На 2015 – 2016 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Семьянский детский сад №7 «Белоснежка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ:
______________ О.П. Новоселова
«_______»_________________2015г.
ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Гурьяновой Н.И.
НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
С. Семьяны 2015г.
Цель:
оказание содействия в полноценном личностном развитии детей на каждом возрастном этапе, создание благоприятной обстановки для развития и формирования личности ребёнка.
Задачи:
- организации личностно – ориентированного подхода к каждому из воспитанников в соответствии с ФГОС
- следить за естественным развитием ребёнка на каждом возрастном этапе;
- скорректировать работу всего педагогического коллектива для создания благоприятного психологического климата;
- обеспечить условия для творческого развития личности дошкольника, используя его творческий потенциал, учитывая индивидуальные особенности.
- способствовать формированию у педагогов и родителей психолого — педагогических знаний, необходимых для оптимизации детско — родительских отношений и психоэмоционального благополучия развития детей.
ПЛАН
Психолого - педагогической работы
на 2015 – 2016 учебный год.
№ | Направления в работе | Планируемые мероприятия | Сроки |
Диагностическая работа | С воспитанниками 1.Психологическая адаптация детей в условиях детского сада – 1 младшая группа Цель: выявление уровня адаптации детей в условиях детского сада Наблюдение по параметрам: - поведение в группе; - игра и общение с детьми; - познавательное развитие; - социально — бытовые навыки и ориентировка; - темповые характеристики деятельности; - речевое развитие; - отношение к занятиям и их успешность; - моторное развитие; - отношение родителей; - физическое развитие 2. Диагностика эмоциональной сферы детей (индивидуальные первичные обследования) Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы; изучение эмоционального благополучия детей в группах МБДОУ -вторая младшая группа -средняя группа -старшая — подготовительная группа 3. Изучение возрастного уровня развития дошкольников - наблюдение Цель: Выявление причин отклонений в развитии, поведении ребёнка, дезадаптации (по факторам: - контакт; - эмоционально — волевая сфера; - неадекватное поведение; - моторика; - внимание; - зрительное восприятие; - восприятие пространственных отношений -1 младшая группа -2 младшая группа -средняя группа -старшая — подготовительная группа 4. Исследование познавательной деятельности дошкольников (срезовая диагностика по программе «Цветик - семицветик») Цель: выявление детей с разным уровнем в умственном развитии; создание условий, стимулирующих развитие познавательной активности и повышение интеллекта детей -2 младшая группа -средняя группа -старшая — подготовительная группа 5. Отслеживание психологической готовности к школе (промежуточный мониторинг) - старшая — подготовительная группа 6. Диагностика эмоциональной сферы детей (индивидуальные промежуточные обследования) Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы; изучение эмоционального благополучия детей в группах МБДОУ -младшая группа -средняя и старшая группа -старшая и подготовительная к школе группа 7. Изучение эмоциональных и личностных особенностей ребёнка Цель: определение особенностей самооценки дошкольников и представлений о том, как оценивают его другие; уровня тревожности -первая младшая группа (наблюдение в игровой деятельности) -вторая младшая группа (наблюдение в игровой деятельности) -средняя группа -старшая — подготовительная группа 8. Диагностика моторики и пространственной ориентировки (в том числе и частей тела) Цель: выявление уровня сформированности моторики и пространственных представлений (ориентировки в собственном теле) 9. Диагностика индивидуальной одарённости Цель: выявление уровня личной одарённости дошкольников -старшая и подготовительная к школе группа 10. Диагностика эмоциональной сферы детей (индивидуальные итоговые обследования) Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы; изучение эмоционального благополучия детей в группах МБДОУ -младшая группа -средняя и старшая группа -старшая и подготовительная к школе группа 11. Исследование познавательной деятельности дошкольников (итоговая диагностика по программе «Цветик - семицветик») Цель: выявление детей с разным уровнем в умственном развитии; создание условий, стимулирующих развитие познавательной активности и повышение интеллекта детей -2 младшая группа -средняя группа -старшая — подготовительная группа 12. Диагностика уровня школьной готовности Цель: выявление обучаемости детей, уровня их умственного развития и готовности к школьному обучению. -старшая — подготовительная группа Психодиагностика по запросам Цель: выполнение психодиагностических процедур по запросам МБДОУ (администрации, родителей, педагогов) С родителями Определение степени адаптации в ДОУ «Анкета адаптации ребёнка в детском саду» - для родителей детей группы раннего возраста Изучение родительского отношения к детям («10 ошибок в воспитании ребёнка») Анкета – опросник родительского отношения к детям ( В.