Псшгеш s дшвш чрезвычайных ситдаций __

Психогенные сумеречные расстройства сознания ха­рактеризуются сужением объема сознания, преимуще­ственно автоматическими формами поведения, двига­тельным беспокойством (реже — заторможенностью), иногда — отрывочными галлюцинаторными и бредовы­ми переживаниями. Обычно они непродолжительны (у 40% всех больных завершаются в течение суток). Как правило, у всех отмечается полное восстановление здо­ровья и адаптированной деятельности.

Затяжные реактивные психозы формируются мед­леннее острых, обычно в течение нескольких суток. Чаще встречается депрессивная их форма. По симптоматике это — достаточно типичные депрессивные состояния с известной триадой клинических проявлений (снижение настроения, двигательная заторможенность, замедление мышления). Больные поглощены ситуацией, все их пе­реживания определяются ею. Обычно наблюдаются ухудшение аппетита, похудание, плохой сон, запоры, та- ' хикардия, сухость слизистых оболочек, у женщин — пре­кращение менструаций. Выраженные проявления деп­рессий без активного лечения нередко затягиваются на 2 — 3 месяца. Окончательный прогноз в большинстве слу­чаев относительно благоприятный.

Психогенный параноид обычно развивается медлен­но, в течение нескольких дней, и, как правило, носит за­тяжной характер. Среди клинических проявлений на первом месте стоят аффективные нарушения: тревога, страх, депрессия. На их фоне обычно формируются стой­кие бредовые идеи отношения и преследования. Отме­чается тесная связь аффективных расстройств и выра­женности бредовых переживаний.

Псевдодементная форма, как и остальные затяжные психозы, формируется в течение нескольких дней, хотя нередко отмечаются и случаи острого развития.

Психотические явления сохраняются в течение ме­сяца и более, состояние больных характеризуется наро­чито грубыми демонстрациями нарушения интеллекта (невозможность назвать возраст, дату, перечислить фак- ' ты анамнеза, имена родных, произвести элементарный счет и др.). Поведение носит характер дурашливости: неадекватная мимика, вытягивание губ «хоботком», сю­сюкающая речь и т. д. Особенно отчетливо псевдодемен- „_, Ция проявляется при просьбе совершить простейшие III




арифметические операции (сложение, вычитали
жение). Ошибки при этом столь чудовищны чт
вается впечатление, будто больной нарочно да° СКладь1
ные ответы. ет Невер.

Си"
лсГ мозга чревата возможностями легкого развития пВНого генных невротических реакций и фиксации б^0 Н

Особое значение имеет возможность развит хогений одновременно с другими поражениями ^ П мами, ранениями, ожогами, которые в таких с гут протекать более тяжело. Каждая травма

ц болез

ных симптомов. Неосложненное течение травм зав SH
от тактики врача-специалиста, обеспечивающего «n^
хическую асептику». си"

Большие затруднения возникают при организации помощи пострадавшим. Первоочередная задача — выя­вить лиц с острым психомоторным возбуждением, обес­печить безопасность их и окружающих, ликвидировать обстановку растерянности, исключить возможность воз­никновения массовых панических реакций. Спокойные, уверенные действия оказывающих помощь имеют осо­бенно большое «успокаивающее» значение для людей с субшоковыми (субаффективными) психогенными реак­циями.

Во втором и третьем периодах развития ситуации по завершении чрезвычайного происшествия необходимо использовать комплекс различных психотерапевтичес­ких методов, медикаментозных средств и социально-ре­абилитационных программ. Они являются не только не­обходимыми лечебными мероприятиями при конкретных психических расстройствах, но и служат профилакти­ческой основой посттравматических стрессовых рас­стройств.

Псшгеш s дшвш чрезвычайных ситдаций __ - student2.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕХАНИЗМАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Категория психологической защиты относится в со-менной психологии к разряду давно и прочно утвер-шихся научных терминов. Она вошла во все психо­тические словари и справочники как общепринятое понятие из области психологии личности. Термин «за­щита психологическая» употребляется для обозначения «любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт...» —таково одно из самых общих определе­ний этого феномена (Психология..., 1990. С. 121).

