Воображение и креативность, их взаимосвязь, функции и диагностика
Вбо^ажёнйё^^^ййвёрсаЖная^человёч[способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практич, чувствен, интелект, и эмоц-смыслов опыта.
В психологии существует традиция рассматривать воображение как отдельного психич процесса наряду с восприятием, памятью, мышлением. В поел время распространено понимание вообр как всеобщего свойства сознания, занимает промежуточное место между друг психич процессами. При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и струкрурировании образа мира.
Благодаря вообр человек творит, разумно планирует свою деят-ть и управляет ею. Почти вся челов культура (матариальн и духовная) является продуктом воображения и творчества. Вообр выводит человека за рамки сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее.
Воображ является основой наглядно-образного мышления, позволяет чел ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
От восприятия вообр отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии.
Основные виды:
· Активное - человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы,
· пассивное - образы возникают спонтанно, по мило воли и желания человека,
· ут.-. продуктивное воображение - в нем действительность сознательно конструируется чел. а не просто механически копируется или воссоздается, при этом творчески преобразуется, п-,о.й^
· репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в котором она есть (хотя тоже присутствует элемент фантазии, однако больше напоминает восприят или память, чем твор-во
Функции:
· представлять действительность в образах, пользоваться ими,
· регулирование эмоциональных состояний (при помощи вообр чел способен отчасти удовлетворять потр-ти, снимать порождаемую ими напряженность - психоанализ),
· участие вообр в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека (восприятии, внимании, памяти, речи, эмоций),
· формирование внутреннего плана действий - спос-ть выполнять их в уме,
· планирование и програмирование деят-ти.
Воображение и творчество.
Образы фантазии никогда не бывают полностью оторваны от реальности, в любом продукте фантазии можно отыскать элементы действительности.
Сущ 2 вида творческ фантазии: конкретный (образное воспр мира,связ с доминир правого полушария); абстрактный (логический, доминир левого полушария).
Воображ выступает как отражение свойств личности чел, его психического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Этот факт нашел отражение в психодиагностических методиках (ТАТ. Роршак) основаны на механизме проекции, по кот человек приписывает другому свои личностные кач-ва и состояния.
Методологические принципы исследования личности в глубинной психологии.
Методология – учение о наиболее общих принципах, структуре, методах и средствах познания.
Движущие силы развития психики – врожденные и бессознательные.
Детерминанта психического развития – адаптация к среде, равновесие со средой (биологическая детерминанта – все живые существа стремятся адаптироваться к социуму. Психика – способ адаптации к среде. Цель психического развития – установить равновесие со средой). Психика имеет материальную основу.
Отношения между личностью и обществом всегда конфликтны, антагонистичны. Фрейд считал, что этот конфликт не может быть разрешен, у других ученых – может.
Т.к. отношения между личностью и обществом конфликтны, то путь развития человека – насильственная социализация.
Наибольшее значение для психического развития имеют первые годы жизни (до 5-7лет).
Идею бессознательного впервые ввел Лейбниц (берет начало из нем. психологии).
Предмет – глубинные структуры.
Метод – психоанализ, прямой, вытаскивание символов.
Границы между нормой и патологией нет.
Понятие – невротик.
Энергетическая теория – энергия разума по всему континууму – это норма.
«Ид» и «Эго» – врожденные, «СуперЭго» – приобретенное к 5годам, идентификация сначала по внешним признакам, а затем по внутренним.
«Ид» – расширяется, объем «Эго» сужается до объема своего тела – кризис 1года.
7-8лет – структура личности устанавливается.
Главная идея нормы и коррекции – трансфер – перенос, эмоциональный контакт, обеспечивающий комфорт ребенку.
Отношения в классическом психоанализе – взрослый-ребенок (директивные), современный психоанализ – отношения партнерства.
Методы защиты.
· Вытеснение – самый плохой, не идет разрядка энергии
· Регрессия – идет частичная разрядка (вредные привычки)
· Проекция – эффективный метод, если нет барьера между объектом на который проецируешь
· Сублимация – полная разрядка
Энергетическая основа психики
Идея детерминизма – биологическая адаптация к среде
Психоанализ как метод лечения строится на вытеснении.