В.Стрельцова) – родители воспитанников старшей и подготовительной к школе группы Определение психологической атмосферы в семье Методика Е. Шефера «Измерение родительских установок и реакций» - родители воспитанников младшей группы, средне-старшей групп С педагогами - Изучение индивидуальных психологических особенностей личности «Самооценка психических состояний» по Айзенку | сентябрь - октябрь октябрь ноябрь - декабрь декабрь декабрь январь февраль март апрель апрель май май в течение года сентябрь - октябрь декабрь - январь март - апрель январь - февраль | |
Коррекционная и развивающая работа | -Дошкольная дополнительная коррекционно — развивающая программа психолого — педагогической направленности эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюкова, Н.П.Слободяник -Дошкольная дополнительная коррекционно — развивающая программа психолого — педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих факторы риска нарушения психологического здоровья «Тропинка к своему Я» О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина | в течение года по результатам наблюдений и диагностики в течение года по результатам наблюдений и диагностики | |
Консультативная работа | Консультации: -по созданию организационно — методических условий для внедрения ФГОС в ДОУ - по созданию условий успешной адаптации детей в детском саду, преодоление дезадаптации Консультации и выступления на совещании при заведующем: - «Построение коррекционной среды для дошкольников» - «Познавательно - речевое развитие дошкольников». -«Определение особенностей межличностных отношений ребёнка со взрослыми и сверстниками» Консультации для педагогов: -«Адаптация ребёнка в условиях ДОУ» -«Агрессивные дети: причины поведения, приёмы его коррекции» -«Психологическое здоровье как цель и критерий успешности педагогической поддержки детей» -«Факторы риска и типология нарушений психического здоровья детей» -«Формы и содержание групповой психологической поддержки дошкольников» -«Понятие о самооценке детей дошкольного возраста, виды и формы, влияющие на её формирование» Консультации по мере необходимости и запросу. Совместная работа с администрацией МБДОУ: -Участие в составлении планов воспитательных мероприятий | по запросам педагогов и родителей в течение года по результатам наблюдения и диагностики октябрь февраль март сентябрь октябрь январь март апрель май в течение года по запросу ДОУ | |
Просветительская работа | 1.Выступление на родительских собраниях - «Маленькие дети. Какие они?» (группа раннего возраста) - «Секреты общения» (младшая группа) - «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей» (средняя и старшая группа) - «Готов ли Ваш ребёнок к школе» (старшая и подготовительная к школе группа) 2.Взаимодействие со школой - обсуждение итогов подготовки детей к школе 3.Подготовка рекомендаций, информации (памяток, буклетов), оформление стенда | по плану МБДОУ в течение года май в течение года | |
Организационно - методическая работа | 1. Участие в работе МО психологов района 2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога 3. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга 4. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками. 5. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности 6. Самообразование 7. Оформление кабинета психолога | в течение года по плану | |
Профилактическая работа | 1. Профилактика социальных вредностей: -«Причины суицидального поведения детей» -«Причины отклоняющегося поведения детей» 2. Составление памяток: для родителей: - «Как победить застенчивость» - «Как правильно вести себя с ребёнком» - «Капризы и упрямство» - «Кризис 3-х лет» - «Ночные страхи у детей» для воспитателей: - «Особенности психологии дошкольников» - «Почему дети разные?» - «Критерии готовности ребёнка к школе» | выступления на МО воспитателей, родительских собраниях в течение года по плану МБДОУ |