Возрастные изменения в пожилом возрасте
Наиболее важный и существенный вопрос заключается в том. насколько морфо-функциональные сдвиги, определяющиеся биологическими возрастными процессами, могут отражаться в психике человека, его личностных и интеллектуальных характеристиках.
Происходящая при старении сложная перестройка механизмов высшей нервной деятельности может составить основу возрастных изменений психических функций, психической деятельности и поведения человека. Но эти сдвиги нельзя оценивать однозначно только как негативные и разрушительные, ибо психическая сфера представляет картину многочисленных приспособительных и защитных процессов. Это касается, в первую очередь, такого сложного явления, как интеллект.
В старости основную роль играет способность к выполнению тех задач, которые строятся на использовании уже накопленного опыта и информации. Научение и фиксация нового опыта происходят медленнее, но ощутимой разницы нет в том случае, когда при этом можно использовать прежний опыт. Здесь имеет немаловажное значение и степень умственных способностей в молодом возрасте, особенно если человек занимался творческой деятельностью. Люди интеллектуального труда (ученые, писатели, художники) часто сохраняют ясность ума до глубокой старости. По многим показателям состояние умственной работоспособности на шестом, седьмом и первой половине восьмого десятилетий находится примерно на одном уровне или снижалось незначительно. Американские психологи считают, что в большинстве случаев снижение интеллектуальных способностей у пожилых людей объясняется слабым здоровьем, экономическими или социальными причинами, например, изоляцией, а также — недостаточным образованием и некоторыми другими факторами, напрямую не связанными со старением.
Среди психологических процессов, на которых в наибольшей степени отражаются возрастные изменения, важное значение придается ослаблению памяти. Распространено мнение, что снижение памяти и старение тесно связаны друг с другом. Но вместе с тем известно, что ослабление основных функций памяти происходит неравномерно. В основном страдает память на недавние события и плохо фиксируются новые впечатления. Память на прошлое сохраняется гораздо дольше, она снижается только в глубокой старости. Изменения памяти при старении, вероятно, имеют приспособительный характер, так как постепенно механическое запоминание все больше уступает место логичному и систематическому усвоению.
Возрастные изменения психической деятельности человека зависят не только от универсальных биологических процессов и индивидуальных (конституциональных) особенностей или состояния здоровья. Не менее важную роль играет их взаимодействие с социальными факторами, которые могут существенно изменить психический склад человека, его личность. К их числу относятся типичное для этого периода сужение сферы деятельности человека и обусловленное им преобладание отрицательных эмоций, ускоряющих старение: пессимизм, грусть, пассивная или враждебная к окружающему миру жизненная позиция. Особое значение имеют и такие объективные обстоятельства, как потеря близких, страх перед заболеванием, одиночество, плохое материальное положение, прекращение профессиональной деятельности, которое воспринимается как некая «социальная деградация». Среди характеристик личности, которые считаются достаточно «типичными» для старческого возраста, нередко называют консерватизм, стремление к нравоучениям, немотивированную обидчивость, эгоцентризм, уход в прошлое и во власть воспоминаний, самоуглубленность.
Большая часть этих особенностей рассматривается как нарушения адаптации в старости, особенно, после 75—80 лет. Все же эти черты представлены далеко неодинаково и неравнозначно у разных людей, многие из которых сохраняют свои индивидуальные личностные особенности до глубокой старости. Кроме того, старости присущи и такие свойства, как сравнительно бесстрастный и спокойный взгляд на различные события, жизненная мудрость, рассудительность, более конструктивная и зачастую более активная жизненная позиция со стремлением помогать другим людям. Следовательно, нельзя говорить о каком-то едином психологическом типе старости. В целом «нормальное» старание более или менее гармонично сочетает снижение уровня психической деятельности с выработкой приспособительных механизмов. Для него характерно сохранение интереса к внешним событиям, стремление к активной общественно-полезной деятельности, поздний уход на пенсию и т. д. Все эти обстоятельства тормозят ход возрастных преобразований интеллектуальных функций.
Специфика эмоциональной сферы в старости во многом определяется итогом кризиса, переживаемого в период окончания трудовой деятельности. Согласно М.В.Ермолаевой, во время данного кризиса человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор своей стратегии старения. Первая стратегия предполагает возможность дальнейшего прогрессивного развития личности человека. Она осуществляется при тенденции человека к сохранению старых и формированию новых сфер социальных связей, дающих ему возможность ощущать свою прежнюю пользу.
Вторая стратегия - стремление человека сохранить, прежде всего, себя как индивида, т.е. осуществить переход к деятельности, направленной на «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Данная стратегия отличается необходимостью сбережения эмоциональных ресурсов. Для этого у человека формируются определенные защитные механизмы.
