VIII. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (Ю.А. Кореляков, 1997)
Цель: оценить педагогическую направленность учителя.
Инструкция: в данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:
а) верно, описываемое свойство типично для моего поведе
ния или присуще мне в большей степени;
б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего по
ведения или присуще мне в минимальной степени.
Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте его на листе ответов, поставив рядом нужную букву — а или б.
1.Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).
2.Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
3.Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.
4.Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.
5.Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
6.Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом.
7.Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.
8.Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, внесших большой вклад в мой предмет.
9.Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.
10.Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
11.Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.
12.Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.
13.Большинство моих друзей—люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.
14.Я подолгу анализирую свое поведение.
15.Дома я веду себя за столом так же, как-в ресторане.
16.В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.
17.Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
18.Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.
Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.
19.Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
20.Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
21.Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.
22.Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.
23.Я не могу быть равнодушным к проблемам других.
24.Я всегда охотно признаю свои ошибки.
26.Худшее наказание для меня — быть в одиночестве.
27.Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.
28.В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.
29.Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.
30.У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
31.Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
32.Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
33.Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни.
34.Окружающие считают мою семью интеллигентной.
35.Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
36.Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
37.Если есть выбор, то я предпочитаю не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, а организовать внеклассное мероприятие.
38.Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету.
39.Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.
40.Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
41.Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть.
42.Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.
43.Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.
44.Моя любезность часто не нравится людям.
44.Были случаи, когда я завидовал удаче других.
45.Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.
46.Как правило, окружающие прислушиваются к моему мнению.
48.Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету.
49.Я проявляю активное участие в судьбе других.
50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Обработка:Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого; каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:
ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;
ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.
К а ж д ы й л и ч н о с т н ы й параметр определяется через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3— 7 баллов.
Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился, исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.
Код опросника
Общительность («учитель-коммуникатор») - 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а.
Организованность («учитель-организатор») — 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а.
Направленность на предмет («учитель-предметник») — За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а.
Интеллигентность («учитель-интеллегент») - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а.
М о т и в а ц и я одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а.
Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным — если количество баллов более семи. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.
«Учитель-организатор» отличается развитием таких качеств, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Основное направление деятельности находится в плоскости внеклассной работы. «Учитель-организатор», нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. По- этому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.
«Учителя-предметника» характеризуют наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Для него, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.
«Учителю-коммуникатору» свойственны такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Он отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни.
«Учитель-интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. «Учитель-интеллигент», или «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.
Вне сомнений, возможны сочетания типов в направленности одного учителя.
ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
I. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание, п. 1), осуществите самозачет по системе психологических понятий.
Авторитет, авторитарная педагогика, авторитарный стиль ру
ководства, внушение, демократический стиль руководства, креатив
ность, либеральный стиль руководства, личностно ориентированный
подход в обучении, личностно-развивающий подход в обучении, лич
ностные свойства учителя, любовь к детям, новаторский опыт, оп
тимальное педагогическое общение, парадигма обучения, педагоги
ческая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическая
направленность, педагогическое мышление, педагогическое общение,
педагогические способности, передовой опыт, прогностическая спо
собность, профессиограмма, профессионализация, профессионально
важные качества, профессиональное самоопределение, профессиональ
ные способности, самообразование, самосовершенствование, смысло
вой барьер, служба психологическая, стиль педагогического руковод
ства, структура педагогической деятельности, структурно-иерар
хическая модель личности учителя, требование, убеждение.
И. Подготовьте конспект лекции по теме «Психологические проблемы деятельности учителя», используя любую книгу из списка литературы [19, 32, 65, 67].
Литература
1.Алехина ИВ. и др. Самоменеджмент в деятельности учителя: Учеб.-метод. пособие для творческого самосовершенствования педагогических работников. Брянск, 1995.
2.Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления. М., 1997.
3.Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.; Воронеж, 1997.
4.Актерские способности в деятельности учителя: Метод, пособие / Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998.
5.Аудиовизуальная психодиагностика. Практикум / Сост. А.И. Уша-тиков, О.Г. Ковалев, В.Н. Борисов. М., 2000.
6.Багмет К.В. и др. Конфликт в педагогической деятельности: Учеб.-метод. пособие / К.В. Багмет, А.С. Гусева, В.В. Козлов. М., 1998.