Впервые термин «защита» (abwehr) был введен 3. Фрейдом в работе «Защитные невропсихозы» в 1894 г. Однако открытие самого явления Фрейд адресует Брау-эру: «Содержание открытия Брауэра сводится к поло­жению, что симптомы у истерических больных зависят от потрясающих, но забытых сцен из их жизни. Осно­ванное на этом положении лечение старается вспомнить эти переживания в гипнозе и воспроизводить их (катар­сис). Отсюда вытекает частичная теория о том, что эти симптомы соответствуют ненормальной связи опреде­ленного количества неразрешенной энергии возбужде­ния (конверсия)». В последующем теория психологичес­кой защиты раскрывалась авторами других работ, в ко-орых она описывалась как «способ борьбы «Я» против тов>ГпеННЬ1Х И невыносимых ДЛЯ личности идей, аффек-замен Ж6 ФреЙА от этого термина отказался, и он был иия сиН Термином «вытеснение». В работе «Торможе-ВеРнул"ПТ°МЫ и,тРевожность» (1926) Зигмунд Фрейд чил ее ка К °Тарои конЦепции защиты, при этом обозна-ТоРЫе «я» <<главное определение для всех способов, ко-вести кнев10110^3^673 конФликте> который может при-означения>ЗУ>>'Термин вытеснение был сохранен для одного из специальных методов защиты,



Псшгеш s дшвш чрезвычайных ситдаций __ - student2.ru 122

который обслуживает те же самые цели защитные механизмы, а именно «охрана «5h>° И ктивных требований».

Зигмунд Фрейд придавал огромное значени
логической защите, и сам называл ее «основы Псих°-
тием психоанализа». В большинстве его рабЫМ0ТКры"
обнаружить описание механизмов психологич Т Мо?Но
щиты: вытеснение и сопротивление, сублимац^*0" За~
щение и реактивное образование, регрессия и ЗЙМе'
сивное разрешение, проекция и вымещение р Регрес"
лизация, сознательное мышление, идентифик'аци °Нд
видение, катарсис и другие механизмы. Всегоодис"0
более 20 видов механизмов защиты. ано

Каждый защитный механизм, считает отечестве ный психолог P.M. Грановская, формируется вначал для овладения конкретными инстинктивными побуж^ дениями и связан, таким образом, с определенной фа­зой индивидуального развития. У маленьких детей, до того как сформируется полноценная система психоло­гической защиты, реакция на неприятные пережива­ния — автоматическая, а именно физиологический уход от раздражителя.

Из защитных реакций, отмеченныхудетейиподрос-тков, наиболее типичны, как считает А.Е. Личко: пассив­ный протест, оппозиция, имитация, эмансипация, ком­пенсация и изоляция. По мнению Грейс Крайг, самыми распространенными защитными механизмами, усваива­емыми детьми, являются: уход, идентификация, проек­ция, смещение, отрицание, вытеснение, регрессия, ре­активные образования.

Что заставляет включать особые способы переработ­ки тревожащей информации? Необходимость защитить себя! Что при этом защищается? Положительное отно­шение к себе и ощущение себя как хорошего и достойно­го. Однако ребенок сталкивается с тем, что нормы, Ф°Р мирующие отношение к нему взрослых, ему не^он5П^я Это приводит к формированию у детей двойной мор^ ^ Одна предназначена для мира взрослых и отражав ^ верхностное понимание (повторение на уровне с*^ ценностей, другая для себя и своих сверстников. на. когда ребенок встречает истинное понимание и Р ние своих чувств и своего состояния, он сПОС°_чеСкий одолеть свои внутренние конфликты, психоло

;нка постепенно обнару-,ые эшюОАР вытеснения. Фрейда связано с избежанием внут-iM активного выключения из со-' юрмации о случившемся в це-

