Символизм детской игрушки и его использование в игровой коррекции
Здесь мы вернемся к некоторым темам, затронутым в предыдущем разделе о роли игрушки в психосексуальном развитии ребенка. Но на этот раз мы остановимся не на развитии игрушки как особого предмета для ребенка, а на возможностях использования обычных игрушек (не «модных», как Барби или электронные игрушки) для игровой коррекции психотравмирующих переживаний ребенка.
Для этого мы, как воспитатели, должны осознавать скрытые психологические ресурсы, содержащиеся в обычных игрушках, которыми играют дети.
Для проведения коррекционной игры достаточно набора из 10—12 игрушек, имеющихся в любой семье или в группе детского сада. Важно только, чтобы этот набор включал все основные типы игрушек: большие и маленькие игрушки, изображающие людей; большие и маленькие мягкие игрушки; пластмассовые игрушки, изображающие людей, животных и сказочных персонажей; машинки и другие транспортные средства; игрушки, пригодные для строительства (кубики, пирамиды, разборные домики); абстрактные игрушки (кубы, шарики, веревки). Достаточно, если в основной набор войдут по 1—2 игрушки из перечисленных типов. Наличие чрезмерно большого количества игрушек только затрудняет их выбор ребенком дошкольного возраста.
В специально организованной коррекционной игре воспитатель или психолог ставит своей целью разыграть и в итоге конструктивно разрешить какой-либо из актуальных, осознаваемых или бессознательных эмоциональных конфликтов ребенка. В этом качестве психокоррекционная игра выступает и в качестве средства диагностики эмоциональных конфликтов ребенка.
Поскольку основным объектом привязанности дошкольника является его мать, воспитателю желательно пригласить мать ребенка или заменяющее ее лицо (если, например, ребенок воспитывается бабушкой или старшей сестрой) для совместного участия в коррекционной игре.
Прежде чем описать основные психодиагностические и психокоррекционные процедуры, остановимся на главных символических характеристиках перечисленных выше типов обычных игрушек.
Игрушки, изображающие людей. Следует прежде всего обратить внимание на размер игрушки, выбранной ребенком, в сравнении с другими игрушками того же типа.
Чем больше выбранная ребенком игрушка, тем большее значение ребенок придает персонажу, который она призвана изображать.
Обычно дети выбирают самую большую и красивую игрушку себе, вторую по размеру отдают матери, а самую маленькую — воспитателю или психологу.
Если зависимость обратная, т.е. ребенок выбирает для себя игрушку меньшую и менее красивую (привлекательную), чем дает участвующим в игре взрослым, то это может свидетельствовать как о невротически сниженной самооценке, так и о влиянии на ребенка родительских директив типа «Не проси, чего хочешь», «Не живи», «Не будь лидером», о которых будет рассказано в следующем разделе. Большие и маленькие мягкие игрушки. Они выступают в качестве заменителя тела матери, или, по терминологии известного психоаналитика Винникота, транзиторного, т.е. переходного, объекта.
Потребность выбирать такие игрушки обусловлена желанием компенсировать дефицит тактильного, телесного контакта и других форм невербального эмоционального общения со взрослым, значимым для ребенка. Отметим, что ту же потребность ребенок удовлетворяет в общении с домашними животными — кошками и собаками.
При этом в общении с кошками и маленькими комнатными собачками на первый план выступает именно потребность в тактильном контакте, а при общении с крупными собаками, типа овчарок, сенбернаров и ньюфаундлендов, на первый план выступает потребность в старшем защитнике, которому, в отличие от родителей, ребенок может отдавать приказания сам.
Если ребенок выбирает для себя маленькую мягкую игрушку, а матери дает большую, то это отражает нормальную для этого возраста потребность в эмоциональном контакте и зависимости.
Пластмассовые игрушки, изображающие людей, животных и сказочные персонажи. В психокоррекционной игре типа «разыграй сказку» они обычно используются ребенком в качестве второстепенных персонажей.
Если игрушка изображает конкретного сказочного героя и содержание сказки известно ребенку, то с таким персонажем ребенок связывает ожидания, аналогичные роли этого героя в сказке. Поэтому тот человек, который получает «героическую» игрушку от ребенка, обязан, по его мнению, оправдывать соответствующие ожидания, например, как от героя или спасителя.
Следует также помнить, что в культуре, сказках и мифах определенным животным соответствуют определенные «черты характера». Например, заяц труслив, медведь силен, волк—злой, лиса —коварная и хитрая, олень —мужественен и благороден.
Обратите также внимание на выражение «лица» и позу игрушки. Она может выражать растерянность и зависимость или, наоборот, энергию и готовность к действию.
Все эти характеристики бессознательно приписываются ребенком тому персонажу, которого данная игрушка будет представлять в разыгрываемой сказке.
Машинки и другие транспортные средства. Они используются ребенком для обеспечения сюжета игры, а мальчиками, кроме того, и дляподчеркивания своей психосексуальной идентичности (наряду с «военными» игрушками).
Игрушки, пригодные для строительства. Они привлекаются ребенком для создания предметной среды разыгрываемого сюжета, а также для отреагирования амбивалентных и деструктивных импульсов («построить и разрушить»).
Абстрактные игрушки. Используются, в основном, в магической функции «волшебных» игрушек, а также как строительный материал или как замещениелюбого недостающего для игры предмета (персонажа).