Псшгеш s дшвш чрезвычайных ситдаций __
Психогенные сумеречные расстройства сознания характеризуются сужением объема сознания, преимущественно автоматическими формами поведения, двигательным беспокойством (реже — заторможенностью), иногда — отрывочными галлюцинаторными и бредовыми переживаниями. Обычно они непродолжительны (у 40% всех больных завершаются в течение суток). Как правило, у всех отмечается полное восстановление здоровья и адаптированной деятельности.
Затяжные реактивные психозы формируются медленнее острых, обычно в течение нескольких суток. Чаще встречается депрессивная их форма. По симптоматике это — достаточно типичные депрессивные состояния с известной триадой клинических проявлений (снижение настроения, двигательная заторможенность, замедление мышления). Больные поглощены ситуацией, все их переживания определяются ею. Обычно наблюдаются ухудшение аппетита, похудание, плохой сон, запоры, та- ' хикардия, сухость слизистых оболочек, у женщин — прекращение менструаций. Выраженные проявления депрессий без активного лечения нередко затягиваются на 2 — 3 месяца. Окончательный прогноз в большинстве случаев относительно благоприятный.
Психогенный параноид обычно развивается медленно, в течение нескольких дней, и, как правило, носит затяжной характер. Среди клинических проявлений на первом месте стоят аффективные нарушения: тревога, страх, депрессия. На их фоне обычно формируются стойкие бредовые идеи отношения и преследования. Отмечается тесная связь аффективных расстройств и выраженности бредовых переживаний.
Псевдодементная форма, как и остальные затяжные психозы, формируется в течение нескольких дней, хотя нередко отмечаются и случаи острого развития.
Психотические явления сохраняются в течение месяца и более, состояние больных характеризуется нарочито грубыми демонстрациями нарушения интеллекта (невозможность назвать возраст, дату, перечислить фак- ' ты анамнеза, имена родных, произвести элементарный счет и др.). Поведение носит характер дурашливости: неадекватная мимика, вытягивание губ «хоботком», сюсюкающая речь и т. д. Особенно отчетливо псевдодемен- „_, Ция проявляется при просьбе совершить простейшие III
арифметические операции (сложение, вычитали
жение). Ошибки при этом столь чудовищны чт
вается впечатление, будто больной нарочно да° СКладь1
ные ответы. ет Невер.
Си" |
лсГ мозга чревата возможностями легкого развития пВНого генных невротических реакций и фиксации б^0 Н |
Особое значение имеет возможность развит хогений одновременно с другими поражениями ^ П мами, ранениями, ожогами, которые в таких с гут протекать более тяжело. Каждая травма
ц болез
ных симптомов. Неосложненное течение травм зав SH
от тактики врача-специалиста, обеспечивающего «n^
хическую асептику». си"
Большие затруднения возникают при организации помощи пострадавшим. Первоочередная задача — выявить лиц с острым психомоторным возбуждением, обеспечить безопасность их и окружающих, ликвидировать обстановку растерянности, исключить возможность возникновения массовых панических реакций. Спокойные, уверенные действия оказывающих помощь имеют особенно большое «успокаивающее» значение для людей с субшоковыми (субаффективными) психогенными реакциями.
Во втором и третьем периодах развития ситуации по завершении чрезвычайного происшествия необходимо использовать комплекс различных психотерапевтических методов, медикаментозных средств и социально-реабилитационных программ. Они являются не только необходимыми лечебными мероприятиями при конкретных психических расстройствах, но и служат профилактической основой посттравматических стрессовых расстройств.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕХАНИЗМАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Категория психологической защиты относится в со-менной психологии к разряду давно и прочно утвер-шихся научных терминов. Она вошла во все психотические словари и справочники как общепринятое понятие из области психологии личности. Термин «защита психологическая» употребляется для обозначения «любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт...» —таково одно из самых общих определений этого феномена (Психология..., 1990. С. 121).
