И проспектированное профессиографирование

Профессиография — это технологии изучения, опи­сания и проектирования профессий с учетом психо­физиологических, психологических и социаль­но-экономических требований, предъявляемых про­фессиональной деятельностью к работнику.

Результаты профессиографирования оформляют­ся в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необ­ходимых знаний, умений и навыков, профессиональ­но важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы являет­ся психограмма — характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста. Пси­хограмма — психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

• комплексного подхода в изучении профессио­нальной деятельности;

• целенаправленного составления профессиограм­мы, подчиненного достижению конкретной практи­ческой цели;

• типизации и дифференциации профессиогра-фических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;

• реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

• учета перспектив профессионального роста и карьеры;

• надежности, предполагающей описание про­фессий в экстремальных и нестандартных условиях;

• научности (профессиограмма должна разраба­тываться на основе системного, личностного и дея-тельностного подходов)1.

В зависимости от целей профессиографии проек­тируются различные профессиограммы. В профессио-ведческой литературе представлены информацион­ные, диагностические, прогностические, методиче­ские профессиограммы2. Для предмета нашего изу­чения важное значение приобретают образователь­но ориентированные и проспектированные профес­сиограммы. Рассмотрим их.

Образовательно ориентированное профессиографи-рование. В основу данного вида профессиографиро­вания положена идея о субъектности профессии: но­ситель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфиче­ских признаков. Исследователи образовательно ори­ентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профес­сиограмм1.

Элементы профессиограммы выполнены в блоч-но-модульном варианте, что обеспечивает реализа­цию принципов гибкости, вариативности, техноло­гичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профес­сиональной и социальной компетентности в зависи­мости от статуса образовательного учреждения, це­лей и задач профессионального образования, требуе­мого уровня квалификации.

Блок «Паспорт профессии» включает краткие све­дения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, на­значении профессии и уровне профессионального образования.

Блок «Основной объект (сфера) профессии» содер­жит сведения о типе профессии: «человек — приро­да», «человек — человек», «человек — техника», «чело­век — знаковая система», «человек — художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Со­держание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.

Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых от­ношений к предмету профессии.

Блок «Предметно-профессиональная компетент­ность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой пред­ставляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит ре­зультат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получе­ния результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учи­тываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.

Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности лич­ности:

• развитие мыслительного потенциала;

• возможности саморегуляции и саморазвития личности;

• направленность личности на «стратегию успе­ха»;

• гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.

В профессиограмме предусматриваются и вопро­сы экологической, правовой и экономической куль­туры.

Блок «Специальные психофизиологические требова­ния» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, сани­тарно-гигиенические требования.

Каждый блок состоит из модулей, модуль — из мо­дульных элементов, а последние — из модульных еди­ниц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными органи­зационно-содержательными единицами, соответст­вующими определенным компонентам профессио­нальной деятельности.

Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:

• наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);

• уровень профессиональной подготовки;

• шифр;

• параметры профессии (характеристики, содер­жательно раскрывающие описываемый компонент профессии);

• степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность ра­ботника к выполнению профессии по описываемому компоненту);

• критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).

Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснован­ного отбора содержания образования, разработки си­стемы входного и итогового контроля качества под­готовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления лич­ности специалиста.

Проспектированное профессиографирование.Дан­ный вид профессиографирования отражает динамику профессионального развития специалиста и про­фессионала.

Система профессионального образования в Рос­сии основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям мо­лодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого по­ложения обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования.

Основываясь на концепции профессионального ста­новления личности, мы разработали модель проспекти-рованной профессиограммы. Ее назначение — проектиро­вание профессионального роста специалиста, область применения — аттестация персонала, профконсульти-рование, оказание помощи службам занятости.

Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность дан­ного подхода заключается в проектировании про­фессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления: оптации, профессио­нального образования (подготовки), профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мас­терства.

На каждой стадии приводятся следующие струк­турные составляющие деятельности:

• конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами;

• профессиональные действия, направляемые тактическими целями;

• способы осуществления действий в конкрет­ных условиях и оценка их результативности.

Эти структурные компоненты деятельности явля­ются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функ­ций приводит к развитию основных подструктур лич­ности специалиста: профессиональной направленно­сти, профессиональной компетентности, профессио­нально важных качеств и психофизиологических

свойств.

Приведем схему проспектированной профессио­граммы.

1. Паспорт профессии:

• тип профессии и ее отраслевая принадлеж­ность;

• уровень образования и ступени (категории)

квалификации;

• смежные специальности и профессии;

• социально-профессиональные ограничения.

2. Подготовка кадров:

• форма и уровни профессионального образова­ния и подготовки кадров;

• уровень получаемой квалификации;

• перспективы профессионального роста и карь­еры.

3. Характеристика ведущей деятельности на каж­дой стадии профессионального становления:

• функции;

• конкретные виды деятельности;

• типовые профессиональные задачи;

• профессиональные умения.

4. Проспектированная психограмма на каждой ста­дии профессионального становления:

• ведущая деятельность;

• основные подструктуры субъекта деятельно­сти:

- профессиональная направленность; профессиональная компетентность;

— профессионально важные качества (ключевые квалификации);

— профессионально значимые психофизиологи­ческие свойства;

• психологическая характеристика каждой под­структуры личности.

5. Санитарно-гигиенические условия труда:

• режим труда;

• нервно-психическая напряженность;

• сенсомоторная и перцептивная сферы;

• медицинские противопоказания.

Области применения рассмотренных профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирова­ние карьеры, образование и повышение квалифика­ции.

Профессиография является действенным средст­вом обобщения исследований деятельности и субъ­екта труда для решения широкого круга практико-ориентированных задач психологии профессио­нального образования.

Образовательно ориентированная профессиогра­фия может быть использована в следующих областях деятельности:

• определение содержания профессионального образования и разработка образовательно-програм­мной документации;

• проектирование технологий профессионально­го обучения, воспитания и развития обучаемых, определение оптимальной организации учебно-про­изводственной среды, конструирование техни­ко-технологических и информационных средств обучения и контроля его результатов, а также отбора и разработки методов диагностики профессиональ­ной подготовленности;

• осуществление профессионального консульти­рования и профотбора оптантов;

• аттестация профессионально-педагогических работников образовательных учреждений, лице­нзирование и сертификация учебных программ;

• проектирование новых учебных профессий, специальностей и специализаций.

Проспектированное профессиографирование целесообразно использовать при проектировании непрерывного профессионального образования, определении содержания и технологии повышения квалификации и переквалификации. Проспектированные профессиограммы являются норматив­ной базой для осуществления мониторинга про­фессионального развития, разработки психологи­ческого сопровождения профессионального ста­новления, роста и карьеры личности специалиста.

Глава 4

Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном

Наши рекомендации