Глава 5. Аналитико-системная семейная психотерапия

МЭТРЫ МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИИ

Э. Г. Эйдемиллер И. В. Добряков И. М. Никольская

семейный ДИАГНОЗ и семейная психотерапия

Рекомендуется Учебно-методическим объединением

по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России

в качестве учебного пособия для системы

послевузовского образования врачей

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006

ББК 88.56

Рекомендуется Учебно-методическим объединением

по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России

в качестве учебного пособия для сиситемы послевузовского

профессионального образования врачей

Рецензенты:

Карвасарский Борис Дмитриевич — руководитель отделения неврозов и психотерапии

Санкт -Петербургского научно -исследовательского психоневрологиеского

института им. В. М. Бехтерева, доктор медицинских наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ.

Соловьева Светлана Леонидовна — заведующая кафедрой педагогики и психологии

Санкт-Петербургской медицинской академии им. И. И. Мечникова,

доктор психологических наук, профессор

Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.

Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006, 352 с, илл.

ISBN 5-9268-0204-0

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии СПб МАПО. В пособии приведены общие сведения о семье (ее функциях, структуре и динамике); описаны параметры семьи как системы; дана классификация семей, нуждающихся в психологической помощи. Изложены основные принципы постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи. На основе обобщения научно-практического опыта представлены методы и техники системной, аналитико-системиой и игровой семейной психотерапии, семейного консультирования, а также использование в работе с семьями психодрамы,сказки и арт-методов. Специальная глава посвящена новому и актуальному направлению: перинатальной психологии и психотерапии. Теоретические положения и методические разработки проиллюстрированы многочисленными примерами из практики и рисунками. Учебное пособие предназначено для врачей, психологов, социальных работников, педагогов и других специалистов, работающих с семьями.

ISBN 5-9268-0204-0

© Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В.,

Никольская И. М., 2003 © Издательство «Речь», 2006 © П. В. Борозенец, обложка, 2003

Оглавление

Введение. Семейный диагноз - что это? Эйдемиллер Э. Г., Никольская И.М........6

Глава 1. Семья как единица психологического анализа

Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М........................................................... 10

1.1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике.........................10

1.1.1.Семья и ее современные модели.........................................................................10

1.1.2. Функции семьи. Нормально функционирующие

и дисфункциональные семьи..............................................................................13

1.1.3. Структура семьи и ее нарушения......................................................................14

1.1.4. Динамика (жизненный цикл) семьи................................................................16

1.2. Семья как система..............................................................................................................19

1.2.1. Понятие семьи как системы................................................................................19

1.2.2. Параметры семьи как системы...........................................................................21

1.2.2.1. Структура семейных ролей...................................................................21

1.2.2.2. Семейные подсистемы и границы......................................................22

1.2.2.3. Семейные правила....................................................................................24

1.2.2.4. Стандарты взаимодействия..................................................................25

1.2.2.5. Семейные мифы........................................................................................27

1.2.2.6. Семейная история....................................................................................28

1.2.2.7. Семейные стабилизаторы......................................................................29

1.2.3. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи.................................................................................31

1.3. Нарушения жизнедеятельности семьи.......................................................................32

1.3.1. Семья в трудной жизненной ситуации............................................................32

1.3.2. Понятие семейного стресса и копинга............................................................33

1.3.3. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз... 35

Глава 2. Методы семейной диагностики............................................................37

2.1. Рисунок семьи Никольская И. М...................................................................................37

2.2. Семейная социограмма Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М...............................49

2.3. Семейная генограмма Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В................................58

2.4. Шкала семейного окружения (ШСО) Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М... 63

2.5. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)

Эйдемиллер Э. Г., Лидере А. Г., Городнова М. Ю.......................................................68

2.6. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллер Э. Г....................................................................................................................73

2.6.1. Нарушение процесса воспитания в семье......................................................73

2.6.2. Диагностика типов негармоничного

(патологизирующего) воспитания...................................................................76

2.6.3. Психологические причины нарушений в семейном воспитании.........77

z./. другие методы психологической диагностики семьи Никольская И. М......91

2.7.1. Гиссенский личностный опросник (ГТ).......... ................91

2.7.2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири...............93

2.7.3. Измерение родительских установок и реакций(опросник PART)........95

2.7.4. Цветовой тест отношений (ЦТО)......................... ..............98

2.7.5. Методика «Подростки о родителях» (ПоР)............................................. 100

Глава 3. Перинатальные аспекты психологии

и психотерапии семьиДобряков И. В.................................................104

3.1. Зачатие................................................................................................................................. 105

3.2. Беременность.................................................................................................................... 106

3.2.1. Тест отношений беременной............................................................................ 110

3.3. Родовая травма................................................................................................................. 119

3.4. Постнатальный период.................................................................................................. 121

3.5. Стадии жизненного цикла семьи и семейное воспитание................................ 125

3.6. Перинатальная семейная психотерапия................................................................. 132

3.6.1. Психотерапия семьи, ожидающей ребенка................................................ 134

3.6.2. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка................... 135

3.6.3. Психотерапия детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, связанными с неблагоприятным течением перинатального периода.................................................................................... 138

Глава 4. Системная семейная психотерапияЭйдемиллер Э. Г.......................140

4.1. Определение системной семейной психотерапии............................................... 140

4.2. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии....... 143

4.3. Основные техники системной семейной психотерапии.................................... 143

4.4. Модель интегративной системной семейной психотерапии............................ 149

4.5. Пример использования системной семейной психотерапии........................... 151

Глава 5. Аналитико-системная семейная психотерапия

Эйдемиллер Э. Г............................................................................................................154

5.1. Интегративная модель аналитико-системной семейной психотерапии...... 154

5.2. Теоретическое обоснование использования психоанализа

в семейной системной психотерапии....................................................................... 155

5.2.1. Сопоставление аналитических и неаналитических теорий развития личности............................................................................................... 155

5.2.1.1. Психоаналитические теории развития личности..........................155

5.2.1.2. Неаналитические теории развития личности................................ 164

5.2.2. Сопоставление фаз групповой динамики психотерапевтических групп и фаз жизненного цикла семьи.......................................................... 172

5.3. Метод и техники аналитико-системной

семейной психотерапии................................................................................................. 177

5.3.1. Пример аналитико-системной семейной

психотерапии больной с фобиями................................................................. 179

Глава 6. Игровая семейная психотерапияДобряков И. В...........................183

6.1. Интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии......................183

6.2. Интеграция игровой и семейной психотерапии...................................................184

6.3. Определение и особенности игровой семейной психотерапии.......................191

6.4. Показания и противопоказания к игровой семейной психотерапии............193

6.5. Некоторые формы и модели игровой семейной психотерапии......................194

Наши рекомендации