Впервые термин «защита» (abwehr) был введен 3. Фрейдом в работе «Защитные невропсихозы» в 1894 г. Однако открытие самого явления Фрейд адресует Брау-эру: «Содержание открытия Брауэра сводится к положению, что симптомы у истерических больных зависят от потрясающих, но забытых сцен из их жизни. Основанное на этом положении лечение старается вспомнить эти переживания в гипнозе и воспроизводить их (катарсис). Отсюда вытекает частичная теория о том, что эти симптомы соответствуют ненормальной связи определенного количества неразрешенной энергии возбуждения (конверсия)». В последующем теория психологической защиты раскрывалась авторами других работ, в ко-орых она описывалась как «способ борьбы «Я» против тов>ГпеННЬ1Х И невыносимых ДЛЯ личности идей, аффек-замен Ж6 ФреЙА от этого термина отказался, и он был иия сиН Термином «вытеснение». В работе «Торможе-ВеРнул"ПТ°МЫ и,тРевожность» (1926) Зигмунд Фрейд чил ее ка К °Тарои конЦепции защиты, при этом обозна-ТоРЫе «я» <<главное определение для всех способов, ко-вести кнев10110^3^673 конФликте> который может при-0бозначения>ЗУ>>'Термин вытеснение был сохранен для одного из специальных методов защиты,
122
который обслуживает те же самые цели защитные механизмы, а именно «охрана «5h>° И ктивных требований».
Зигмунд Фрейд придавал огромное значени
логической защите, и сам называл ее «основы Псих°-
тием психоанализа». В большинстве его рабЫМ0ТКры"
обнаружить описание механизмов психологич Т Мо?Но
щиты: вытеснение и сопротивление, сублимац^*0" За~
щение и реактивное образование, регрессия и ЗЙМе'
сивное разрешение, проекция и вымещение р Регрес"
лизация, сознательное мышление, идентифик'аци °Нд
видение, катарсис и другие механизмы. Всегоодис"0
более 20 видов механизмов защиты. ано
Каждый защитный механизм, считает отечестве ный психолог P.M. Грановская, формируется вначал для овладения конкретными инстинктивными побуж^ дениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. У маленьких детей, до того как сформируется полноценная система психологической защиты, реакция на неприятные переживания — автоматическая, а именно физиологический уход от раздражителя.
Из защитных реакций, отмеченныхудетейиподрос-тков, наиболее типичны, как считает А.Е. Личко: пассивный протест, оппозиция, имитация, эмансипация, компенсация и изоляция. По мнению Грейс Крайг, самыми распространенными защитными механизмами, усваиваемыми детьми, являются: уход, идентификация, проекция, смещение, отрицание, вытеснение, регрессия, реактивные образования.
Что заставляет включать особые способы переработки тревожащей информации? Необходимость защитить себя! Что при этом защищается? Положительное отношение к себе и ощущение себя как хорошего и достойного. Однако ребенок сталкивается с тем, что нормы, Ф°Р мирующие отношение к нему взрослых, ему не^он5П^я Это приводит к формированию у детей двойной мор^ ^ Одна предназначена для мира взрослых и отражав ^ верхностное понимание (повторение на уровне с*^ ценностей, другая для себя и своих сверстников. на. когда ребенок встречает истинное понимание и Р ние своих чувств и своего состояния, он сПОС°_чеСкий одолеть свои внутренние конфликты, психоло
;нка постепенно обнару-,ые эшюОАР вытеснения. Фрейда связано с избежанием внут-iM активного выключения из со-' юрмации о случившемся в це-
нне
РеНП^пабывания)неиич-^»-,-------------- , -
знания [ jo ^ истинного, но неприемлемого мотива свое-лом, а толь ВытеснеНие направлено на то, что раньше го повеАезнано Хотя бы частично, а запрещенным стало был0И°С°О и поэтому удерживается в памяти. Оно озна-В что в дальнейшем этому побуждению, хотя оно су-ЧЭ ствует не позволяется вступить в область сознания. Ще Условием вытеснения выступает результат сравнения новой информации с идеалом «Я». При неблагоприятном для личности результате такого сравнения некоторые влечения откалываются от единства с другими, задерживаются на пути движения к реализации, то есть на ближайшее время для них исключается возможность удовлетворения. Причина подобного забывания—намерение избежать неудовольствия, которое вызывается данным воспоминанием. Анализируя материал, относительно которого у человека обнаруживается постоянная рассеянность или упорная забывчивость, можно увидеть его скрытые побуждения.
Вытеснение может осуществляться не только полностью, но и частично. При неполном — остается невытес-ненным отношение человека к истинному мотиву. Оно сохраняется и проникает в сознание в трансформированном виде, как чувство немотивированной тревоги, сопровождающейся иногда соматическими явлениями. Например, у ученика, относящегося с отвращением к урокам на фортепиано, вдруг могут появиться спазмы или сУДороги в руках.