7.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. М., 2000.
8.Баныкина СВ. Конфликтологическая компетентность педагога. Астрахань, 1997.
9.Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Монография. Ижевск, 1997.
10.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991.
11.Ермолаева М.В., Захарова А. Е., Калинина Д.И., Наумова СИ. Психолого-педагогическая практика в системе образования. М.; Воронеж, 1998.
12.Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. М., 2002.
13.Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М.; Воронеж, 1995.
14.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.
15.Зюзько М.В. Психологическая консультация для начинающего учителя. М., 1995.
16.Иванова СП. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков, 1999.
17.Изучение профессиональной компетентности педагогов: Метод, рек. / Науч. ред. Б.М. Петров. Калуга, 1994.
18.Ильин Г.Л. Психология педагогического управления: Учеб. пособие. М., 2000.
19.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М., 1987.
-20. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. СПб., 2000.
21.Князева Н.Н. Педагогическая деятельность и творчество учителя: Учеб. пособие. Омск, 2000.
22.Ковалев СВ. НЛП педагогической эффективности. М.; Воронеж, 2001.
23.Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. Ю.М. Забродина. М., 1994.
24.Кондратьева СВ. Педагогическая и возрастная психология: Тексты лекций: В 3 ч. Ч. 2. Психология учителя. Гродно, 1996.
25.Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность. М.; Воронеж, 1998.
26.Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991.
27.Ксенофонтова А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе: Учеб. пособие. Оренбург, 1995.
28.Кузьменкова О.В. Диагностика и развитие личности учителя: Метод, пособие. Оренбург, 1999.
29.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
30.Митина М.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
31.Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999.
32.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
33.Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб.-метод, пособие. М., 2001.
34.Немое PC. Психология: Учебник. Кн. 2. М., 2001.
35.Никитина Н.Н., Гаджиева Н.М. Основы саморазвития личности учителя: Учеб.- метод, пособие. Ульяновск, 1996.
36.Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
37.Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М., 1998.
38.Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.
39.Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. Монография. М., 1998.
40.Постников А.Н. и др. Мастерство педагогического общения: Учеб. пособие. М., 1998.
41.Потемкина О.Ф. Как сделать урок интересным для учителя и его учеников. М., 1993.
42.Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности /Сб. ст. под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск, 1998.
43.Психологический анализ урока: Метод, рек. Белгород, 1989.
44.Психологические основы творческой деятельности педагога: Учеб.-метод. пособие. Пятигорск, 1999.
45.Психологический аспект анализа урока: Учеб. пособие / Б.С. Те-тенькин, А.Г. Кондаков, А.Ю. Березин и др. Киров, 1997.
46.Психологическая служба школы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
48.Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Ма-тюшкина. М., 1991.
49.Рахимов А.3. Педагогическая акмеология: наука о закономерностях достижения профессиональной вершины. Уфа, 1999.
50.Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
51.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
52.Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Л., 1989.
53.Рогов Е.И. Психология общения. М., 2001.
54.Рогов Е.И. Личность учителя. Теория и практика. Ростов н-Д, 1996.
55.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
56.Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. М., 2001.
57.Саитбаева ЭР. Теоретические основы самоопределения педагога-профессионала: Монография. М., 2000.
58.Самопознание — путь профессионального становления учителя / Сост. М.М. Акимова, А.А. Илькухин. Самара, 1994.
59.Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. М., 1995.
60.Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя. Смоленск, 1999.
61.Сестры Сорины. Необходимый имидж, или Как произвести нужное впечатление с помощью одежды. М., 2000.
62.Сотрудничество учителя и школьного практического психолога: Сб. науч.-метод, тр. под ред. А.К. Марковой, ТА. Шиловой. М., 1994.
63.Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеоло-гия воспитания и обучения. М., 1998.
64.Телегина Э.Д. Мотивы профессиональной деятельности учителя. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Педагогическая психология». М., 1995.
65.Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М., 1987.
66.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
67.Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. и вступ. очерки А.И. Красило и А.П. Новгородцевой. М., 1995.
68.Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1995.
69.Щербакова Т.Н. Профессиональный рост учителя: Формирование механизмов субъективного контроля. Ростов н-Д, 1994.
70.Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М., 2000.