По количеству участников

· Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

· Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.

  • Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Составные части беседы

Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение от одного к другому обеспечивает беседе целостность.

Вводная частьбеседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т.е. «настроить» его на совместную работу. Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям. Испытуемому сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, о ее целях и дальнейшем использовании результатов.

Если инициатором предстоящей беседы является не сам психолог, а его собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что психолог тактично и бережно относится к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая человека таким, каков он есть.

Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стиля. Ведь набор используемых психологом выражений и оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.

Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или возможно ее развитие; каковы цели исследования и т.д.

На начальной стадиибеседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника.

Невозможно дать готовый алгоритм вводной части беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого представления о ее целях и задачах в данной беседе. Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить ко второму этапу.

Его характеризует наличие общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную фактическую, событийную информацию.

Успешное выполнение этой задачи позволяет перейти к этапу подробного прямого обсуждения основной темы беседы (эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным). Таким образом, третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем. Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от психолога, его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.

Завершающая фаза– это окончание беседы. Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.

Конечно, описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако «перескакивание» через отдельные фазы бecеды может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.

УСПЕШНОСТЬ БЕСЕДЫ зависит:

а) от СТЕПЕНИ ЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учета условий, места проведения и т.д.);

б) от ИСКРЕННОСТИ ДАВАЕМЫХ ОТВЕТОВ (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.)

Вопросы беседы:

 
ПРЯМЫЕ КОСВЕННЫЕ
Вопросы с однозначно понимаемым смыслом Истинные цели для собеседника замаскированы
«Нравится ли тебе твоя группа?»   Прямой «личный» вопрос иногда смущает собеседника и ответ неискренен · «всегда ли тебе хочется быть в группе?» ИЛИ · предположим, что ты не успел закончить рису нок в отведенное время, будешь ли ты его дорисовывать позже?» · «нравится ли ВАШИМ РЕБЯТАМ ваша группа?»   При ответе на такие БЕЗЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ собеседник выражает свою точку зрения
ПРОЕКТИВНЫИ ВОПРОС. В нем речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке. · «Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если незаслуженно наказали?»
В вопроce может быть описана ситуация с вымышленной личностью.
При ответе собеседник поставит себя на место лица упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение  
Снижение степени внушения Очень внушающие ТИПА: «Не согласен ли ты с тем, что...», «Не считаешь ли ты...», «Не кажется ли тебе...»
Внушающие ТИПА: «Работу ты делаешь?» (здесь совсем неизвестно, делает ли вообще человек работу)
Менее внушающие ТИПА: «Или — или» («Любишь ли ты делать поделки или рисовать?»)
Наиболее благоприятная форма вопроса Определительные вопросы «Чем ты любишь заниматься дома?»
       

Основные приемы ведения беседы:

1. Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью.

2. Помогать наводящими (не внушающими) вопросами.

3. Искренность ответов проверять соответствующими вопросами.

4. Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно.

Наши рекомендации