Ункцию вытеснения автор иллюстрирует одним «гру-м сравнением»: «Допустите, что в аудитории... находит-вниман ^^'котоРы^наРУшает'гашинУиотвлекаетмое товнек)116 ОТ ПреАСТ0ЯЩ-ей мне задачи своим смехом, бол-Условиях°ПОТОМ Н°Г' ^ объясняю-что я не могу при таких Деляется цИТать Ь^ее лекцию, и вот из вашей среды вы-*е кпд™0 есколько сильных мужчин и выставляют, пос-
временной борьбы, нарушителя порядка за .__ Рь он вытеснен, и я могу продолжать свою лек- 1 Си
124
Глава 7
цию. Для того чтобы нарушение порядка не повторилось, если выброшенный будет пытаться вновь проникнуть в зал, исполнившие мое желание господа после совершенного ими вытеснения пододвигают свои стулья к двери и обосновываются там, представляя собою сопротивление. Если вы переведете теперь наименования обоих мест (в а-удитории и за дверью) на язык психологии как сознательное и бессознательное, то вы будете иметь довольно верное изображение вытеснения»'.
Вытеснение не то же самое, что полное прекращение. Соответствующие возбуждения вызываются при этом обычным образом, но благодаря психической задержке они не допускаются к достижению своей цели и оттесняются на другие пути, пока не проявятся как симптом. Вытеснение «обслуживаеттенденции враждебности, сексуальности, сальности, агрессии, сатиры, обороны, скабрезности (желание обнажить), циничности, критичности и святотатства».
Таким образом, подпонятием «вытеснение» Зигмунд Фрейд предполагал механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и тревоги. За счет механизма вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на время исчезает, освобождая его психику. Бессознательно оно возникает в детстве человека, и это обстоятельство объясняет большинство его особенностей. Инфантильное, вытесненное из сознательной жизни не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь.
Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к новой оценке травмирующей ситуации (и тем самым снимается конфликт), либо к подключению других защитных механизмов.
В качестве одного из защитных способов Зигмунд Фрейд рассматривает превращение сексуальных влечений в высшие типы человеческой активности, он называет это термином, который встречается в работах Ницше,— сублимацией либидо.
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
приставления а механизмах психологической защиты__________
Сублимация (замещение) — это защита путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной, с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, приемлемое и поощряемое обществом. Так, например, человек, не имеющий возможность получать адекватную сексуальную разрядку, переключается на другой вид деятельности (наука, спорт, политика, искусство и т. д.).
К видам сублимирования можно отнести встречающиеся в работах 3. Фрейда выражения: «изображение удовлетворенного желания», «игра», «фантазии», «перераспределение» и др. По мнению Фрейда, сексуальный инстинкт состоит из множества компонентов. У человека он, вероятно, выражен сильнее, нежели у большинства высших животных. Он отдает в распоряжение культурной работы необыкновенно большую силу, вследствие особенной своеобразной способности его замещать свою непосредственную цель без существенной потери и интенсивности. Эта способность замещать первоначально сексуальную энергию другой, несексуальной, но родственной психической называется способностью к сублимированию. В противовес этой способности к замещению, в которой состоит культурная ценность этого инстинкта, в нем бывает и особенно упорная фиксация, благодаря которой он теряет способность замещения и при случае выражается в так называемых ненормально-стях. Но безгранично продолжать этот процесс замещения, несомненно, нельзя. Известная часть непосредственного сексуального удовлетворения является неизбежной для большинства организмов, и неудовлетворение этой индивидуально варьирующей части мы должны считать явлениями болезненными.
В процессе сублимирования антисоциальные импульсы как бы меняют свое направление без внутреннего конфликта. Это наиболее адаптивная форма психологической защиты, поскольку она не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому Результату.
