И проспектированное профессиографирование
Профессиография — это технологии изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику.
Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
Важной составляющей профессиограммы является психограмма — характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста. Психограмма — психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.
Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:
• комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;
• целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;
• типизации и дифференциации профессиогра-фических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;
• реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;
• учета перспектив профессионального роста и карьеры;
• надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;
• научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и дея-тельностного подходов)1.
В зависимости от целей профессиографии проектируются различные профессиограммы. В профессио-ведческой литературе представлены информационные, диагностические, прогностические, методические профессиограммы2. Для предмета нашего изучения важное значение приобретают образовательно ориентированные и проспектированные профессиограммы. Рассмотрим их.
Образовательно ориентированное профессиографи-рование. В основу данного вида профессиографирования положена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Исследователи образовательно ориентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профессиограмм1.
Элементы профессиограммы выполнены в блоч-но-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.
Блок «Паспорт профессии» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.
Блок «Основной объект (сфера) профессии» содержит сведения о типе профессии: «человек — природа», «человек — человек», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.
Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.
Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.
Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности:
• развитие мыслительного потенциала;
• возможности саморегуляции и саморазвития личности;
• направленность личности на «стратегию успеха»;
• гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.
В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры.
Блок «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.
Каждый блок состоит из модулей, модуль — из модульных элементов, а последние — из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.
Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:
• наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);
• уровень профессиональной подготовки;
• шифр;
• параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);
• степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту);
• критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).
Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.
Проспектированное профессиографирование.Данный вид профессиографирования отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала.
Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого положения обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования.
Основываясь на концепции профессионального становления личности, мы разработали модель проспекти-рованной профессиограммы. Ее назначение — проектирование профессионального роста специалиста, область применения — аттестация персонала, профконсульти-рование, оказание помощи службам занятости.
Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления: оптации, профессионального образования (подготовки), профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства.
На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности:
• конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами;
• профессиональные действия, направляемые тактическими целями;
• способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности.
Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических
свойств.
Приведем схему проспектированной профессиограммы.
1. Паспорт профессии:
• тип профессии и ее отраслевая принадлежность;
• уровень образования и ступени (категории)
квалификации;
• смежные специальности и профессии;
• социально-профессиональные ограничения.
2. Подготовка кадров:
• форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;
• уровень получаемой квалификации;
• перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:
• функции;
• конкретные виды деятельности;
• типовые профессиональные задачи;
• профессиональные умения.
4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления:
• ведущая деятельность;
• основные подструктуры субъекта деятельности:
- профессиональная направленность; профессиональная компетентность;
— профессионально важные качества (ключевые квалификации);
— профессионально значимые психофизиологические свойства;
• психологическая характеристика каждой подструктуры личности.
5. Санитарно-гигиенические условия труда:
• режим труда;
• нервно-психическая напряженность;
• сенсомоторная и перцептивная сферы;
• медицинские противопоказания.
Области применения рассмотренных профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации.
Профессиография является действенным средством обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практико-ориентированных задач психологии профессионального образования.
Образовательно ориентированная профессиография может быть использована в следующих областях деятельности:
• определение содержания профессионального образования и разработка образовательно-программной документации;
• проектирование технологий профессионального обучения, воспитания и развития обучаемых, определение оптимальной организации учебно-производственной среды, конструирование технико-технологических и информационных средств обучения и контроля его результатов, а также отбора и разработки методов диагностики профессиональной подготовленности;
• осуществление профессионального консультирования и профотбора оптантов;
• аттестация профессионально-педагогических работников образовательных учреждений, лицензирование и сертификация учебных программ;
• проектирование новых учебных профессий, специальностей и специализаций.
Проспектированное профессиографирование целесообразно использовать при проектировании непрерывного профессионального образования, определении содержания и технологии повышения квалификации и переквалификации. Проспектированные профессиограммы являются нормативной базой для осуществления мониторинга профессионального развития, разработки психологического сопровождения профессионального становления, роста и карьеры личности специалиста.
Глава 4
Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном