Способы воздействия реализуемые в стихийных группах
1. Заражение – способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей (религиозные экстазы, массовые психозы). Это бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или «психического настроя» (Парыгин). Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще в толпе, выступающим ускорителем, который разгоняет определенное эмоциональное состояние. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники – возникающей в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием: 1)дефицита информации о какой-либо пугающей новости; 2)избытка этой информации. Поводом для паники является появление какого-то известия, способного вызвать шок. Панику нельзя непосредственно наблюдать. Потому что: 1)неизвестны заранее сроки ее возникновения; 2)во время паники сложно оставаться наблюдателем. Ее сила в том, что любой оказавшись внутри ситуации паники, в той или иной степени поддается ей. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствовать восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить. Обычно феномен заражения рассматривается в условиях антисоциального и неорганизованного поведения (стихийных бедствий), но этот тип поведения может иметь проявления в массовых, сознательных и социальных действиях (митинги, манифестации, спас-ные работы в ситуации катастроф).
2. Внушение – это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Внушение «суггестия», как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой Þ «социальная суггестия». Человек, осуществляющий внушение – суггестор; человек которому внушают – суггеренд. Явление сопротивления внушающему – контрсуггестия.
Отличие заражения от внушения: 1)при заражении осуществляется сопереживание большой массы людей общего психического состояния, внушение не предлагает единства в сопереживании эмоций; 2)внушение носит вербальный характер, а при заражении используются и другие средства.
Отличие внушения от убеждения: 1)внушение вызывает определенное психическое состояние, убеждение – с помощью логичного обоснования добиваются согласия от человека; 2)внушение – принятие информации, убеждение – сделать вывод самостоятельно; 3)внушение – эмоционально-волевое воздействие, убеждение – интеллектуальное воздействие.
Подражание – это не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстративного поведения. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Оно выступает источником прогресса. Несколько видов подражания: логичное и внелогичное, внутреннее и внешнее.
Законы подражания: 1)подражание осуществляется от внутреннего к внешнему; 2)низшие подражают высшим (провинция – городу).
Тип подражания (Миллер, Бандура). Опираясь на понятие «подкрепление», Бандура описывает 3 способа следования подкрепленному поведению «модели»: а) когда посредством наблюдения модели могут возникнуть новые функции; б)когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять содержание поведения; в)когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые ранее были известны наблюдаемому. Эти 3 способа и в ситуации массового поведения.
Социальное движение – представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают разными уровнями: это может быть движение с глобальными целями (борьба за мир); локальные движения которые ограничены: 1)территорией, 2)определенными социальными группами (за равноправие женщин); и движения с прагматичными целями в очень ограниченных регионах.
Массовое движение базируется на определенном общественном мнении. Исходным пунктом всех социальных движений является проблемная ситуация, которая дает импульс движению.
3 вопроса изучения социального движения:
Механизмы присоединения к движению могли быть объяснены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные, которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом к какому-либо явлению.
Теория, объясняющая причины присоединения индивида к социальному движению. Теория относительной депривации – человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он лишен абсолютно какого-то блага, права, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Потребность формируется при сравнении своего положения с положением другого.
Теория мобилизации ресурсов – делает акцент на более психологические основания присоединения к движению. Человек руководствуется потребностью идентифицироваться с группой, ощущать себя частью ее.
Соотношение позиций меньшинства и большинства:
Эта проблема одна из центральных в концепции С.Масковиси. В движении легко обозначается меньшинство. В этой концепции предполагаются характеристики условий, при которых большинство может рассчитывать на влияние в движении. Главный из них – последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух сечениях: 1)синхрония (единодушие участников в каждый момент) и 2)диахрония (стабильность позиций и поведения меньшинства во времени). При соблюдении таких условий переговоры меньшинства с большинством могут быть успешными.
Необходима проработка стиля переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность, демонстрировать готовность к продвижению по пути продуктивного решения.
Признаки лидера и лидерства: лидер должен обладать особыми чертами, должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, должен внешне импонировать большой массе людей. Прочность движения и авторитет лидера обеспечивает успех движения.
Социальное движение – сложившееся движение общественной жизни со специфическими социально-психологическими характеристиками.