Душа как предмет научно-психологического
исследования
Одной из методологических проблем психологии является ее научный предмет. При этом наблюдается закономерная для психологической науки в целом тенденция к переходу от частных описаний отдельных психических процессов, явлений и др. к определению системообразующей человеческой целостности, отличающей психологию от других антропологических дисциплин. В качестве такой целостности выступает душа.
Преобладающая на сегодняшний день естественнонаучная парадигма в отечественной психологии отвергает рассмотрение души как предмета научного исследования. При этом научный поиск зачастую низводит предмет психологии до уровня прикладной области антропологических наук (физиологии, социологии и др.). Другими словами, очевидно ассимиляции психологии в другие науки. Так выделяемые в психологических исследованиях, основанных на естественнонаучной парадигме, психологические закономерности и механизмы рассматриваются как производные от физиологических закономерностей и механизмов, а в основе функционировании психики представляются законы природы, реализуемые через биохимические и биофизические процессы, происходящие в организме человека. В качестве органа психики рассматривается головной мозг, работа которого и обеспечивает протекание психических процессов, возникновения и проявления психических явлений, свойств и других феноменов. Само понятие психики рассматривается как функция высокоорганизованной материи, как наивысшая форма отражения объективной реальности, возникшая в результате эволюции живой природы. Любой идеалистический подход к пониманию психического наталкивается на жесткое сопротивление большинства современных отечественных ученых-психологов, отнесения такого подхода к ненаучному, религиозному мировоззрению, и принятие в качестве научного мировоззрения только мировоззрения материалистического. (В данной публикации не ставится задача анализа причин доминирования материалистического подхода в отечественной психологии, лишь констатируется наличие такого факта). В этой связи рассмотрение психологии как науки о душе представляется не правомерным, поскольку сама душа трактуется как нечто эфемерное, термин «душа» считается не научным, так называемое «душевное» и «духовное» сводимо к внутреннему субъективному миру, который возникает как результат функционирования нервной системы, предполагающей организмическое отражение внешнего объективного мира человека (или животных).
В отечественной психологии, выстраивающейся на гуманитарной парадигме, определение предмета психологии также является проблематичным. Несмотря на то, что душа человека трактуется как предметная область психологии, существует несколько подходов к определению содержания психологического знания. Так, например, в христианской психологии как разновидности гуманитарной психологии, рассматривая возникновение, сущность и существования человека как продукт Божественного творчества, ряд ученых психологов и богословов противопоставляют научную психологию Учению Церкви и Святоотеческому учению. В этом случае говорят о «мертвой психологии» представленной в научно-психологических исследованиях и основывающейся на материалистическом мировоззрении, и «живой психологии» выстраивающейся на Учении Церкви и Святоотеческом учении. Другие говорят о психологии как прикладной области христианской антропологии, сотериологии, аскетики и др. Третьи определяют психологию как самостоятельную научную область знания, базирующуюся на религиозной и идеалистической философии. Понятие души и психики в этом случае тождественны и трактуются как «вневременная идеальная субстанция». Такое понимание психики является характерным и для зарубежной гуманитарной психологии (в основном христианской). Душа и дух здесь зачастую трактуются нераздельно как «деятельные, вневременные, нематериальные, бессмертные субстанции» (В. Штерн, Э. Шпрангер, У. Джеймс, Л. Лопатин, Н. Грот, А. Галич и др.). Однако такая трактовка требует уточнения сущностных характеристик духа и души с точки зрения психологии. Это, во-первых. Во-вторых, необходимо уточнить содержательный состав предметной области психологии, выделить психологический аспект.
Сопоставляя между собой естественнонаучную и гуманитарную парадигмы в можно заключить, что сохранение психологии как самостоятельной науки возможно лишь в том случае, если ограничь ее предметную область от других наук. Изучение души, что имеет место в гуманитарной психологии, как раз и решает такую задачу.
Развитие гуманитарной психологии осуществляется по различным мировоззренческим направлениям. Одним из них является православная психология. Как и христианская психология в целом, православная в своем содержании и построении научных исследований реализует все вышеприведенных подходы христианской психологии (1 противопоставление православной психологии научной психологии; 2 православная психология как прикладная область христианской антропологии, сотериологии, аскетики и др.; 3 православная психология как самостоятельная научная дисциплина). На наш взгляд только подход, когда православная психология рассматривается как самостоятельная наука можно признать наиболее перспективным в определении специфики содержания психологического знания. При этом следует иметь в виду, что в качестве методологической основы такой психологии должна выступать наряду со Священным Писанием, Учением Православной Церкви и Святоотеческим Учением христианская философия. Также следует иметь в виду, что, несмотря на содержательную взаимосвязь православной психологии с христианской антропологией, сотериологией, аскетикой, ее категориальный состав, способы и процедуры построения исследования, выбор доказательной базы существенно отличается от указанных наук. Задачи, которые решает в этом случае православная психология, связаны с психологической интерпретацией фактов представленных в Священном Писании, ведущим доктрин и понятий, имеющим место в учении Святых Отцов Православной Церкви, категорий и основных положений христианской антропологии, сотериологии, аскетики, философии. Например, объяснить с психологической точки зрения сущностные изменения, происшедшие в человеке в результате его грехопадения, определить психологические содержания личности, сопоставив их с понятием личности в Святоотеческом учении, Учении Православной Церкви, христианской антропологии, сотериологии, аскетики, раскрыть антропологические категории через психологические понятия и др.. Решение этих задач невозможно без опоры на достижения психологической науки на основе естественнонаучной парадигмы. В этой связи следует обратить внимание на научные разработки в области психологии бессознательного и сознания (А. Адлер, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.); психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, А. Танненбаум, Д. Векслер, Э. Де Боно и др.); психологии смысловой сферы (А.Г. Асмолов, Е.З. Басина, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.В. Столин и др.); психологии интеллекта (Х. Айзенк, А.В. Брушлинский, А. Бандура, Д. Векслер, Л.А. Венгер, Дж. Келли, Р.Б. Кеттелл, Б.Ф. Скиннер, М.А. Холодная, А. Бине, Дж. Гилфрод, Дж. Брунер, Ж. Пиаже, Дж. Роттер, Ч. Спирмен, А. Стаатс, Р. Стернберг, Л. Терстоун, Д.Б. Уотсон, и др.). Однако все теоретические позиции, концептуальные положения, понятия и т.д., приводимые в этих разработках, должны быть соотнесены со Святоотеческим Учением, Учением Православной Церкви, понятийным аппаратом христианской антропологии, сотериологии, аскетики.
