ущерб сопернику (набирая очки за нанесенные удары или нокаутируя соперника), он может достичь ее. Если же боксер прижал соперника к канатам и умышленно желает «наказать» соперника, нанося ему удары в голову и по корпусу, и сознательно стараясь не заканчивать поединок, это классифицируется как враждебная (реактивная) агрессивность.

При враждебной агрессивности главная цель состоит в нанесении сопернику физической или психологической травмы, тогда как инструментальная агрессивность имеет место при реализации неагрессивной цели

В спорте агрессивность чаще всего бывает инструментальной, например:

борец сжимает ребра соперника, вызывая у него чувство дискомфорта с тем, чтобы положить его на лопатки;

тренер баскетбольной команды берет «тайм-аут», когда игрок команды соперников приготовился выполнить штрафные броски, пытаясь таким образом вызвать у него психологический дискомфорт (повышенное состояние тревоги) и помешать точно пробить штрафные.

Специалисты в области спорта должны четко отличать приемлемое инструментальное агрессивное поведение от неприемлемого

Несомненно, что агрессивность, как враждебная, так и инструментальная, включает намерение нанести ущерб. Хотя для спорта характерна, главным образом, инструментальная агрессивность, она не всегда является приемлемой. Поэтому специалисты в области спорта должны отличать приемлемое инструментальное агрессивное поведение от неприемлемого.

ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОСТИ

Почему одни дети более агрессивные, чем другие? Что приводит к тому, что некоторые спортсмены теряют над собой контроль? Является ли агрессивность врожденной или она обусловлена средой? В психологии существует четыре теории, касающиеся причин проявления агрессивности:

Теория инстинкта

Теория разочарования (фрустрации)

Теория социального научения

Комбинированная теория.

Рассмотрим каждую из них.

Теория инстинкта

Согласно теории инстинкта (Gill, 1986), людям присущ врожденный инстинкт агрессивности, который все усиливается до тех пор, пока неизбежно не проявится. Этот инстинкт может проявляться либо непосредственно через нападение на другое живое существо, либо через катарсис, когда агрессивность проявляется посредством социально допустимых средств, таких как спорт, например. Таким образом, согласно этой теории, спорт и физическая культура играют чрезвычайно важную роль в обществе, давая людям возможность проявить свои агрессивные инстинкты с помощью социально допустимых средств.

Определение агрессивности

Используя четыре критерия Джилла, обведите кружочком А или Н, в зависимости от того, считаете ли вы поведение в каждой из приведенных ситуаций агрессивным (А) или неагрессивным (Н)

А Н 1. Футболист выполняет очень коварный, но разрешенный правилами удар в направлении принимающего игрока и позже отмечает, что хотел наказать его за неправильные действия.

А Н 2. Футболист выполняет очень коварный и запрещенный правилами удар в направлении принимающего игрока и позже отмечает, что хотел наказать его за неправильные действия.

А Н 3. Тренер баскетбольной команды ломает стул, протестуя против решения арбитров.

А Н 4. Хоккеистка умышленно наносит удар своей сопернице в отместку за такой же удар, который перед этим нанесла ей соперница.

А Н 5. Автогонщик убивает своего коллегу, столкнувшись с его машиной, неожиданно появившейся и-за поворота.

А Н 6. Пытаясь заставить игрока соперников поволноваться и снова «пережить» предыдущую ошибку, тренер берет таймаут.

А Н 7. Барри знает, что Джон очень болезненно воспринимает замечания по поводу его способности загонять мяч в лунку в напряженные моменты поединка, поэтому он говорит ему, что тренер сказал, что если он будет неудачно играть, то потеряет место в основном составе. Тренер ничего подобного не говорил.

А Н 8. Джейн попадает по голове Фран быстро летящим мячом, который «ушел» от нее.

Ответы:

Агрессивное (хотя удар был выполнен по правилам, действие содержало намерение нанести ущерб)

Агрессивное (было намерение нанести ущерб)

Неагрессивное (действие не было направлено на другое живое существо)

Агрессивное (было намерение нанести повреждение)

Неагрессивное (хотя другой автогонщик был убит, отсутствовало намерение совершить это)

Агрессивное (хотя большинство могут посчитать это тактическим ходом, его цель состояла в том, чтобы нанести вред сопернику, вызвав состояние тревожности и пробудив страх)

Агрессивное (намерение состояло в нанесении психологического ущерба)

Неагрессивное (отсутствовало намерение нанести травму)

Практически отсутствуют доказательства в пользу теории инстинкта агрессивности

врожденного инстинкта агрессивности не было обнаружено, а также не найдено подтверждений понятия «катарсис». Поэтому мы не можем согласиться с теорией инстинкта, утверждающей, что программы физического воспитания и спорта являются социально допустимыми механизмами удовлетворения естественных агрессивных потребностей.

Теория разочарования (фрустрации)

Теория фрустрации, которую иногда называют теорией драйва, гласит, что агрессивность является непосредственным результатом фрустрации, которая имеет место в том случае, если не достигается поставленная цель (Dollard, Doob, Miller, Mowrer, Sears, 1939). Например, когда футболист считает, что соперник задерживает его не по правилам, он испытывает состояние фрустрации и проявляет агрессивные действия по отношению к сопернику. Однако в настоящее время эта точка зрения имеет очень мало сторонников из-за утверждения, что состояние фрустрации всегда приводит к агрессивности. Как показывают результаты исследований, люди очень часто преодолевают состояние фрустрации или выражают его неагрессивными способами.