нне

РеНП^пабывания)неиич-^»-,-------------- , -

знания [ jo ^ истинного, но неприемлемого мотива свое-лом, а толь ВытеснеНие направлено на то, что раньше го повеАезнано Хотя бы частично, а запрещенным стало был0И°С°О и поэтому удерживается в памяти. Оно озна-В что в дальнейшем этому побуждению, хотя оно су-ЧЭ ствует не позволяется вступить в область сознания. Ще Условием вытеснения выступает результат сравне­ния новой информации с идеалом «Я». При неблагопри­ятном для личности результате такого сравнения неко­торые влечения откалываются от единства с другими, задерживаются на пути движения к реализации, то есть на ближайшее время для них исключается возможность удовлетворения. Причина подобного забывания—наме­рение избежать неудовольствия, которое вызывается данным воспоминанием. Анализируя материал, относи­тельно которого у человека обнаруживается постоянная рассеянность или упорная забывчивость, можно увидеть его скрытые побуждения.

Вытеснение может осуществляться не только полно­стью, но и частично. При неполном — остается невытес-ненным отношение человека к истинному мотиву. Оно сохраняется и проникает в сознание в трансформиро­ванном виде, как чувство немотивированной тревоги, со­провождающейся иногда соматическими явлениями. На­пример, у ученика, относящегося с отвращением к уро­кам на фортепиано, вдруг могут появиться спазмы или сУДороги в руках.

Ункцию вытеснения автор иллюстрирует одним «гру-м сравнением»: «Допустите, что в аудитории... находит-вниман ^^'котоРы^наРУшает'гашинУиотвлекаетмое товнек)116 ОТ ПреАСТ0ЯЩ-ей мне задачи своим смехом, бол-Условиях°ПОТОМ Н°Г' ^ объясняю-что я не могу при таких Деляется цИТать Ь^ее лекцию, и вот из вашей среды вы-*е кпд0 есколько сильных мужчин и выставляют, пос-

временной борьбы, нарушителя порядка за .__ Рь он вытеснен, и я могу продолжать свою лек- 1 Си



Псшгеш s дшвш чрезвычайных ситдаций __ - student2.ru 124

Глава 7

цию. Для того чтобы нарушение порядка не повторилось, если выброшенный будет пытаться вновь проникнуть в зал, исполнившие мое желание господа после совершен­ного ими вытеснения пододвигают свои стулья к двери и обосновываются там, представляя собою сопротивление. Если вы переведете теперь наименования обоих мест (в а-удитории и за дверью) на язык психологии как сознатель­ное и бессознательное, то вы будете иметь довольно вер­ное изображение вытеснения»'.

Вытеснение не то же самое, что полное прекраще­ние. Соответствующие возбуждения вызываются при этом обычным образом, но благодаря психической задер­жке они не допускаются к достижению своей цели и от­тесняются на другие пути, пока не проявятся как симп­том. Вытеснение «обслуживаеттенденции враждебнос­ти, сексуальности, сальности, агрессии, сатиры, оборо­ны, скабрезности (желание обнажить), циничности, кри­тичности и святотатства».

Таким образом, подпонятием «вытеснение» Зигмунд Фрейд предполагал механизм подавления и последую­щего исключения, изгнания из сознания импульса, сти­мулирующего у индивида чувство напряжения, беспо­койства и тревоги. За счет механизма вытеснения неже­лательная информация, тревожащая и напрягающая че­ловека, на время исчезает, освобождая его психику. Бес­сознательно оно возникает в детстве человека, и это об­стоятельство объясняет большинство его особенностей. Инфантильное, вытесненное из сознательной жизни не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого крис­таллизуется бессознательная душевная жизнь.

Повышенная тревожность, возникающая в результа­те неполного вытеснения, может привести либо к новой оценке травмирующей ситуации (и тем самым снимает­ся конфликт), либо к подключению других защитных ме­ханизмов.

В качестве одного из защитных способов Зигмунд Фрейд рассматривает превращение сексуальных вле­чений в высшие типы человеческой активности, он на­зывает это термином, который встречается в работах Ницше,— сублимацией либидо.

Псшгеш s дшвш чрезвычайных ситдаций __ - student2.ru Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

приставления а механизмах психологической защиты__________

Сублимация (замещение) — это защита путем пере­вода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной, с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, приемлемое и поощряемое обще­ством. Так, например, человек, не имеющий возможность получать адекватную сексуальную разрядку, переклю­чается на другой вид деятельности (наука, спорт, поли­тика, искусство и т. д.).