Одной из ведущих методологических проблем, стоящих в настоящее время перед гуманитарной психологией в целом и перед православной психологией в частности является определение понятия души, как базисной психологической категории, раскрывающий научный предмет психологии.
Представления о душе занимают одно ведущих мест в Святоотеческом Учении и религиозной философии. Так, например, блаженный Августин писал о том, что понимание души имеет прямое отношение к познанию Бога: «Два вопроса составляют предмет …. исследования: один о душе, другой о Боге. Первый приводит нас к познанию самих себя, другой к познанию своего происхождения»[1]. Преподобный Амвросий старец Оптинский писал: «Как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей»[2].
В традициях Святоотеческого Учения душа трактуется многоаспектно, и мыслиться как «субстанция самоцельная и бестелесная», «одинаковая с духом по существу» и т.д. Отмечается, что душа есть «сущность разумная, безымянная, непознаваемая, словесная, оживляющая и составляющая тело. Это сущность тонкая, невещественная, безубразная, но образ и тип Божий»[3].. Наиболее полное представление Святых Отцов о душе выразил св. Иоанн Дамаскин: «Душа есть существо живое, простое, бестелесное, телесными очами по своей природе, невидимое, бессмертное, разумом и умом одаренное, безвидное, действующее посредством органического тела и сообщающее ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Душа есть существо свободное, одаренное способностью хотеть и действовать, изменяемое и именно изменяемое в воле, как существо сотворенное»[4].
Определение души в Святоотеческом Учении идет либо через ее отношения к телу, либо через отношения к духу. Так, например, блаженный Августин писал, что «душа есть некая субстанция, имеющая участие в разуме и приноровленная к управлению телом»[5]. Согласно Мелетию Монаху «душа есть субъект тела»[6]. Понимание души как проявление духовного прослеживается в трактовке Макария Египетского: «Душа по истине есть великое, чудное, Божественное творение. Бог, созидая ее, не вложил зла в ее природу, но одарил всеми совершенствами, свойственными духу. Он заключил в ней законы добродетелей, способность различения, ведение, мудрость, веру, любовь …»[7]. Такое деление в понимании сущности души является весьма условным. Человеческая душа мыслиться как идеальная, метафизическая субстанция, интегрирующая в себе духовное и природное в человеке. Будучи невидимой, она проявляет себя через видимое тело[8]. В этой связи понимание ее сущности не возможно вне рассмотрения Божественного творчества мира.
Идея Божественного творения мира наиболее целостно отражена в христианской метафизике. Согласно ей в человеке имеет место две субстанциональные основы: духовная и природная, при этом первая отражается во втором. Результатом такого отражения является возникновение некого сущностного интегратива, образующего относительно автономную человеческую субстанцию душу. Другими словами, душа есть сущностная человеческая целостность, возникающая в результате отражения духовного в телесном, и представляющая собой оживляющую энергетическую систему.По своей сути душа как и дух идеальны (метафизичны), однако результаты ее проявления можно наблюдать в жизнедеятельности человека.
Говоря о душе необходимо выделить сущностные различия между человеком и животными. Как жизненное начало душа есть и у животных. Однако, по совершенно справедливому утверждению св. Григория Паламы душа животного есть жизнь тела, ее одушевленного и имеющего эту жизнь не по существу, а по действию. Эта душа ничего другого не может кроме действия тела и при разложении тела распадается вместе с ним. Душа человека и душа животного качественно различные феномены и потому не сопоставимы. Человеческая душа одухотворена, в ней проявляется образ Божий, в то время как душа животного есть лишь энергетический потенциал, заложенный Творцом в животного для оживления тела животного.
Исходя из идеи Божественного творения мира, можно предположить, что духовное и природное в человеке заданно изначально. Эти субстанции по большей части не имеют качественного развития, они лишь количественно изменяются (объем, содержание и др.) в онтогенезе. Возникновение же качественных новообразований имеет место в душе человека. При этом духовное и природные содержания детерминируют душевное развитие в виде развития задатков и предрасположенностей человека. Таким образом, имеет смысл говорить об онтогенетическом развитии духовного и природного применительно к развитию души человека. Именно в душе человека духовные и природные задатки и предрасположенности становятся способностями, различными психическими свойствами, процессами, качествами и др. При этом если духовное и природное выступают заданными базисными субстанциями и реализуются в объективном бытие человека, то душевные образования, возникающие в его онтогенетическом развитии, характеризуют субъективное бытие человека. В этих душевных образованиях проявляется субъектность человека. Следовательно исследование души как научно-психологической проблемы предполагает рассмотрение субъектности человека.