Модели порождения речевого высказывания

<Л. С. Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, он выделял следующие планы движения: мотив – мысль – внутренняя речь – внешняя речь, различая внешний (физический) и семантический (психологический) планы речи. Во внешней речи проявляется взаимодействие грамматической и семантической (психологической) структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи является внутренняя речь. Л. С. Выготский дал глубокий анализ внутренней речи, раскрыл её характерные особенности.> (Л.С.Волкова http://www.pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-12.shtml)

<Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским, А.А. Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания: мотив – мысль (речевая интенция) – внутреннее программирование – лексическое развертывание и грамматическое конструирование – моторная реализация – внешняя речь.> (Л.С.Волкова http://www.pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-12.shtml)

<Всякое речевое высказывание порождается определённым мотивом, который обуславливает возникновение речевой интенции (мысли). На этапе внутреннего программирования соответствующего у Л. С. Выготского «опосредованию мысли во внутреннем слове», происходит опосредование речевой интенции кодом личностных смыслов, закреплённых в тех или иных субъективных кодовых единицах («код образов и схем», по Н. И. Жинкину). Создается программа как целого связного речевого высказывания, так и отдельных высказываний, в результате организуется система предикативных высказываний в коде внутренней речи. В программу отдельного высказывания включаются такие компоненты, как субъект, объект, предикат и др., которые соединены содержательной, смысловой связью («психологическое синтаксирование»). В процессе восприятия на этом этапе осуществляется операция свертывания системы объективных языковых значений во внутреннюю схему.> (Л.С.Волкова http://www.pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-12.shtml)

<Этап лексико-грамматического развертывания включает две операции, принципиально отличающиеся по своим механизмам: операцию порождения синтаксической конструкции и её лексическое наполнение, которые осуществляются в кодах определённого языка, т. е. на языковом уровне. Затем следует этап моторной реализации.> (Л.С.Волкова http://www.pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-12.shtml)

<Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство.> (Л.С.Волкова http://www.pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-12.shtml)

22. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность.

<Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или видимых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении. Восприятие тем самым разворачивается на двух ступенях – собственно восприятие и понимание.> (В.П.Белянин 2003: 103)

<Понимание– это расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком; это процесс превращения воспринимаемой речи в лежащий за ней смысл.> (В.П.Белянин 2003: 103)

<Смысл фразы (95) может быть разным в зависимости от того, в каком неречевом контексте она высказана. Если это сказала мать ребёнку, то он может понять её слова как совет одеться теплее. Если это говорится в комнате и сопровождается жестом в сторону открытой форточки, фраза может быть понята как просьба закрыть окно. А если это говорит девушка в парке, то понятно, что это намёк на пиджак её кавалера. Та же фраза, высказанная взрослым, играющим с детьми в игру «холодно – горячо», может иметь смысл (96) и т.д. и т.п.> (В.П.Белянин 2003: 103)

<(95) Холодно!> (В.П.Белянин 2003: 103)

<(96) Не там ищешь!> (В.П.Белянин 2003: 103)

<И во всех случаях это слово является предикатом к действительности, к разным ситуациям.> (В.П.Белянин 2003: 103)

<В ходе пониманияреципиент устанавливает между словами смысловыесвязи, которые составляют в совокупности смысловое содержание данного высказывания. В результате осмысления слушатель может прийти к пониманию или непониманию смыслового содержания высказывания. Важно отметить, что само понимание психологически характеризуется разной глубиной, разным качеством.> (В.П.Белянин 2003: 103)

<1. Начальный, самый общий уровень понимания свидетельствует о понимании только основного предмета высказывания – того, О ЧЁМ идёт речь. Находящийся на этом уровне понимания слушатель может только сказать, о чём ему говорили, но не может воспроизвести содержание сказанного. Смысловое содержание услышанного служит как бы фоном, на котором реципиент может определить основной предмет высказывания.> (В.П.Белянин 2003: 103)

<2. Второй уровень – уровень понимания смысловогосодержания – определяется пониманием всего хода изложения мысли продуциента, её развития, аргументации. Он характеризуется пониманием не только того, о чём говорилось, но и того, ЧТО было сказано.> (В.П.Белянин 2003: 103)

<3. Высший уровень определяется пониманием не только того, о чём и что было сказано, но самое главное – ЗАЧЕМ это говорилось и какими языковыми средствами это сделано. Такое проникновение в смысловое содержание говоримого позволяет слушателю понять мотивы, побуждающие говорящего говорить так, а не иначе, понять всё, что подразумевает говорящий, внутреннюю логику его высказывания. Этот уровень понимания включает и оценку языковых средств выражения мысли, использованных говорящим.> (В.П.Белянин 2003: 103-104)

<Следует отметить, что один и тот же человек может находиться на разных уровнях понимания (допустим, при слушании разных лекций). В то же время в процесс слушания одной и той же речи вовлекаются часто люди, находящиеся на разных уровнях.> (В.П.Белянин 2003: 104)

<Важно также понимать, что восприятие речи характеризуется избирательностыо. Она определяется важностью, релевантностью того речевого материала, который попадает в поле внимания индивида. Избирательность направляет встречный поиск со стороны индивида, помогает ему выбрать наиболее значимые для него объекты или стороны объекта. Избирательность также служит проявлением активности реципиента, в значительной степени определяя характер интерпретации воспринятого.> (В.П.Белянин 2003: 104)

Значение и смысл

<Особенности, связанные с субъективным характером восприятия речи, описываются в отечественной психолингвистике с помощью психологических понятий «значение» и «смысл».> (В.П.Белянин 2003: 104)

<Значение,согласно А.Н. Леонтьеву, – это то, что открывается в предмете и явлении объективно: в системе объективных связей, отношений, взаимодействий. Значение отражается, фиксируется, в языке и приобретает благодаря этому устойчивость. Человек живёт в мире значений, которые открыты для него в каждом слове другими людьми. Но сам он не в состоянии усвоить все значения всех слов или даже некоторые значения в их полном объёме.> (В.П.Белянин 2003: 104)

<Значение предшествует наиболее развитой его форме – понятию – и выступает в единстве с личностным смысломи чувственной тканью, образуя структуру индивидуального сознания.> (В.П.Белянин 2003: 104)

<Личностный смысл – это переживание субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива. Это одна из главных образующих сознания, осознаваемая как «значение для меня».> (В.П.Белянин 2003: 104)

Наши рекомендации