Интерпретация итогового балла

Шкала «Индекс дисгармоничности – благополучия отношений»

Высокие значения – говорят о наличии дисгармонии в межличностных отношениях. Это отсутствие единства, согласия с другим человеком, ослабление позитивных эмоциональных связей с ним, преобладание удаляющих чувств над сближающими.

Средние значения – свидетельствуют о достаточной гармонии, благополучии в отношениях. Отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров. Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер, обладают достаточной диалогичностью (самоценностью и конструктивностью).

Низкиезначения – возможно в отношениях чрезмерно выражены сближающие чувства. Что также говорит о неблагополучии в отношениях. Низкие значения могут свидетельствовать и о том, что человек не замечает наличия трудностей, проблем в отношениях (не желает признавать их), либо о неискренности в ответах.

Приложение 2

Методика «Шкала субъективного переживания одиночества»

Инструкция. Перед Вами опросник содержащий различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии с другими людьми. Пожалуйста, вспомните о своих чувствах и переживаниях в ситуациях общения со значимым для Вас человеком. Каким именно человеком - обсудите с психологом и получите у него дополнительное разъяснение.

Оцените, насколько перечисленные ниже признаки свойственны Вашим отношениям с этим человеком, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени.

Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить с помощью семибалльной шкалы:

1 – полностью не согласен

2– согласен в малой степени

3 – согласен почти наполовину

4– согласен наполовину

5– согласен более чем наполовину

6 – согласен почти полностью

7 – согласен полностью

Пункты шкалы Балл
1. В последнее время у меня возникали ситуации, когда я не могу с ним (ней) посоветоваться, рассказать о своих проблемах  
2. Я всегда могу с ним (ней) поделиться своими мыслями  
3. Мне кажется, что он (она) не понимает меня  
4. Часто я не могу высказать ему (ей) все, что есть на душе  
5. Считаю что он (она) человек, который всегда поддержит меня в трудную минуту  
6. Я всегда стараюсь найти время побыть наедине с собой, даже находясь рядом с этим человеком  
7. Часто бывает, я испытываю чувство отчужденности, оторванности от него (неё)  
8. Я часто вижу его (её) равнодушие ко мне.  
9. Находясь рядом с этим человеком, я редко углубляюсь (погружаюсь) в собственные мысли  
10. Чувство отчужденности (отдаленности) от всего происходящего в наших отношениях является обычным для меня  
11. Я не чувствую своей обособленности от этого человека.  
12. В последнее время я испытываю равнодушие, безразличие ко всему происходящему в наших отношениях с ним.  
13. Моя самостоятельность часто приводит к тому, что он (она) отдаляется, отчуждается от меня  
14. Находясь рядом с ним (ней), я часто чувствую себя одиноким  
15. В последнее время я воспринимаю мир, как нечто чуждое и чужое мне  
16. Бывает, я чувствую себя «не нужным» ему (ей)  
17. Из-за своей самоуверенности я чувствую себя одиноким в отношениях с этим человеком  

Ключи и интерпретация шкалы субъективного переживания одиночества

Шкала переживания одиночества:

«Прямые» пункты (номер выбранного ответа прямо соответствует получаемому баллу): 1, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17.

«Обратные» пункты: 2, 5, 9, 11.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные для «шкалы субъективного переживания одиночества»

(n=507, 264 женщины, 243 мужчины)

Шкалы Стены
По ≤ 12 13-20 21-28 29-36 37-44 45-52 53-60 61-68 69-76 ≥77
 

Примечание:

По – переживание одиночества

Интерпретация шкалы

Высокие оценки (высокий уровень переживания одиночества) – говорят о склонности все усложнять; человек озабочен своим будущим, последствиями своих поступков, возможными неудачами и несчастьями; беспокоится по поводу реальных или воображаемых препятствий; сдержан в выражении своих чувств. У таких людей снижен тонус, характерна усталость, инертность, уменьшен ресурс сил. В отношениях таких людей отмечается скромность (возможно сомнение в способности вызывать уважение), застенчивость, скептицизм, потребность в доверии и признании. Крайне высокие оценки (10 стенов) свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте. У лиц с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности, они, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее. Внутренняя конфликтность и сопровождающие ее эмоции связаны с трудностями локализации их истинного источника.

Одной из причин высоких значений (кроме дисгармонии, неудовлетворенности межличностными отношениями) выступает гиперболизированная ценность своего «Я» по внутренним интимным критериям (духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства).

Средние оценки (умеренно выраженное одиночество) характерны людям с умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя; возможно, это связанно рефлексией на себя и свои отношения с другими людьми. Такие люди стремятся к сотрудничеству и дружелюбию – невозможность этого приводит к возникновению чувства одиночества.

Низкие оценки(низкий уровень переживания одиночества) свойственны людям с «открытым» отношением к себе (критичностью и внутренней честностью). Им свойственна уверенность, высокое самоотношение, ощущение силы своего «Я». У них нет тенденции к чрезмерной рефлексии на себя и свои отношения с людьми; свойственна эмоциональная зрелость, оптимизм, тенденция к экстравертированности, общительности. Во взаимодействии с людьми преобладают сближающие чувства. В отношениях проявляется уверенность в себе, организаторские свойства (свойства руководителя), которые сочетаются со стремлением к сотрудничеству, дружелюбию и развитым чувством ответственности. Такой человек достаточно уверен в себе, активен, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляет своим поведением. Крайне низкие оценки говорят о гиперсоциальности, чрезмерной выраженности сближающих чувств.

Приложение 3

Наши рекомендации