Особым видом сублимирования считается подавление посредством реактивного образования. Реактивное образование — это защитный механизм, с помощью ко-орого человек бессознательно маскирует свою трево- .__ ™ по поводу непозволительных мыслей или желаний, Ма
Защиты
прибегая к поведению прямо противополож
Подобная защита создает психические пл °Г°ТИ11а
сильного подавления таких неприятных 4vb ТИНЬ! Алл
отвращение, стыд и мораль. Это явление ил^' Как"то
ется наглядным примером: у женщин пассивн°СТрирУ-
биционистическое влечение почти всегда пп °& ЭКсги-
ется великолепным реактивным образовать °'й'0ЛеВй-
сексуальной стыдливости. Также можно приве" В ВИДе
мер о подростке, который, чувствуя влечение к Z* ПРИ"
становится агрессивным по отношению к ней п Ке'
дует ее. Как раз чрезмерная подчеркнутость чувства^6"
поведения (не просто игнорирует, а преследует)
жит подтверждением механизма образования проти^
положной реакции. Во"
Одним из наиболее онтогенетически ранних спос
бов защиты З.Фрейд считал характерное для психичес ких процессов явление регрессии, когда благодаря ассоциациям взрослый человек «возвращается» назад к более ранним переживаниям и обращается к своему прошлому инфантильному опыту. «... всякое патогенное переживание предполагает другое, более раннее переживание, которое, не будучи само патогенным, придает это свойство позднейшему»'. Таким образом, регрессия — это соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления, возврат к прежней фазе развития к первой (детской) фиксации (запечатлению, повышенной цепкости). Частота пользования этим способом зависит от интеллектуального развития и растет вместе с высокой личной культурой.
Механизм защиты по типу проекции (вымещения) — это бессознательная попытка освободиться от каких-то навязчивых тенденций, оцениваемых личностью как отрицательные, путем приписывания их другому или другим. Появляясь в раннем детстве, проекция выступает как наиболее частая форма защиты у взрослых. Мех низм проекции универсален в сфере национальных расовых предубеждений (ксенофобия), когда ненав ^ мой этнической группе приписываются собственны ^ не осознаваемые черты и свойства. Таким Pa3°gH1Je тенденции получают определенный выход, напр
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., I98
-^^ притом, что оценочные, моральные уста-пазря*аеТСгознания не страдают, остаются исходными. яовк11 самоси ^^ ^ ^ Ухтомским теория доминанты по-
Разработа ыть глубинные механизмы проекции. зволила еМ^еН0Мены «двойника» и «заслуженного со-он описал Фйник>> ^как внутреннее представление беседника>>' образуется с помощью проецирования на о партнеРе' человека своих собственных безнрав-0браз дР^ачестВ| а «заслуженный собеседник» форми-сТВеНа'спомо1ЦЬЮ идентификации как результат пере-руется ^^ глубокого интереса и уважения к другой Н°Са ти ' Здесь важно обратить внимание на то, что ЛИЧИ°ек с преобладанием защиты по типу проекции в iSx видит прежде всего самого себя.
Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны, зло, причиненное другому человеку, например, жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика.
Одной из форм проекции является механизм вымещения, иногда описываемый отдельно. Здесь имеется в виду бессознательная ориентация импульса или чувства с одного объекта на другой, чаще более доступный. Этот механизм весьма распространен в обыденной жизни. Эмоции выплескиваются либо на более близкого человека, либо на более слабого (например, неприятности на работе и унижение со стороны начальника приводят к вымещению накопившихся эмоций на жене, детях). в рамках этого механизма возникло выражение «козел ™УЩения». Это именно та фигура, на которую ориен-Р ан механизм вымещения определенного лица или
Ранне НТИФикаЧия обычно рассматривается как самое Ч°м. ИдПР°Я^еНИе эмоЧиональной связи с другим ли-здт™,.- ^гификация — разновидность проекции, свя-
i у л•■ 1950. °*ICKUU АА- Принцип д |
'Ждествлением себя с дру-
оминанты // Собр. соч. В 4 т. Т. 1.
Защиты
*32^~ приятного чувства разногласия со значи- ча, а ПРОТИВД "вИда лицом. Было установлено, что при рас- |
гим человеком, переносом на себя качеств. Это возвышение себя до другогоп"^ ЧуВсгв и рения границы «Я». Идентификация связан1^ РасшИ- |
Д вИд м А мнением лица, отношения с которым оцени хо#АеНИЙ_Спозитивные, возможны разные пути восста-вак>тся ка£.\ анса. Один представляет собой идентифи-яовления оал состоитв отрицаНии реальности (Г.М. Ан-.оиряО'ЛРУГ ider,1958HAp.). дреева, ^ ^ онтогенетически наиболее поздних форм ОдН°ч фрейд рассматривает «сознательное мышле-а1ЦИТЬли рационализацию. Введение этого термина он , ^д^онсону, который считал, что рационализа-^итдля прикрытия бессознательного мотива. За-Й ханизм по типу рационализации предусмат- б ( |
вязан сом, в котором человек, как бы включив др-ут «Я», заимствует его мысли, чувства и действи °ы В Св° фикация расширяет «Я» включая в ^ |
з ние» |
у действи ы
фикация расширяет «Я», включая в него не то ^
ретныхлюдей, но в отдельных случаях обществ*0 К°Нк"
и даже весь мир, тогда как проекция, наоборот В ЧбЛ°м
границы «Я» так, что неприемлемые аспекты с °^Жает
считаются принадлежащими другим. °ег° "Я"
Развивается идентификация в детских ролевы pax: дочки-матери, пожарные, космонавты и т. д н ИГ мер, малолетний мальчик делает отца своим идеалРИ хочет решительно во всем быть на его месте. Механ °М очень близкий к проекции, но реализует иные цели дГ идентификации с кем-то нужна определенная мера схоГ ства с ним, что усиливает чувство симпатии к нему, близости и дает старт процесса отождествления.
Проекция и идентификация имеют свои ограничения Граница «Я», помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, может смещаться и приводить либо к принятию того, что отвергается другими, но что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другому человеку. Однако какис-ключительная центрированность человека на себе, так и полное уподобление другому, отождествление с его ценностями означает прекращение развития собственной индивидуальности. Только уравновешенность этих взаимодополняющих форм защиты способствует гармонии внутреннего мира человека.
Косвенное подтверждение в социально-психологических фактах получили представления А. Фрейд об идентификации с агрессором как о способе преодоления страха. В исследовании Дж. Горера было установлено, что иммигранты, проживающие в США недолгое вре^ мя, проявляют гораздо более сильную враждебность вновь въезжающим, чем к дольше живущим там (I °Р £ 1848). В теории социального научения А. Бандурып ^ дение такого рода характеризуется скорее как *? агрессивного поведения, которая усваивается на ^ телем, если это приносит очевидные выгоды (I • ' ^ реева, 1978; А. Бандура, 1973). Ф. Хайдегерпредпол^ что в этих случаях защита выдвигается не прот
|^ь1Й меха у
W мет определенного рода самообман (когда имеет ме-Р бессознательная попытка рационально обосновать нелепый, абсурдный импульс или идею). Человеку свойственно рационально объяснять свое поведение себе и окружающим, даже если оно иррационально. Так, в экспериментах зарубежного психолога Коффки испытуемым давался ряд бессмысленных поручений. При этом обнаруживалась тенденция к их осмыслению, поискам смыслов, приданию смысла совершенно бессмысленным действиям. Очень часто у испытуемых встречается ссылка на некие «интересы дела» (совершал неблаговидные поступки, но не из-за собственных изъянов, а во имя каких-то общих интересов). Главная особенность рационализации состоит в попытке постфактум создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Так, агрессивный человек говорит, что как сильный человек он не может позволить никому «сесть себе на шею», а равнодушный, что он независим и самостоятелен.
11с1«ол0: |
Иногда рационализация — это единственная возмож-ость в удержании смысла той деятельности, которой ^ еловек посвятил всю свою жизнь. Это особенно касает-AV vt>X ЛИЦ' ^ КОТОРЫХ наблюдается мощный разрыв меж-тает с №еМ Притязании и возможностями. Девушка меч-сРедст^ТЬ актРисои- На самом деле она достаточно по-но она 6ННая актРиса, и жизнь не раз показывала ей это, ка проч°^НО Не хочет расставаться с иллюзией. Девуш-НеУспех ° выстРаивает рационализаторскую защиту: в Иг ВИновата не она, а происки ее врагов, не она Рает, а ее партнер и т. д. Польский исследова-
1ГИя здоровья
1Z!
Mffl,,wnjMUinniml защиты ----- —----- |
тель К. Обуховский такого рода объяснены щитными мотивами. Назвад 3Q Гармония между реальным поведением ч его представлением о должном может быть д 6Л0Века помощью двух вариантов рассуждения: нием ценности совершенного поступка результата («сладкий лимон»), б |
иТ
ста поступка, который совершить не удалось или Ц
тата, который не достигнут («зелен виноград'») и ^
в другом случае изменения направлены к уменыцТ°М' И
диссонанса между желаемым и действительным В6НИ|°
ветствии с личной системой ценностей. ' Соот"
Итак, рационализация — это поиск ложных осно
ний, когда человек не уклоняется от встречи с угрозо"
нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным ш
себя способом. Шопенгауэр утверждал, что человек един
ственное существо, которое врет не только окружающим
но в первую очередь самому себе. '
Гораздо реже в работах 3. Фрейда встречаются описания других механизмов защиты, которым он придает значительно меньшее значение. Таким механизмом является отрицание. Отрицание означает категорическое отвержение собственной причастности, события или симптома в собственных интересах. Считается близким к вытеснению, но реализуется на сознательном уровне.
При подавлении защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Если человек усилием воли старается нечто подавить, забыть о чем-то пережитом или мысленно отталкивает это от себя, устраняя намерение, то соответствующие психические акты деформируются. Возникающая деформация осуществляет диссоциацию следов в памяти, то есть разделение их на раз решенные к произвольному вспоминанию и неразреш ные. Поэтому подавление и обнаруживается в РазР ном характере воспоминаний — из общей картины F шлых событий что-то оказывается запрещенным ^ произведению. Причем не все негативные собы ga. давляются в равной мере. Чаще проявляется пеР^ сла. ние сексуальных побуждений, страха, собствен ^_ бости, агрессивных намерений против родител
подавленные, неразрешенные к вспоми-СвеДеНИ 'аНЯеНЫе в бессознательном, не абсолютно наяию и С°Х\дя сознания. Они могут проявляться в об-цеА°сТУпЯа неловких движениях навязчивых со-
цА„лсках, неловких движениях, навязчивых со-м0Лвках, о ^^ ^ разнообразных симптомах. Если уда-сТ0Яниях, ловия для осознания причин конфликта, ется созда ^у^ ^р^дению. Его можно ослабить или т° °Н П°йтрализовать с помощью мыслительной деятель-в0ВС6 "правленной на перестройку иерархии личнос-
НОСТИ, и
тяых ценностей.
Отчуждение — это психологическая защита, связан-
изоляцией, обособлением внутри сознания особых
на* ССВЯзанных с травмирующими факторами. При воз-
кновении расщепления личности мышление становится отчужденным. При этом некоторые совокупности событий воспринимаются по отдельности, а связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются. Тогда то, что происходит сегодня, не может быть сопоставлено с тем, что было вчера. Из этого описания видно, что изоляция провоцирует распад обычного функционирования сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать своим собственным восприятием, памятью, установками. При такой диссоциации психики способность перемещаться из одной зоны в другую сохраняется, и, находясь в одной из них, человек может наблюдать за самим собой с позиции другой, то есть как бы со стороны. Отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания.
Таким образом, если отчуждение остается в границах нормы, то оно расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков: дает ^зможность взглянуть на себя «со стороны». Подобное свое1*61™6 °Т чего"либо позволяет обрести внутреннюю же отнУ И ПолАеРживать Достойный образ жизни. Если стыо и°Шения между желаниями человека и возможно-
л бе РазРываются-то отчуждение
Снов °Я ФактоР°м' нарушающим самосознание. °РИентац 6НИе ВИА замеЩения, где происходит пере-План: из Я пеРенос недоступного действия в иной облаАаюш аЛЬН°Г0 мира в МИР сновидений. Действия, Щ замещающим характером, разворачивают-
защиты понижение сознания ответственности от-:а за свои действия. |
^пчеловека за д дельн°го „самый интересный механизм, которому ав- Нак°нец' одНу из своих лучших работ, - это иро- ^р посвяЩ ИСПользовании которых человек может ния, °стр0Та'сь арсенал собственной психологической ить ^ |
ш
Пр0- |
ся в сюжете сновидений. Они конструиРУ1о
цессе контакта человека со своим прошлым Г
замещения в сновидении в том, что события в н
заны с требованиями реальности: времени 6МНесвя-
ства, силы тяжести, необратимости явлений РОстрам-
Задача сновидения показать сложные чувства CMepTb!o
ках и дать человеку возможность пережить и Ка^ТИн"
ствляя замещение реальных ситуаций. Однако °С^1Че'
прямо изображены быть не могут. Зрительно п СТВа
вимо только действие, отображающее это чувствии-4
возможно изобразить страх, но можно, например т'
выражение страха, как бегство. ^^
Когда у человека возникают трудности, он ищет вы ход из положения — пытается организовать деятель ность, направленную на реальное изменение переживаемой ситуации. Если это не удается, включается один из видов защиты, желаемое замещается символами сновидения, и тем самым до некоторой степени облегчается бремя психической перегрузки.