К видам сублимирования можно отнести встречаю­щиеся в работах 3. Фрейда выражения: «изображение удовлетворенного желания», «игра», «фантазии», «пере­распределение» и др. По мнению Фрейда, сексуальный инстинкт состоит из множества компонентов. У челове­ка он, вероятно, выражен сильнее, нежели у большин­ства высших животных. Он отдает в распоряжение куль­турной работы необыкновенно большую силу, вслед­ствие особенной своеобразной способности его замещать свою непосредственную цель без существенной потери и интенсивности. Эта способность замещать первона­чально сексуальную энергию другой, несексуальной, но родственной психической называется способностью к сублимированию. В противовес этой способности к за­мещению, в которой состоит культурная ценность этого инстинкта, в нем бывает и особенно упорная фиксация, благодаря которой он теряет способность замещения и при случае выражается в так называемых ненормально-стях. Но безгранично продолжать этот процесс замеще­ния, несомненно, нельзя. Известная часть непосред­ственного сексуального удовлетворения является неиз­бежной для большинства организмов, и неудовлетворе­ние этой индивидуально варьирующей части мы долж­ны считать явлениями болезненными.

В процессе сублимирования антисоциальные импуль­сы как бы меняют свое направление без внутреннего конфликта. Это наиболее адаптивная форма психологи­ческой защиты, поскольку она не только снижает чув­ство тревоги, но и приводит к социально одобряемому Результату.

Особым видом сублимирования считается подавле­ние посредством реактивного образования. Реактивное образование — это защитный механизм, с помощью ко-орого человек бессознательно маскирует свою трево- .__ ™ по поводу непозволительных мыслей или желаний, Ма

Защиты



прибегая к поведению прямо противополож
Подобная защита создает психические пл °Г°ТИ11а
сильного подавления таких неприятных 4vb ТИНЬ! Алл
отвращение, стыд и мораль. Это явление ил^' Как"то
ется наглядным примером: у женщин пассивн°СТрирУ-
биционистическое влечение почти всегда пп °& ЭКсги-
ется великолепным реактивным образовать °'й'0ЛеВй-
сексуальной стыдливости. Также можно приве" В ВИДе
мер о подростке, который, чувствуя влечение к Z* ПРИ"
становится агрессивным по отношению к ней п Ке'
дует ее. Как раз чрезмерная подчеркнутость чувства^6"
поведения (не просто игнорирует, а преследует)
жит подтверждением механизма образования проти^
положной реакции. Во"

Одним из наиболее онтогенетически ранних спос

бов защиты З.Фрейд считал характерное для психичес ких процессов явление регрессии, когда благодаря ассо­циациям взрослый человек «возвращается» назад к бо­лее ранним переживаниям и обращается к своему про­шлому инфантильному опыту. «... всякое патогенное пе­реживание предполагает другое, более раннее пережи­вание, которое, не будучи само патогенным, придает это свойство позднейшему»'. Таким образом, регрессия — это соскальзывание на более примитивный уровень по­ведения или мышления, возврат к прежней фазе разви­тия к первой (детской) фиксации (запечатлению, повы­шенной цепкости). Частота пользования этим способом зависит от интеллектуального развития и растет вместе с высокой личной культурой.

Механизм защиты по типу проекции (вымещения) — это бессознательная попытка освободиться от каких-то навязчивых тенденций, оцениваемых личностью как от­рицательные, путем приписывания их другому или дру­гим. Появляясь в раннем детстве, проекция выступает как наиболее частая форма защиты у взрослых. Мех низм проекции универсален в сфере национальных расовых предубеждений (ксенофобия), когда ненав ^ мой этнической группе приписываются собственны ^ не осознаваемые черты и свойства. Таким Pa3°gH1Je тенденции получают определенный выход, напр

Псшгеш s дшвш чрезвычайных ситдаций __ - student2.ru Фрейд 3. Психология бессознательного. М., I98

-^^ притом, что оценочные, моральные уста-пазря*аеТСгознания не страдают, остаются исходными. яовк11 самоси ^^ ^ ^ Ухтомским теория доминанты по-

