Стили воспитания и явление переноса
В психологической литературе выделяется много стилей воспитания, которые деформируют личность ребенка, мешают ему стать самим собой. Не буду их разъяснять, только назову (более подробно см. в глоссарии): Кумир семьи, Золушка, Жестокие условия, Доминирующая гиперпротекция (контролируется каждый шаг) и его вариант «Ежовы рукавицы», Оранжерея, Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности и пр.
Здесь я все это даю конспективно. Более подробно об этом вы можете прочесть в книге «Если хочешь быть счастливым» или «Как узнать и изменить свою судьбу». Ученым лучше обратиться к моей докторской диссертации «Методы ресоциализации в условиях социокультурной неопределенности».
Для простоты рассмотрения все эти стили я свел в три: стиль преследователя, стиль избавителя и смешанный стиль. К последнему как раз и относится воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. В зависимости от темперамента ребенка один и тот же стиль может дать разные результаты. Так, сильный, холеричный ребенок в ответ на воспитание в стиле преследователя может вырасти высокомерным (Я+, ВЫ—), а из меланхоличного — гадкий утенок (Я—, ВЫ-). Стиль избавителя тоже может привести одних детей к высокомерию, других к пониженной самооценке. А вот смешанный стиль приводит к самому страшному, с моей точки зрения, — к личностной нестабильности. В одних условиях они будут вести себя как высокомерные, в других — как гадкие утята. Вечный Принц подвергся как раз смешанному воспитанию в самом его отвратительном варианте — повышенной моральной ответственности.
Прежде чем продолжить, хочу подчеркнуть, что я все время говорю о большинстве нашего населения. Мы так принюхались к этому ужасу, что его просто не замечаем. С точки зрения мнения общества я говорю о лучшей его части. Родители Вечного Принца — тихие скромные люди, законопослушные и хорошие работники. С учителями Вечному Принцу тоже фактически повезло. Он учился в одной из лучших школ, и учителя его действительно были самые лучшие, и он сам вырос с тонки зрения общих норм самым добропорядочным, несколько выше среднего человеком. Это мой взгляд, может быть, и неправильный. Но тогда почему 42-летний человек чуть не стал инвалидом, почему он достиг многого не в 35 лет, а только в 55—60. Кто от этого выиграл? И что мне еще сделать и как сказать, чтобы люди занялись собой тогда, когда все еще выглядят благополучными. Ведь лучше ремонтировать машину на ходу, а не тогда, когда она стала. Когда нас заинтересуют тихие, здоровые, социально полезные люди? Почему мы уделяем внимание преступникам или тяжело больным? Потому что социально благополучные люди за помощью не обращаются. Да если бы и обратились, то кто бы с ними занимался? Попробуй найти в стоге сена иголку которая со временем превратиться в жуткий гнойник! Другое дело, если это тяжко больной и/или преступник! Это же сенсация! Прооперировали на сердце и спасли человека, посадили в тюрьму опасного преступника! Все видно, все ясно. Все чувствуют себя просто здорово. У меня умирал друг, очень хороший человек, от злокачественного заболевания. Вот старался быть для всех хорошим, никого не подвести, занимался не тем, чем хотел, а тем чем нужно заниматься. Он многим сделал много добра. К одному человеку он оказался жестоким. К самому себе! Себя реализовал--процентов на 30. Следовательно, в душе у него был Ад. И вот в этом Аду и живут мои подопечные, А таковых у нас до 85 %. И все идет от воспитания в первые годы жизни. Так вот, когда он заболел, то его все проведывали, носили передачи, организовали индивидуальный пост. Все были довольны и упивались своим великодушием и самопожертвованием. Но если бы ему раньше были созданы условия для его творчества, он, может быть, вообще бы не заболел? Может быть, если бы было правильным воспитание, был хорошо налажен производственный процесс, если бы человек мог строить продуктивно свои сексуальные отношения, тогда не надо было строить тюрьмы для того, чтобы прятать туда серийных убийц, и не нужно было бы оперировать на сердце, потому что оно было бы здоровым?
Но не берите все это всерьез. Допускаю, что я не прав в таком глобальном плане. Может быть, это относится к небольшому количеству людей, в том числе и к вам, дорогой мой читатель, раз вы еще не выбросили эту книгу, И если я помогу только своим читателям, я буду очень доволен. Но к моему герою это относится точно.
Так вот, Вечного Принца не били, но требовали отличной учебы, требовали не сдавать позиции. Отец, если он получал в четверти четверку, не приходил на итоговое родительское собрание.
Кстати, когда родители чересчур заняты воспитанием своих детей, заставляют их становиться знаменитостями или требуют отличной учебы, обычно здесь можно проследить явления переноса, Они переносят решение своих честолюбивых замыслов на детей. Они хотят состояться через детей. Родители хотят в детях увидеть то, чего не смогли добиться сами. Но это ведь наши дети, Они имеют наши гены. И если нам это не удалось, может быть, стоит дать возможность реализоваться ребенку в какой-нибудь другой области. Так вот здесь родители, особенно отец, требуя от ребенка отличной успеваемости, тешили больше свое самолюбие,
И вообще учиться отлично вредно. Когда перед ребенком ставят цель учиться отлично, его программируют на то, чтобы превратить в травяной ковер, вместо того, чтобы вырастить из него стройное дерево.
У мальчика математические способности, но слабые филологические. Математикой он почти не занимается, однако, почти все время учит иностранный язык. Но ни в одной области он не достигнет высот. Он не станет ни математиком? ни лингвистом. Лучше бы похуже, даже на тройки, учил английский язык, зато чего-нибудь достиг бы в математике.
Может быть, лучше выращивать ребенка, а не воспитывать его?