Катарсис — психологическая защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора. Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости.
Для катарсиса ключевым моментом является усиление эмоций. Психическая травма может сгореть в мощных, драматических, болезненных и «шоковых» переживаниях. Так, например, сочувствуя персонажам картины, пьесы, человек одновременно переживает собственное важное, болезненное и тревожащее событие. В этом сопереживании он иногда испытывает такое горе, страх и даже ужас, что в кипении всех этих эмоций реализу ся катарсис, преодолевается душевный конфликт и е собственное психическое состояние нормализуется. Некоторые механизмы могут быть применены к отдельному человеку, так и к группе людей. Имен ^ ким механизмом является индукция (энтУзиазМ''Лфек-важным феноменом масс является повышение эф ^ тивности, вызванное в каждом отдельном ее чл ^м щим интересом к одному объекту. Противопол ^ этому механизму является коллективное сниже
проявить д^д драга мелким, низким, презренным, ко-защиты. "& создает себе окольный путь наслаждения МЙповоду победы над ним»>.
П° и я 3 Фрейда о психологической защите отразила ьную и важную сторону психической деятельнос-р6 торая почти из всех исследовательских направле-^'Лроме психоанализа, ускользнула.
Дальнейшая разработка теории психологической зашиты в рамках психоанализа связана с его ревизией. Ближайшие ученики и современники 3. Фрейда в своих учениях и теориях отказывались от многих положений учителя, предлагали собственные концепции, но все без исключения признавали идею психологической защиты.
Так, ученику Фрейда В. Штекелю полностью принадлежит роль вскрытия механизма, который прямо противоположен вытеснению. Он назвал его аннулирующим механизмом (представления, о которых имеется точное знание, но которые остаются недействительными, потому что бессознательное не признает их, аннулирует).
Особая роль в развитии теории психологической защиты принадлежит дочери и последовательнице 3. Фрейда —Анне Фрейд, которая отводит изучению механизмов защиты одну из главных ролей в исследованиях. Свою классическую работу «Психология «Я» и защитные механизмы» (1936) А. Фрейд посвятила анализу « .средств, с помощью которых «Я» обороняется против удовольствия и страха и старается утвердить свое гос-Дство над импульсивным поведением, аффектами и ческ6НИЯМИ>>' ^сли кРатко изложить основные теорети-механ6 П0Л0Жения относительно категории защитных измов в психоаналитической традиции, то:
^ащита является одной из функций (или деятель-стеи) «Я», направленных в большинстве случа-
М |
Изд- |
Еремеева А.И. Психологическая защита. 2-е
Лпп
134
2. |
ев против «Оно», а также против неппи
невыносимых представлений и аффект Ых
Мотивом защиты является главным,обо *'
или неудовольствие; Разо
3. Защитные меры служат укреплению гп
4. Существует огромное разнообразие тип4 <<Я>>;
ты (например, защита против влечений ЗЩЦи"
против аффектов, постоянные защитные п3аЩит;
ния, образование симптома и т. д.) и конкР°ЯВЛе
видов (механизмов) защиты, таких как вьггес смещение, изоляция, формирование реакций^
Так, Анна Фрейд в своих работах выделяет де «способов» защиты (регрессия, вытеснение, форми^ вание реакции, изоляция, отмена сделанного, проекци интроекция, обращение против самого себя, превращ ' ние в противоположность), смысл которых заключается в том, что уменьшается восприятие угрозы опасности а не сама опасность. К уже перечисленным механизмам защиты в качестве здорового или «нормального» защитного механизма она добавляет замещение, или сублимацию. Вместе с тем в своих работах А. Фрейд делает попытку проследить процесс формирования психологических защит в онтогенезе ребенка.
К. Хорни использует защитные способы А. Фрейд, которые она классифицирует по рубрикам реактивных образований и проекций'.
Один из ярких представителей эго-психологии X. Харманн высказал мысль о том, что защитные механизмы «Я» могут одновременно служить как для контроля над влечениями, так и для приспособления к окружающему миру. Позднее было подтверждено положение об адаптивной ценности механизмов защиты как специфического равновесия между индивидом и средой.