Разработа ыть глубинные механизмы проекции. зволила еМ^еН0Мены «двойника» и «заслуженного со-он описал Фйник>> ^как внутреннее представление беседника>>' образуется с помощью проецирования на о партнеРе' человека своих собственных безнрав-0браз дР^ачестВ| а «заслуженный собеседник» форми-сТВеНа'спомо1ЦЬЮ идентификации как результат пере-руется ^^ глубокого интереса и уважения к другой Н°Са ти ' Здесь важно обратить внимание на то, что ЛИЧИ°ек с преобладанием защиты по типу проекции в iSx видит прежде всего самого себя.

Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны, зло, причиненное другому человеку, например, жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика.

Одной из форм проекции является механизм выме­щения, иногда описываемый отдельно. Здесь имеется в виду бессознательная ориентация импульса или чувства с одного объекта на другой, чаще более доступный. Этот механизм весьма распространен в обыденной жизни. Эмоции выплескиваются либо на более близкого чело­века, либо на более слабого (например, неприятности на работе и унижение со стороны начальника приводят к вымещению накопившихся эмоций на жене, детях). в рамках этого механизма возникло выражение «козел ™УЩения». Это именно та фигура, на которую ориен-Р ан механизм вымещения определенного лица или

Псшгеш s дшвш чрезвычайных ситдаций __ - student2.ru Ранне НТИФикаЧия обычно рассматривается как самое Ч°м. ИдПР°Я^еНИе эмоЧиональной связи с другим ли-здт™,.- ^гификация — разновидность проекции, свя-

i у л•■ 1950. °*ICKUU АА- Принцип д

'Ждествлением себя с дру-

оминанты // Собр. соч. В 4 т. Т. 1.



Защиты


*32^~ приятного чувства разногласия со значи- ча, а ПРОТИВД "вИда лицом. Было установлено, что при рас-

гим человеком, переносом на себя качеств. Это возвышение себя до другогоп"^ ЧуВсгв и рения границы «Я». Идентификация связан1^ РасшИ-

Д вИд м А мнением лица, отношения с которым оцени хо#АеНИЙ_Спозитивные, возможны разные пути восста-вак>тся ка£.\ анса. Один представляет собой идентифи-яовления оал состоитв отрицаНии реальности (Г.М. Ан-.оиряО'ЛРУГ ider,1958HAp.). дреева, ^ ^ онтогенетически наиболее поздних форм ОдН°ч фрейд рассматривает «сознательное мышле-а1ЦИТЬли рационализацию. Введение этого термина он , ^д^онсону, который считал, что рационализа-^итдля прикрытия бессознательного мотива. За-Й ханизм по типу рационализации предусмат- б (
вязан сом, в котором человек, как бы включив др-ут «Я», заимствует его мысли, чувства и действи °ы В Св° фикация расширяет «Я» включая в ^
з ние»


у действи ы

фикация расширяет «Я», включая в него не то ^
ретныхлюдей, но в отдельных случаях обществ*0 К°Нк"
и даже весь мир, тогда как проекция, наоборот В ЧбЛ°м
границы «Я» так, что неприемлемые аспекты с °^Жает
считаются принадлежащими другим. °ег° "Я"

Развивается идентификация в детских ролевы pax: дочки-матери, пожарные, космонавты и т. д н ИГ мер, малолетний мальчик делает отца своим идеалРИ хочет решительно во всем быть на его месте. Механ °М очень близкий к проекции, но реализует иные цели дГ идентификации с кем-то нужна определенная мера схоГ ства с ним, что усиливает чувство симпатии к нему, бли­зости и дает старт процесса отождествления.

Проекция и идентификация имеют свои ограничения Граница «Я», помогающая личности ощутить свою не­тождественность с остальным миром, может смещаться и приводить либо к принятию того, что отвергается дру­гими, но что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другому человеку. Однако какис-ключительная центрированность человека на себе, так и полное уподобление другому, отождествление с его цен­ностями означает прекращение развития собственной индивидуальности. Только уравновешенность этих вза­имодополняющих форм защиты способствует гармонии внутреннего мира человека.

