Действующее лицо и наблюдатель
По мнению Джонса и Нисбета, люди склонны считать, что их собственное поведение вызвано внешними ситуационными факторами, а поведение других людей объясняется их внутренними личностными чертами. Данное упражнение предназначено для сбора некоторых данных, необходимых для проверки обоснованности этого предположения.
Попросите несколько Человек (студентов из другой группы, соседей по комнате) ответить на ваши вопросы и запишите их ответы на опросном листе (см. табл. 4.1). Вопросы касаются оценки характеристик поведения двух других людей и самооценки. Каждый из поведенческих компонентов («настойчивый», «спокойный» и так далее) должен оцениваться следующим образом: «да» (такое поведение явно характерно для данного человека), «нет» (такое поведение явно нехарактерно для дан-ного человека) и «когда как» (иногда «да», иногда «нет» — в зависимости от ситуации). Для упрощения записи пользуйтесь сокращениями Д, Ни К.
Во-первых, попросите ваших испытуемых оценить качества какого-нибудь человека, который им очень нравится. Попросите их подумать об этом человеке, а затем дать оценку по ряду компонентов поведения, указав, насколько для него характерен (или нехарактерен) каждый из них. Проще всего по очереди зачитывать пункты опросного листа и отмечать в нем ответы испытуемых. Затем попросите испытуемых подумать о человеке, который им очень не нравится, и повторите ту же процедуру. В заключение попросите испытуемых оценить свои собственные качества.
После этого перекодируйте полученные данные, чтобы можно было сравнить частоту ответов о чертах (Д и Н) с частотой ситуационных ответов (К). Если гипотеза Джонса—Нисбета верна, то вы должны обнаружить, что, говоря о самих себе, испытуемые дали больше ситуационных ответов. Если существуют исключения из этого правила, то как вы их объясните? Например, какие типы поведения испытуемые объясняли своими личностными чертами, а не особенностями ситуации?
Таблица 4.1
Индивидуальны Насто | Споко | Разгово | Импул | Добры | Оптими- | Цини | Само- | ||
е оценки | й- | йный | рчивый | ь- | й | стичный | чный | уверен- | |
чивый | сивный | ный | |||||||
Испытуемый | 1 | ||||||||
Нравящийся | |||||||||
мне | другой | Не | |||||||
нравящийся | |||||||||
мне | другой | Я | |||||||
сам |
Испытуемый 2
Нравящийся мне другой Не нравящийся мне другой Я сам
Суммарные оценки
Другой
(нравящийся и не нравящийся) Количество оценок черт (ДиН) Количество ситуационных оценок (К)
Самооценки
Количество оценок черт (ДиН) Количество ситуационных оценок (К)
Задание 4.2 ВОСПРИЯТИЕ МОТИВАЦИЙ
Это задание даст вам возможность сравнить оценки ваших товарищей-студентов по ряду пунктов с вашими собственными оценками. Ниже перечислены несколько возможных причин, по которым студенты выбрали для себя данный колледж (табл. 4.2). Оцените, насколько важную, с вашей точки
зрения, роль сыграла каждая из этих причин при выборе колледжа, пользуясь следующей шкалой: 1 — совсем не важную; 2 — слабо важную; 3 — умеренно важную; 4 — достаточно важную; 5 — чрезвычайно важную. Оцените таким образом одного или двух человек (фамилии которых будут указаны вашим преподавателем).
Та блица 4.2
Причины, по которым выбран А Важность причины (1-5) Б Важность причины (1-5) данный колледж
Желание родителей Стремление уехать из дома Хорошая научная репутация
Хорошее местоположение
Желание найти жениха или невесту
Хорошая социальная обстановка
Легкость поступления
Обсудите сравнительные результаты двух человек.
Глава 5
ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ
Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей является деление на мужчин и женщин. Оно настолько основополагающе и вездесуще, что его важность не требует доказательств. Однако в последнее время люди стали обращать на такое деление больше внимания и ставить вопросы о его различных смысловых аспектах. Эти вопросы возникают не только в социальной психологии, но и во многих других областях психологической науки. Точка зрения социальных психологов на данную проблему очень важна, поскольку они фокусируют внимание на нормах и ролях, которые формируют наше поведение как «маскулинное» или «фемининное».
В результате недавних научных дискуссий было проведено четкое разграничение понятий пол и гендер. Пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является данный человек — мужчиной или женщиной. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека сточки зрения маскулинности или фемининности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такое разграничение понятий не является жестким правилом, посколькудопускается пересечение категорий — ведь многие половые различия возникают за счет сочетания социальных и биологических факторов. Тем не менее это разграничение позволяет нам рассматривать социальные и биологические факторы отдельно и независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплетении. Быть женщиной еще не значит автоматически обладать фемининными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тож-
дественна маскулинности.