Новообразование возраста
Тема 8 Ранняя юность
1. Особенности психического развития
2. Новообразование возраста и развитие самосознания.
Юношеский возраст— период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Юношеский возраст определяется как 17—21 год — для юношей и 16—20 лет — для девушек. В отечественной науке возраст 15—17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В юношеском возрасте завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечнососудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. Развитие психических процессов: развитие интеллекта и познавательных функций имеет колл-ую и кач-ую сторону. Развитие абстрактно-логического мышления Юноши готовы часами спорить об отвлеченном предмете и это является новой стадией интеллекта. Склонность к а-л мышлению у мал, но дев. лучше учатся. Познавательноые процессы у дев. менее определенны и привалируют художественного-гуманитарные интересы. над естественно – научными. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей. Креативное (творческое ) мышление.
Особенности психического развития в юношеском возрасте связаны со спецификой социальной ситуации развития. Суть в том, что общество ставит перед молодым человеком задачу осуществить профессиональное самоопределение. Не только во внутреннем плане в виде мечты, кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Этот выбор осуществляется дважды: первый раз — в IX классе, когда школьник выбирает форму завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т. п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй — в XI классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь. Но, если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка; школа также не оказывает ученику решающей помощи — отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг. Задача выбора будущей профессии не может быть успешно решена без решения более широкой задачи личностного самоопределения. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего.
Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, связанных с выбираемой профессиональной областью.
Новообразование возраста.
В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности связано с открытием социального мира. Главным новообразованиемранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению (Дубровина И. В., 1989).
Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представлению об идентичности — понятию, наиболее часто встречающемуся при описании этого возраста зарубежными исследователями. Известнейший американский психолог Э. Эриксон, который ввел в обиход это понятие. Он понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации. Юность Э. Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие». (Эриксон Э., 1996, с. 33-34).
Перед подростком, который обрел способность к обобщению, а затем и перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т. д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спутанная идентичность». Часто «спутанная идентичность» бывает результатом трудного детства или тяжелого быта. Симптомы путаницы ролей, неуверенность в понимании того, кто он такой, нередко наблюдаются у несовершеннолетних правонарушителей. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья и др. По мнению Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности лучше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.