Косвенное подтверждение в социально-психологи­ческих фактах получили представления А. Фрейд об идентификации с агрессором как о способе преодоле­ния страха. В исследовании Дж. Горера было установле­но, что иммигранты, проживающие в США недолгое вре^ мя, проявляют гораздо более сильную враждебность вновь въезжающим, чем к дольше живущим там (I °Р £ 1848). В теории социального научения А. Бандурып ^ дение такого рода характеризуется скорее как *? агрессивного поведения, которая усваивается на ^ телем, если это приносит очевидные выгоды (I • ' ^ реева, 1978; А. Бандура, 1973). Ф. Хайдегерпредпол^ что в этих случаях защита выдвигается не прот

|^ь1Й меха у

W мет определенного рода самообман (когда имеет ме-Р бессознательная попытка рационально обосновать нелепый, абсурдный импульс или идею). Человеку свой­ственно рационально объяснять свое поведение себе и окружающим, даже если оно иррационально. Так, в экс­периментах зарубежного психолога Коффки испытуе­мым давался ряд бессмысленных поручений. При этом обнаруживалась тенденция к их осмыслению, поискам смыслов, приданию смысла совершенно бессмысленным действиям. Очень часто у испытуемых встречается ссыл­ка на некие «интересы дела» (совершал неблаговидные поступки, но не из-за собственных изъянов, а во имя ка­ких-то общих интересов). Главная особенность рациона­лизации состоит в попытке постфактум создать гармо­нию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Так, агрес­сивный человек говорит, что как сильный человек он не может позволить никому «сесть себе на шею», а равно­душный, что он независим и самостоятелен.

11с1«ол0:

Иногда рационализация — это единственная возмож-ость в удержании смысла той деятельности, которой ^ еловек посвятил всю свою жизнь. Это особенно касает-AV vt>X ЛИЦ' ^ КОТОРЫХ наблюдается мощный разрыв меж-тает с №еМ Притязании и возможностями. Девушка меч-сРедст^ТЬ актРисои- На самом деле она достаточно по-но она 6ННая актРиса, и жизнь не раз показывала ей это, ка проч°^НО Не хочет расставаться с иллюзией. Девуш-НеУспех ° выстРаивает рационализаторскую защиту: в Иг ВИновата не она, а происки ее врагов, не она Рает, а ее партнер и т. д. Польский исследова-

1ГИя здоровья

1Z!


Mffl,,wnjMUinniml защиты ----- —-----
тель К. Обуховский такого рода объяснены щитными мотивами. Назвад 3Q Гармония между реальным поведением ч его представлением о должном может быть д 6Л0Века помощью двух вариантов рассуждения: нием ценности совершенного поступка результата («сладкий лимон»), б

Псшгеш s дшвш чрезвычайных ситдаций __ - student2.ru иТ

ста поступка, который совершить не удалось или Ц
тата, который не достигнут («зелен виноград'») и ^
в другом случае изменения направлены к уменыцТ°М' И
диссонанса между желаемым и действительным В6НИ|°
ветствии с личной системой ценностей. ' Соот"

Итак, рационализация — это поиск ложных осно
ний, когда человек не уклоняется от встречи с угрозо"
нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным ш
себя способом. Шопенгауэр утверждал, что человек един­
ственное существо, которое врет не только окружающим
но в первую очередь самому себе. '

Гораздо реже в работах 3. Фрейда встречаются опи­сания других механизмов защиты, которым он прида­ет значительно меньшее значение. Таким механизмом является отрицание. Отрицание означает категоричес­кое отвержение собственной причастности, события или симптома в собственных интересах. Считается близким к вытеснению, но реализуется на сознатель­ном уровне.

