VIII. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (Ю.А. Кореляков, 1997)

Цель: оценить педагогическую направленность учителя.

Инструкция: в данном опроснике перечислены свойства, ко­торые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведе­
ния или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего по­
ведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте его на листе ответов, поставив рядом нужную букву — а или б.

1.Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).

2.Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

3.Твердые знания по моему предмету могут существенно об­легчить жизнь человека.

4.Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

5.Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

6.Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом.

7.Люди говорят, что мне нравится делать все своим ориги­нальным способом.

8.Среди моих идеалов видное место занимают личности уче­ных, внесших большой вклад в мой предмет.

9.Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

10.Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

11.Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

12.Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

13.Большинство моих друзей—люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.

14.Я подолгу анализирую свое поведение.

15.Дома я веду себя за столом так же, как-в ресторане.

16.В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

17.Меня раздражают люди, которые не могут быстро прини­мать решения.

18.Если у меня есть немного свободного времени, то я пред­почитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

19.Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

20.Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

21.Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

22.Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою про­фессию, независимо от их личностных особенностей.

23.Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

24.Я всегда охотно признаю свои ошибки.

26.Худшее наказание для меня — быть в одиночестве.

27.Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

28.В школьные годы я пополнял свои знания, читая спе­циальную литературу.

29.Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

30.У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

31.Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

32.Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответ­ственности.

33.Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни.

34.Окружающие считают мою семью интеллигентной.

35.Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

36.Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

37.Если есть выбор, то я предпочитаю не рассказывать учени­кам что-нибудь по предмету, а организовать внеклассное мероп­риятие.

38.Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету.

39.Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.

40.Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

41.Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть.

42.Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с от­ветственной административно-хозяйственной деятельностью.

43.Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой от­пуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.

44.Моя любезность часто не нравится людям.

44.Были случаи, когда я завидовал удаче других.

45.Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

46.Как правило, окружающие прислушиваются к моему мнению.

48.Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету.

49.Я проявляю активное участие в судьбе других.

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Обработка:Для обработки результатов опроса необходимо ис­пользовать ключ ответов, который сравнивается с ответами ис­пытуемого; каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

К а ж д ы й л и ч н о с т н ы й параметр определяется через сум­мирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фак­тору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3— 7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотива­ции одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рам­ки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился, исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Код опросника

Общительность («учитель-коммуникатор») - 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а.

Организованность («учитель-организатор») — 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а.

Направленность на предмет («учитель-предметник») — За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а.

Интеллигентность («учитель-интеллегент») - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а.

М о т и в а ц и я одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а.

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале полу­чено менее трех баллов, и ярко выраженным — если количество баллов более семи. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность не­скольких факторов может интерпретироваться как результат по­линаправленности.

«Учитель-организатор» отличается развитием таких качеств, как требовательность, организованность, сильная воля, энергич­ность. Основное направление деятельности находится в плоскости внеклассной работы. «Учитель-организатор», нередко являющий­ся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом кол­лективе, преимущественно транслирует свои личностные особен­ности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. По- этому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфе­ре делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

«Учителя-предметника» характеризуют наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Для него, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, характерно воспитание ученика сред­ствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

«Учителю-коммуникатору» свойственны такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Он отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к де­тям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе со­вместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в лич­ной жизни.

«Учитель-интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. «Учитель-ин­теллигент», или «просветитель», отличающийся принципиально­стью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Вне сомнений, возможны сочетания типов в направленности одного учителя.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание, п. 1), осуществите самозачет по системе психологических поня­тий.

Авторитет, авторитарная педагогика, авторитарный стиль ру­
ководства, внушение, демократический стиль руководства, креатив­
ность, либеральный стиль руководства, личностно ориентированный
подход в обучении, личностно-развивающий подход в обучении, лич­
ностные свойства учителя, любовь к детям, новаторский опыт, оп­
тимальное педагогическое общение, парадигма обучения, педагоги­
ческая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическая
направленность, педагогическое мышление, педагогическое общение,
педагогические способности, передовой опыт, прогностическая спо­
собность, профессиограмма, профессионализация, профессионально
важные качества, профессиональное самоопределение, профессиональ­
ные способности, самообразование, самосовершенствование, смысло­
вой барьер, служба психологическая, стиль педагогического руковод­
ства, структура педагогической деятельности, структурно-иерар­
хическая модель личности учителя, требование, убеждение.

И. Подготовьте конспект лекции по теме «Психологические проблемы деятельности учителя», используя любую книгу из списка литературы [19, 32, 65, 67].

Литература

1.Алехина ИВ. и др. Самоменеджмент в деятельности учителя: Учеб.-метод. пособие для творческого самосовершенствования педагогических работников. Брянск, 1995.

2.Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления. М., 1997.

3.Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.; Воро­неж, 1997.

4.Актерские способности в деятельности учителя: Метод, пособие / Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998.

5.Аудиовизуальная психодиагностика. Практикум / Сост. А.И. Уша-тиков, О.Г. Ковалев, В.Н. Борисов. М., 2000.

