Педагогические конфликты. Виды, причины, динамика развития. Подходы к разрешению

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин пе­дагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения. Педагогические конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. В первую входят мотивационные конфликты, возникающие между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Подобные конфликты разрастаются и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба:

-деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

-поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

-отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации учебного процесса. Третью группу педагогических конфликтов составляют конфликты взаимодействий:учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целевых и ценностных ориентаций. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за свое первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют мальчики и девочки. Может резко обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Конфликты во взаимодействиях “учитель-ученик”, помимо мотивационных, могут иметь нравственно-этический характер.

Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В лю­бой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разра­боткой политики по их разрешению.

Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

-анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;

-определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;

-планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;

-анализ результатов;

-корректировка результатов педагогического воздействия;

-самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.

Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:

-высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;

-открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;

информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;

-демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.

26. Конфликты в социальной работе: виды и специфика.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений (отсутствие согласия)

Главную роль в возникновении конфликта играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.

Одиночный конфликтоген не способен привести к конфликту. Должна быть эскалация конфликтогенов, когда мы на конфликтоген в наш адрес стараемся ответить более сильным конфликтогеном. Выделяют три основных типа конфликтогенов: проявление агрессивности, проявление эгоизма, стремление к превосходству.

2. Классификация конфликтов:

- внутриличностные,

- межличностные,

- межгрупповые,

- социальные.

Конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными). Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Конфликты могут быть конструктивными ( созидательными) и деструктивными ( разрушительными). Конструктивные конфликты:

– ускоряют процесс самосознания,

- способствуют объединению и созданию общности людей

- приводят к разрядке.

3. Причины конфликтов - влияют 5 факторов

- ценностный ( система верований, убеждений). Эти конфликты во всем мире считаются самыми сложными, потому что в основе лежат этические, философские, религиозные принципы, которые трудно доказать.

- информационный (недостаток информации, недостоверность, разные интерпретации, разные взгляды на приоритеты)

- структурный ( неравные возможности контроля, собственности, распределение ресурсов, неравные власть, статус, нечетко обозначены ответственность и должностные обязанности)

- взаимоотношений ( по сущности: зависимые –независимые, по основе – добровольные - принудительные, ожидания от отношений, длительность, ценность, вклад сторон во взаимоотношения, совместимость )

- поведенческий. Существуют разные стратегии поведения в конфликтной ситуации: приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество, конкуренция

Наши рекомендации