При подавлении защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Если человек усилием воли старается нечто подавить, забыть о чем-то пережи­том или мысленно отталкивает это от себя, устраняя на­мерение, то соответствующие психические акты дефор­мируются. Возникающая деформация осуществляет дис­социацию следов в памяти, то есть разделение их на раз решенные к произвольному вспоминанию и неразреш ные. Поэтому подавление и обнаруживается в РазР ном характере воспоминаний — из общей картины F шлых событий что-то оказывается запрещенным ^ произведению. Причем не все негативные собы ga. давляются в равной мере. Чаще проявляется пеР^ сла. ние сексуальных побуждений, страха, собствен ^_ бости, агрессивных намерений против родител

подавленные, неразрешенные к вспоми-СвеДеНИ 'аНЯеНЫе в бессознательном, не абсолютно наяию и С°Х\дя сознания. Они могут проявляться в об-цеА°сТУпЯа неловких движениях навязчивых со-

цА„лсках, неловких движениях, навязчивых со-м0Лвках, о ^^ ^ разнообразных симптомах. Если уда-сТ0Яниях, ловия для осознания причин конфликта, ется созда ^у^ ^р^дению. Его можно ослабить или т° °Н П°йтрализовать с помощью мыслительной деятель-в0ВС6 "правленной на перестройку иерархии личнос-

НОСТИ, и

тяых ценностей.

Отчуждение — это психологическая защита, связан-

изоляцией, обособлением внутри сознания особых

на* ССВЯзанных с травмирующими факторами. При воз-

кновении расщепления личности мышление становит­ся отчужденным. При этом некоторые совокупности со­бытий воспринимаются по отдельности, а связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются. Тогда то, что происходит сегодня, не может быть сопос­тавлено с тем, что было вчера. Из этого описания видно, что изоляция провоцирует распад обычного функциони­рования сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из кото­рых может обладать своим собственным восприятием, памятью, установками. При такой диссоциации психи­ки способность перемещаться из одной зоны в другую сохраняется, и, находясь в одной из них, человек может наблюдать за самим собой с позиции другой, то есть как бы со стороны. Отчуждение осуществляет защиту лич­ности путем отстранения «Я» от той части личности, ко­торая провоцирует непереносимые переживания.

Таким образом, если отчуждение остается в грани­цах нормы, то оно расширяет возможности человека, со­здавая ему условия для осмысления своих поступков: дает ^зможность взглянуть на себя «со стороны». Подобное свое1*616 °Т чего"либо позволяет обрести внутреннюю же отнУ И ПолАеРживать Достойный образ жизни. Если стыо и°Шения между желаниями человека и возможно-

л бе РазРываются-то отчуждение

Снов °Я ФактоР°м' нарушающим самосознание. °РИентац 6НИе ВИА замеЩения, где происходит пере-План: из Я пеРенос недоступного действия в иной облаАаюш аЛЬН°Г0 мира в МИР сновидений. Действия, Щ замещающим характером, разворачивают-



защиты понижение сознания ответственности от-:а за свои действия.

^пчеловека за д дельн°госамый интересный механизм, которому ав- Нак°нец' одНу из своих лучших работ, - это иро- ^р посвяЩ ИСПользовании которых человек может ния, °стр0Та'сь арсенал собственной психологической ить ^

ш


Пр0-

ся в сюжете сновидений. Они конструиРУ1о
цессе контакта человека со своим прошлым Г
замещения в сновидении в том, что события в н
заны с требованиями реальности: времени 6МНесвя-
ства, силы тяжести, необратимости явлений РОстрам-
Задача сновидения показать сложные чувства CMepTb!o
ках и дать человеку возможность пережить и Ка^ТИн"
ствляя замещение реальных ситуаций. Однако °С^1Че'
прямо изображены быть не могут. Зрительно п СТВа
вимо только действие, отображающее это чувствии-4
возможно изобразить страх, но можно, например т'
выражение страха, как бегство. ^^

Когда у человека возникают трудности, он ищет вы ход из положения — пытается организовать деятель ность, направленную на реальное изменение пережи­ваемой ситуации. Если это не удается, включается один из видов защиты, желаемое замещается символами сно­видения, и тем самым до некоторой степени облегчается бремя психической перегрузки.

Катарсис — психологическая защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаб­лению влияния травмирующего фактора. Для этого в ка­честве посредника иногда привлекается некая внешняя глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значи­мости.