6.Багмет К.В. и др. Конфликт в педагогической деятельности: Учеб.-метод. пособие / К.В. Багмет, А.С. Гусева, В.В. Козлов. М., 1998.

7.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. М., 2000.

8.Баныкина СВ. Конфликтологическая компетентность педагога. Аст­рахань, 1997.

9.Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Моногра­фия. Ижевск, 1997.

10.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы тео­рии и практики. М., 1991.

11.Ермолаева М.В., Захарова А. Е., Калинина Д.И., Наумова СИ. Пси­холого-педагогическая практика в системе образования. М.; Воронеж, 1998.

12.Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. М., 2002.

13.Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведе­ния учителя. М.; Воронеж, 1995.

14.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.

15.Зюзько М.В. Психологическая консультация для начинающего учи­теля. М., 1995.

16.Иванова СП. Современное образование и психологическая куль­тура педагога. Псков, 1999.

17.Изучение профессиональной компетентности педагогов: Метод, рек. / Науч. ред. Б.М. Петров. Калуга, 1994.

18.Ильин Г.Л. Психология педагогического управления: Учеб. пособие. М., 2000.

19.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учите­ля. М., 1987.

-20. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Моногра­фия. СПб., 2000.

21.Князева Н.Н. Педагогическая деятельность и творчество учителя: Учеб. пособие. Омск, 2000.

22.Ковалев СВ. НЛП педагогической эффективности. М.; Воронеж, 2001.

23.Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. Ю.М. Забродина. М., 1994.

24.Кондратьева СВ. Педагогическая и возрастная психология: Тек­сты лекций: В 3 ч. Ч. 2. Психология учителя. Гродно, 1996.

25.Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность. М.; Воронеж, 1998.

26.Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991.

27.Ксенофонтова А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогичес­ком процессе: Учеб. пособие. Оренбург, 1995.

28.Кузьменкова О.В. Диагностика и развитие личности учителя: Ме­тод, пособие. Оренбург, 1999.

29.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

30.Митина М.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

31.Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профес­сиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999.

32.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологи­ческие проблемы). М., 1994.

33.Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб.-метод, пособие. М., 2001.

34.Немое PC. Психология: Учебник. Кн. 2. М., 2001.

35.Никитина Н.Н., Гаджиева Н.М. Основы саморазвития личности учителя: Учеб.- метод, пособие. Ульяновск, 1996.

36.Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.

37.Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М., 1998.

38.Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.

39.Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятель­ности. Монография. М., 1998.

40.Постников А.Н. и др. Мастерство педагогического общения: Учеб. пособие. М., 1998.

41.Потемкина О.Ф. Как сделать урок интересным для учителя и его учеников. М., 1993.

42.Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности /Сб. ст. под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск, 1998.

43.Психологический анализ урока: Метод, рек. Белгород, 1989.

44.Психологические основы творческой деятельности педагога: Учеб.-метод. пособие. Пятигорск, 1999.

45.Психологический аспект анализа урока: Учеб. пособие / Б.С. Те-тенькин, А.Г. Кондаков, А.Ю. Березин и др. Киров, 1997.

46.Психологическая служба школы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

48.Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Ма-тюшкина. М., 1991.

49.Рахимов А.3. Педагогическая акмеология: наука о закономерностях достижения профессиональной вершины. Уфа, 1999.

50.Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

51.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психоло­гия. СПб., 1999.

52.Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Л., 1989.

53.Рогов Е.И. Психология общения. М., 2001.

54.Рогов Е.И. Личность учителя. Теория и практика. Ростов н-Д, 1996.

55.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М., 1991.

56.Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. М., 2001.

57.Саитбаева ЭР. Теоретические основы самоопределения педагога-профессионала: Монография. М., 2000.

58.Самопознание — путь профессионального становления учителя / Сост. М.М. Акимова, А.А. Илькухин. Самара, 1994.

59.Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастер­ства преподавателя: Учеб. пособие. М., 1995.

60.Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя. Смоленск, 1999.

61.Сестры Сорины. Необходимый имидж, или Как произвести нуж­ное впечатление с помощью одежды. М., 2000.

62.Сотрудничество учителя и школьного практического психолога: Сб. науч.-метод, тр. под ред. А.К. Марковой, ТА. Шиловой. М., 1994.

63.Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеоло-гия воспитания и обучения. М., 1998.

64.Телегина Э.Д. Мотивы профессиональной деятельности учителя. Методические указания к проведению практических занятий по дисцип­лине «Педагогическая психология». М., 1995.

65.Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М., 1987.

66.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учи­теля. М., 1991.

67.Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. и вступ. очерки А.И. Красило и А.П. Новгородцевой. М., 1995.

68.Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1995.

69.Щербакова Т.Н. Профессиональный рост учителя: Форми­рование механизмов субъективного контроля. Ростов н-Д, 1994.

70.Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М., 2000.

Наши рекомендации