Данные, полученные в исследованиях творческой продуктивности в ге-ронтогенезе М.Д.Александровой, позволяют сделать вывод о том. что спада в творчестве не происходит. Изменяется стиль художника, но глубина его работ только выигрывает от этого. Подобная картина эволюции творчества характерна для многих выдающихся художников — Николя Пуссена. Б.С. Шардена, Ж.Л. Давида, К. Коро, Ф. Хальса и многих других. Для эволюции творчества наиболее выдающихся представителей западноевропейского искусства характерен ранний (51%) или относительно поздний (46%) расцвет с сохранением высокой творческой активности до старческого возраста. Количество работ с возрастом обычно несколько уменьшается, качество их либо не изменяется существенно, либо даже повышается. Изменение творческой манеры живописца является одним из наиболее характерных признаков его творческой эволюции. Оно может происходить постепенно (как у Клода Моне) или резко (как у Ренуара), один или несколько раз в жизни (Пабло Пикассо). То же характерно и для писателей. Так, например, Софокл написал знаменитую трагедию «Эдип» в 99 лет. В возрасте 80 лет и выше активно работали Лев Толстой, Вольтер, Гете, Бернард Шоу.
Выход на пенсию как социально-психологическая проблема.
Прекращение работы на производстве и выход на пенсию объективно влекут за собой изменения социального статуса и связанного с ним образа жизни, а так же потенциальную возможность изменения условий и ритма жизни.
Томсонсчитает, что процесс выхода на пенсию условно можно разделить на три части, в каждой из которых реализуются определенные мотивы поведения человека:
1. Сбрасывание оборотов. Человек стремится освободиться от ряда трудовых обязанностей и сузить сферу активности, для того, чтобы избежать внезапного резкого спада активности при выходе на пенсию.
2. Перспективное планирование. Человек пытается представить свою жизнь на пенсии, наметить некоторый план действий или занятий, которыми он будет заниматься в этот период времени.
3. Жизнь в ожидании пенсии. Людьми овладевают заботы о завершении работы и оформлении пенсии. Они живут теми целями и потребностями, которые будут побуждать их к деятельности в оставшийся период жизни.
Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процессаи вхождения в роль пенсионера. Эти фазы сменяются не в строго определенном порядке и не все люди проходят через каждую из указанных фаз.
Предпенсионная фаза. Выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем. Более близкая фаза может начаться с выходом на пенсию друзей и коллег по работе. Это сопровождается личным ощущением по поводу предстоящих изменений.
Фаза «медового месяца». Этот период насыщен чувством освобождения от обязанностей.
Фаза разочарования, освобождения от иллюзий. С течением времени после выходя на пенсию пожилых людей охватывает чувство разочарования и депрессии. Его причины: состояние здоровья, неудовлетворенность материальным положением, несбыточные «предпенсионные мечты», неадекватная подготовка к пенсии.
Фаза переориентации. Происходит разработка более реальных жизненных альтернатив, включение в новые сферы занятости.
Фаза стабильности. Происходит осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможностей. Это позволяет принять роль и статус пенсионера.
Завершающая фаза. Болезнь или инвалидность затрудняют выполнение домашней работы и уход за собой, что приводит к роли больного ли или инвалида.
С выходом на пенсию положение и роль людей изменяются. Они приобретают новый социальный статус. Они переходят в так называемую группу людей «на заслуженном отдыхе», предполагающие снижение активности. Для многих подобное изменение социальной роли оказывается одним из самых значимых событий.
Люди по-разному переживают уход на пенсию. Одни воспринимают свой выход на пенсию как сигнал конца своей полезности, потери главного смыс-лообразующего мотива жизни. Поэтому они стараются остаться на рабочем месте, и работать пока хватает сил. Отсутствие работы приводит человека к осознанию ослабления своей роли в обществе, а иногда к ощущению ненужности и бесполезности. В этом случае человек сосредотачивает свои усилия на поддержании социального интереса (поиск видов деятельности, которые дадут ему ощущение полезности).
Для других людей, которые воспринимали свою работу как вынужденную необходимость, выход на пенсию означает освобождение от скучной и утомительной работы. Теперь они имеют много свободного времени, которое они могут посвятить заботам о близких, или своим увлечениям.
Более успешно адаптируются к пенсии:
- люди, которые уходят на пенсию по собственной воле;
- представители гуманитарных профессий, которые продолжают заниматься своим делом;
- те пенсионеры, которые открыли для себя различные виды досуга.