Для катарсиса ключевым моментом является усиле­ние эмоций. Психическая травма может сгореть в мощ­ных, драматических, болезненных и «шоковых» пережи­ваниях. Так, например, сочувствуя персонажам карти­ны, пьесы, человек одновременно переживает собствен­ное важное, болезненное и тревожащее событие. В этом сопереживании он иногда испытывает такое горе, страх и даже ужас, что в кипении всех этих эмоций реализу ся катарсис, преодолевается душевный конфликт и е собственное психическое состояние нормализуется. Некоторые механизмы могут быть применены к отдельному человеку, так и к группе людей. Имен ^ ким механизмом является индукция (энтУзиазМ''Лфек-важным феноменом масс является повышение эф ^ тивности, вызванное в каждом отдельном ее чл ^м щим интересом к одному объекту. Противопол ^ этому механизму является коллективное сниже

проявить д^д драга мелким, низким, презренным, ко-защиты. "& создает себе окольный путь наслаждения МЙповоду победы над ним»>.

П° и я 3 Фрейда о психологической защите отразила ьную и важную сторону психической деятельнос-р6 торая почти из всех исследовательских направле-^'Лроме психоанализа, ускользнула.

Дальнейшая разработка теории психологической за­шиты в рамках психоанализа связана с его ревизией. Бли­жайшие ученики и современники 3. Фрейда в своих уче­ниях и теориях отказывались от многих положений учи­теля, предлагали собственные концепции, но все без ис­ключения признавали идею психологической защиты.

Так, ученику Фрейда В. Штекелю полностью принад­лежит роль вскрытия механизма, который прямо проти­воположен вытеснению. Он назвал его аннулирующим механизмом (представления, о которых имеется точное знание, но которые остаются недействительными, пото­му что бессознательное не признает их, аннулирует).

Особая роль в развитии теории психологической защиты принадлежит дочери и последовательнице 3. Фрейда —Анне Фрейд, которая отводит изучению ме­ханизмов защиты одну из главных ролей в исследовани­ях. Свою классическую работу «Психология «Я» и за­щитные механизмы» (1936) А. Фрейд посвятила анализу « .средств, с помощью которых «Я» обороняется против удовольствия и страха и старается утвердить свое гос-Дство над импульсивным поведением, аффектами и ческ6НИЯМИ>>' ^сли кРатко изложить основные теорети-механ6 П0Л0Жения относительно категории защитных измов в психоаналитической традиции, то:

^ащита является одной из функций (или деятель-стеи) «Я», направленных в большинстве случа-

М
Изд-

Еремеева А.И. Психологическая защита. 2-е

Лпп



Псшгеш s дшвш чрезвычайных ситдаций __ - student2.ru 134


2.

ев против «Оно», а также против неппи
невыносимых представлений и аффект Ых
Мотивом защиты является главным,обо *'
или неудовольствие; Разо

3. Защитные меры служат укреплению гп

4. Существует огромное разнообразие тип4 <<Я>>;
ты (например, защита против влечений ЗЩЦи"
против аффектов, постоянные защитные п3аЩит;
ния, образование симптома и т. д.) и конкР°ЯВЛе

видов (механизмов) защиты, таких как вьггес смещение, изоляция, формирование реакций^

Так, Анна Фрейд в своих работах выделяет де «способов» защиты (регрессия, вытеснение, форми^ вание реакции, изоляция, отмена сделанного, проекци интроекция, обращение против самого себя, превращ ' ние в противоположность), смысл которых заключается в том, что уменьшается восприятие угрозы опасности а не сама опасность. К уже перечисленным механизмам защиты в качестве здорового или «нормального» защит­ного механизма она добавляет замещение, или сублима­цию. Вместе с тем в своих работах А. Фрейд делает по­пытку проследить процесс формирования психологичес­ких защит в онтогенезе ребенка.

К. Хорни использует защитные способы А. Фрейд, которые она классифицирует по рубрикам реактивных образований и проекций'.

Один из ярких представителей эго-психологии X. Харманн высказал мысль о том, что защитные меха­низмы «Я» могут одновременно служить как для контро­ля над влечениями, так и для приспособления к окружа­ющему миру. Позднее было подтверждено положение об адаптивной ценности механизмов защиты как специ­фического равновесия между индивидом и средой.

Наши рекомендации