Социометрия как специальный метод социальной психологии
Социометрия – метод измерения межличностных отношений в малых группах. Социометрия является один из основных, специальных методов изучения закономерностей психологии межличностных отношений в группе, автором метода является психолог, социолог Якоб Морено.
Социометрия как метод позволяет изучить:
- первичную диагностику внутригрупповых, социальных межличностных отношений;
- выявить неформальные межличностные отношения в группе;
- степень психологической совместимости конкретных людей;
- внутригрупповые статусы (роли) человека;
- качество психологической атмосферы группы в целом;
- процессы функционирования, развития группы;
- повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе;
- эмоциональные (симпатия или антипатия) непосредственные отношения внутри малой группы;
- типологию социального поведения в условиях групповой деятельности; сплочённость, совместимость членов группы.
Основные этапы проведения социометрического исследования.
1-й этап. Определение объекта, предмета (цель), задачи, гипотезы исследования (предположение, требующее доказательства).
2-й этап. Разработка социометрических критериев. Социометрические критерии формируются в виде вопросов (анкета), ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе.
3-й этап. Выбор типа процедуры социометрического исследования (анкета, социометрическая карточка).
Пример социометрической карточки
Таблица 1
Социометрическая карточка | ||||||
№ | Тип | Критерии | Выборы | |||
1. | С кем бы ты хотел (а) обязательно продолжить учиться на втором курсе | |||||
2. |
4-йэтап. Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты. При составлении анкеты или карточки определяется величина ограничения социометрических выборов, которая определяет погрешность, вероятность случайных выборов.
Примеры социометрических ограничений и погрешности
Таблица 2
Число членов групп | Социометрическое ограничение | Вероятность случайного выбора |
5–7 8–11 12–16 17–21 22–26 27–31 32–36 | 0,20–0,14 0,25–0,18 0,25–0,19 0,23–0,19 0,22–0,19 0,22–0,19 0,21–0,19 |
5-й этап. Непосредственно проведение социометрии: прочтение инструкции на анкете о правилах заполнения её.
6-й этап.Обработка и интерпретация результатов с помощью социометрической матрицы, социограммы. Социометрическая матрица – это таблица, в которой фиксируются выборы членов группы. Матрица дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Основное достоинство социоматрицы – возможность визуально представить выборы респондентов, отражающих психологические аспекты межличностных отношений в числовом виде.
Пример социометрической матрицы
Таблица 3
На основе социоматрицы строится социограмма – карточка, схематическое изображение выборов членов группы при ответах на вопросы анкеты. Социограмма позволяет сделать сравнительный анализ структуры психологии взаимоотношений в группе графически. Образец социограммы: концентрические круги, в центр которых помещаются звезды, второй круг- предпочитаемые (популярны), третий круг –отверженные, четвертый круг – игнорируемы, те кого никто не выбрал.
Социометрические индексы. Индекс - это количественная единица измерения, выражающая различные аспекты межличностных отношений. Индекс характеризует социометрический статус – величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, к их максимально возможному числу. Формулы вычисления индексов.
Индекс благополучия взаимоотношений (ИБО). ИБО = (С1 + С2) : N × 100%, где С1 – количество лидеров, С2 – количество предпочитаемых, N – число членов группы. Например, – ИБО = (4 + 10) : 20 × 100% = 70%. Индекс оптимальности отношений (ИОО). ИОО = (С2 + С3) : N × 100%, где С2 – количество предпочитаемых, С3 – количество пренебрегаемых, N – число членов группы. Например, – ИОО = (С2 + С3) : 20 × 100% = (10 + 6) : 20 × 100% = 80%. Индекс «звёздности» (ИЗ). ИЗ = С1 : N × 100%, где С1 – количество предпочитаемых, N – число членов группы.
Основные направления исследований в социальной психологии: анализ социально-психологических аспектов управления разного уровня; развития организации; рекламы и СМИ; школы, вуза,семьи как малой социальной группы; политики. Вместе с тем организации различного типа выступают одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования, которые позволяют раскрыть отношения между членами коллектива и руководством, характер межличностных отношений коллектива.
Специфика научного исследования в социальной психологии. Научные исследования различают на два типа фундаментальные и прикладные. Фундаментальные ориентированы на изучение законов развития изучаемого предмета, в то время как прикладные выступают способом применения на практике фундаментальных концепций. Целью прикладного исследования является непосредственное решение практической проблемы. Результаты прикладного исследования должны содержать ответ на поставленный вопрос и рекомендации решения проблемы. Социально-психологическое исследование, проведенное «в поле», есть вмешательство исследователя в жизнь реальной группы. Поэтому приход социального психолога в группу, не должен разрушить естественный процесс её существования. Для этого выбор вопросов должен быть очень корректным. Эффективность прикладных исследований предполагает экономический эффект. В качестве критерия эффективности социально-психологического исследования выступают аспекты актуализации и самореализации человеческой личности, совершенствование социальных отношений в группе, раскрытие всех потенциальных возможностей личности, что в свою очередь и принесет экономический эффект. Вместе с тем необходимо различать понятия «социально-психологическое исследование» и «социально-психологическое вмешательство». Последнее представляет собой совершенно особую сферу деятельности ученых-психологов.