В настоящее время теория фрустрации, которая гласит, что фрустрация всегда приводит к агрессивности, почти не имеет сторонников

Немногочисленные сторонники этой теории заявляют, что имеющие место агрессивные реакции не всегда бывают явными: они могут находить свое выражение через социально приемлемые механизмы, например, через контактные виды спорта. Таким образом, немногие сторонники теории фрустрации, так же как и сторонники теории инстинкта, считают, что главную роль играет катарсис. Однако, как мы уже говорили, не доказано, что в спорте имеет место катарсис. Нет также доказательств тому, что у агрессивных спортсменов, занимающихся контактными видами спорта, снижаются уровни агрессивности вследствие занятий спортом (Gill, 1986). В некоторых случаях уровни агрессивности у таких спортсменов даже повышаются (Arms, Russell, Sandilands, 1979).

Практически не доказано, что у спортсменов, находящихся в состоянии фрустрации, снижаются уровни агрессивности вследствие занятий контактными видами спорта

Теория социального научения

Теория социального научения объясняет агрессивность как поведение, усвоенное в результате наблюдения за другими моделями поведения и последующего получения подкрепления за проявление подобных действий.

Психолог Альберт Бандура (A.Bandura, 1973) выяснил, что дети, наблюдавшие за актами насилия со стороны взрослых людей, чаще повторяли подобные действия, чем дети, которые не были знакомы с такими моделями агрессивности. Влияние было особенно сильным, когда дети получали подкрепление к копированию действий взрослых.

Спортивные психологи и социологи чаще всего обращались к хоккею, который изобилует проявлением агрессивных, запрещенных правилами действий. Смит (Smith, 1988) обнаружил, что насилие, превалирующее в играх профессионалов, моделируется молодыми хоккеистами-непрофессионалами. Вообще агрессивность ценится в хоккее, и игроки очень быстро усваивают, что, проявляя агрессивность, они завоевывают личное признание. Многие тренеры, родители и одноклубники принимают и подкрепляют такие агрессивные действия (Smith, 1988). Молодые хоккеисты, наблюдая за агрессивными действиями своих кумиров, тем самым получают подкрепление к проявлению подобных действий.

Теория социального научения, объясняющая агрессивность как поведение, приобретенное в результате наблюдения за поведением других, имеет солидное научное подтверждение

Для любого вида спорта характерно проявление агрессивности. Фигуристка, например, желая вывести соперницу из психического равновесия, может сказать: «Я слышала, судьи говорили, что в этом году запрещено выступать в таком костюме».

Это — весьма тонкий вид агрессии, цель которой — нанести психологический ущерб сопернице.

Теория социального усвоения имеет достаточное научное подтверждение. Она убедительно показывает существенную роль, которую играют авторитетные для человека люди в развитии или контроле агрессивности.

Комбинированная теория

Комбинированная теория включает элементы теории фрустрации и социального научения. Эта весьма популярная в настоящее время теория гласит, что хотя состояние фрустрации не всегда приводит к проявлению агрессивности, однако повышает ее вероятность за счет увеличения уровней возбуждения и гнева (Leonard, Berkowitz, 1965, 1969). Однако повышенные уровни возбуждения и гнева приводят к агрессивным действиям в том случае, если социально усвоенные модели «сигнализируют» о целесообразности проявления агрессивных действий в определенной ситуации, в противном случае агрессивность не проявляется.

Вначале человек впадает в состояние фрустрации, например, вследствие проигрыша матча или плохого выступления. В результате фрустрации повышается уровень возбуждения, как правило, в виде гнева или боли. Повышенные уровни возбуждения и гнева приводят к проявлению агрессивных действий только в том случае, если индивид усвоил, что в подобной ситуации целесообразно проявлять агрессивные действия.

Преимущество комбинированной теории состоит в том, что она включает наиболее эффективные элементы теории фрустрации и социального научения и основывается на модели взаимодействия (уровень возбуждения—гнева индивида в контексте социально усвоенных моделей окружения) при объяснении поведения.

АГРЕССИВНОСТЬ В СПОРТЕ

Соревновательный спорт отличается от многих других видов деятельности присутствием болельщиков и зрителей. Болельщики не являются пассивными наблюдателями, они активно отождествляют себя со своими любимыми командами. Иногда они проявляют агрессивные действия. Именно поэтому спортивные психологи изучали агрессивность зрителей.

Комбинированная теория является в настоящее время одной из наиболее популярных теорий, объясняющих агрессивность

Когда вероятнее всего проявление агрессивности

Определенные ситуации способствуют проявлению агрессивного поведения. Вероятность проявления агрессивных действий высока в том случае, когда спортсмены находятся в состоянии фрустрации и, следовательно, возбуждены.

Спортсмены находятся в состоянии фрустрации, когда:

проигрывают

воспринимают судейство как несправедливое

испытывают беспокойство

испытывают физическую боль

выступают ниже своих возможностей.

Наши рекомендации