А) сам садится, сидит и ложится
Материал — яркая звучащая игрушка.
Методика выявления: если ребенок лежит на животе, показывают ему игрушку сверху и сбоку на расстоянии 70 см, если сидит — показывают сбоку и снизу и кладут вне его досягаемости. Наблюдают.
Помощь ребенку: если ребенок не садится, ему помогают лечь на бок, подтянув слегка за руку вверх, а затем, поддержав за спину и руку, помогают сесть.
Если нет условий для диагностики, спрашивают у лица, сопровождающего малыша, сидит ли ребенок, сам ли садится или она его сажает, как он опускается — падает или ложится.
Поведение ребенка: поворачивает голову, чтобы увидеть игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и садится; если ребенок овладел движением, он отвечает на помощь сам или с участием взрослого. Сидит прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом.
Взрослый отвечает утвердительно на первый и второй вопросы и рассказывает, как ребенок ложится;
Б) держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.
Материал — яркая звучащая игрушка.
Методика выявления: ребенку, лежащему на животе, показывают и предлагают игрушку, ее поднимают и ставят на барьер. Потом игрушку кладут на подстилку сзади стоящего ребенка. Наблюдают не менее 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не может встать с колена, взрослый сам поднимает его и придерживает его руки на барьере.
Если нет условий для проверки, спрашивают взрослого, может ли ребенок сам, без поддержки, держась за опору, встать и стоять, может ли опуститься или падает, расслабляя руки.
Поведение ребенка: цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит на прямых, расставленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за игрушкой, переставляя руки, опускается на одно колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.
Взрослый отвечает утвердительно на первый и второй вопросы;
В) переступает, держась за барьер.
Материал — яркая игрушка.
Методика выявления: ребенок стоит у барьера, игрушку медленно передвигают по барьеру в сторону от ребенка на 70 см — 1 м и в течение 1 мин наблюдают.
Если нет условий для проверки, задают вопросы ухаживающему за ребенком взрослому, как и сколько ребенок стоит, держась, может ли переступать, передвигается ли он вдоль барьера.
Поведение ребенка: идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы.
4. Подготовительные этапы развития понимания речи:
а) на вопрос: "Где?" — находит несколько (два-три) предметов на постоянных местах.
Материал — игрушки, известные ребенку, стоят на постоянных местах.
Методика выявления: спрашивают поочередно о двух-трех предметах ("Где ...?"). Вопрос о каждом предмете задают до 3 раз с паузой 5 с.
Помощь ребенку: если ребенок не ищет взглядом предмет, взрослый подносит его ближе к называемому предмету так, чтобы ребенок увидел то, о чем его спрашивают (только к одному предмету).
Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают взрослого, понимает ли ребенок названия предметов, сколько слов он понимает, как он проверяет, спрашивает ли: "Где ...?"
Поведение ребенка: на вопрос: "Где ...?" — поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит два предмета.
Взрослый 'отвечает утвердительно на первый вопрос и рассказывает, как проверяет понимание слов и сколько слов понимает ребенок;
б) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например "ладушки", "дай ручку" и др.
Методика выявления: ребенка просят: "Сделай ладушки" (без показа) или "Дай ручку". Инструкцию повторяют два раза. Проверяющий взрослый должен быть знаком ребенку.
Помощь ребенку: если ребенок не выполняет задание, можно показать требуемое движение 2 — 3 раза, действуя его руками и сопровождая действия соответствующими словами, после чего опять повторить просьбу: "Сделай ладушки", "Дай ручку".
Если нет контакта с ребенком, спрашивают взрослого, может ли он по просьбе выполнить какое-либо движение, действие, просят назвать его.
Поведение ребенка: по просьбе выполняет одно из движений.
Взрослый отвечает утвердительно и рассказывает, что делает ребенок.
5. Подготовительные этапы развития активной речи: громко, четко и повторно произносит различные слоги.
Методика выявления: за ребенком наблюдают не менее 30 мин.
Помощь ребенку: если ребенок за время наблюдения не Произносил какие-либо звуки, его надо вызвать на подражание, произнося перед ним повторно до 4 — 5 раз один-два слога (с паузами).
Задают вопросы взрослому, какие слоги произносит ребенок, долго ли он лепечет.
Поведение ребенка: произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).
Взрослый называет слоги, произносимые ребенком, и утвердительно отвечает на вопросы.
6. Навыки и умения в процессах: