Развитие личности в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом
Центральные новообразования в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией Ю. Н. Карандашева (1991):
• притязания на завершенность жизненных планов (36-40 лет);
• притязания на расширение жизненных планов (40-44 года).
Собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения. Преобразования внутреннего мира, отношении являются следствием главным образом сознательной саморегуляции поступков самим человеком в результате критического к себе отношения и переоценки своих ценностей. Наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне удовлетворительным.
В исследованиях J. Rosen, В. Neugarten (1960) доказано, что с возрастом растет социальная активность, однако она слабеет и понижается после 60 лет жизни.
Период старения имеет свои особенности. Характерно, что угасание физиологических возможностей организма не идет параллельно с психологическими и личностными инволюционными процессами.
Характерным для пожилого человека является:
• смещение ряда ведущих потребностей на нижние этажа иерархии;
• «выпячивание» отдельных потребностей (потребности привязанности, страх одиночества, потребности порядка, стабильности), что нарушает диалектику потребностей и затрудняет общий процесс саморегуляции:
• возникновение «сдвоенных потребностей». Задачи пожилого возраста (R. J. Havighurst, 1953):
• приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья:
• приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов:
• приспособление к смерти супруга (и);
• установление прочных связей со своей возрастной группой;
• выполнение социальных и гражданских обязательств:
• обеспечение удовлетворительных жизненных условии.
Р.Пэк (R. С. Peck, 1968) выделяет наиболее важные проблемы, или конфликты развития взрослого человека в возрасте поздней зрелости:
• Дифференцируя Эго против поглощенности ролями. Происходит переоценка собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной.
• Трансцендентация тела против поглощенности телом. Изменение, относящееся к способности индивида избегать сосредоточения на недомоганиях, сопровождающих старение.
• Трансцендентация Эго против поглощенности Эго. Имеет особенно важное значение в старости. Люди, встречающие старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом поколении.
Жизнь уходит поэтапно — в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Е. М. Пэттисон (Е. М. Pattison, 1977) выделяет четыре стадии этого процесса:
•социальная смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться на самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей;
• психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидного конца, экстравертированное сознание угасает, уступая место измененному состоянию сознания и эффекту «вне собственного тела», появляющемуся под воздействием эндорфинов - собственных «наркотиков» мозга (R. Moody, 1976);
• мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма;
• физиологическая смерть соответствует угасанию последних функции организма, обеспечивающих деятельность его жизненно важных органов.
Выводы
1. Зрелость представляет собой наиболее ответственный период жизни человека, ибо в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, наблюдаются проявления того активного отношения к жизни. в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества.
2. Формирование личности определяется совокупностью социальных условий (экономических, политических, правовых и моральных), условиями образования и воспитания, а также социальной активностью самой личности на протяжении всей ее жизни. Усиление взаимосвязи различных свойств и характеристик, накапливание новых потенций развития, возрастная целостность и интегрированность психологической организации являются показателями зрелой личности (Л.И.Анциферова, 1982: С.Л.Рубинштейн. 1989:А.А.Бодалев, 1980).
Психическое и социальное развитие личности не ограничены какими-то определенными отрезками времени. Они существуют на всех этапах жизненного пути человека (X. Томэ, 1978), следовательно, можно говорить о том, что развитие личности процесс непрерывный. Но многие психологические исследования взрослого возраста показали, что для него характерна неравномерность, диахроничность. Развитие одних функций не обязательно ведет к развитию других.
3. Период взрослости характеризуется переходом к независимости (Ю. Н. Карандашей, 1991). В это время приобретается новый статус, который складывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье. Становление статуса отдельного человека зависит от системы общественных отношений и социальных преобразований. Развитие личности зависит от ее статуса в том смысле, что задаются определенные возможности собственной деятельности человека.
4. В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности.
5. Развитие взрослого человека можно рассматривать в контексте трех самостоятельных систем, связанных с различными аспектами его «Я»: «Я как индивидуума», «Я как члена семьи» и «Я как работника». В центре развития этих систем - развитие того, что было названо Э. Эриксоном близостью и генеративностью. Данное развитие связано с формированием идентичности.
6. Развитие личности определяют через стадии развития: во взрослости эти стадии описываются как задачи. В числе задач развития, установленных Р. Хейвигхерстом (R. J. Havighurst, 1953) для возраста ранней зрелости -находится выбор супруга (и); создание семьи; начало профессиональной деятельности; принятие гражданской ответственности и др.; для средней зрелости - достижение зрелой гражданской и социальной ответственности; достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня; помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др.; для поздней зрелости - приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья; приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов; выполнение социальных и гражданских обязательств; обеспечение удовлетворительных жизненных условий и др.