Педагогические конфликты. Виды, причины, динамика развития. Подходы к разрешению
Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения. Педагогические конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. В первую входят мотивационные конфликты, возникающие между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Подобные конфликты разрастаются и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба:
-деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
-поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
-отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации учебного процесса. Третью группу педагогических конфликтов составляют конфликты взаимодействий:учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целевых и ценностных ориентаций. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за свое первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют мальчики и девочки. Может резко обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Конфликты во взаимодействиях “учитель-ученик”, помимо мотивационных, могут иметь нравственно-этический характер.
Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.
Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
-анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;
-определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;
-планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;
-анализ результатов;
-корректировка результатов педагогического воздействия;
-самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:
-высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
-открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;
информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
-демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
26. Конфликты в социальной работе: виды и специфика.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений (отсутствие согласия)
Главную роль в возникновении конфликта играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.
Одиночный конфликтоген не способен привести к конфликту. Должна быть эскалация конфликтогенов, когда мы на конфликтоген в наш адрес стараемся ответить более сильным конфликтогеном. Выделяют три основных типа конфликтогенов: проявление агрессивности, проявление эгоизма, стремление к превосходству.
2. Классификация конфликтов:
- внутриличностные,
- межличностные,
- межгрупповые,
- социальные.
Конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными). Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Конфликты могут быть конструктивными ( созидательными) и деструктивными ( разрушительными). Конструктивные конфликты:
– ускоряют процесс самосознания,
- способствуют объединению и созданию общности людей
- приводят к разрядке.
3. Причины конфликтов - влияют 5 факторов
- ценностный ( система верований, убеждений). Эти конфликты во всем мире считаются самыми сложными, потому что в основе лежат этические, философские, религиозные принципы, которые трудно доказать.
- информационный (недостаток информации, недостоверность, разные интерпретации, разные взгляды на приоритеты)
- структурный ( неравные возможности контроля, собственности, распределение ресурсов, неравные власть, статус, нечетко обозначены ответственность и должностные обязанности)
- взаимоотношений ( по сущности: зависимые –независимые, по основе – добровольные - принудительные, ожидания от отношений, длительность, ценность, вклад сторон во взаимоотношения, совместимость )
- поведенческий. Существуют разные стратегии поведения в конфликтной ситуации: приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество, конкуренция