Методические указания для студентов. Санкт-Петербургский Государственный Институт

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тютюнник Е.И., Лезова Л.В.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург

2012 г.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры общей и дифференциальной психологии

Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 20___ г.

Заведующий кафедрой        
к.пс.н., доцент   Яковлева И.В.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

Разработчики:

доцент   Тютюнник Е.И.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

к.пед.н., доцент   Лезова Л.В.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

Рецензент:

         

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

Аннотация

Учебно-методическое пособие составлено на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Пособие состоит из двух частей. В первой части представлено содержание первого модуля по дисциплине «Психодиагностика» — теоретическая часть курса, представляющая собой теоретико-методологические основы психодиагностики. Вторая часть содержит материал, необходимый для усвоения второго модуля — практическая часть курса, представляющая собой обзор методов современной диагностики обследуемого человека. По каждой теме приведен список литературы, необходимой для усвоения учебного материала.

Пособие рассчитано не только на студентов психологических специальностей, но и на широкий круг практических психологов, а также специалистов смежных специальностей, занимающихся анализом результатов психологических исследований.

КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................. 7

Методические указания для студентов............................................................. 10

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки... 13

Глава 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики................. 16

1. 1. Предмет и задачи психодиагностики. История психодиагностики........ 16

1. 2. Классификации психодиагностических методов...................................... 43

1. 3. Психометрические основы психодиагностики......................................... 53

1. 4. Теории личности как основа психодиагностики...................................... 87

1. 5. Психодиагностический процесс. Планирование психодиагностического обследования............................................................................................................................ 100

1. 6. Профессионально-этические нормы в психодиагностике....................... 136

Глава 2. Практическая психодиагностика........................................................ 154

2. 1. Диагностика моторики и свойств нервной системы. Психодиагностика психофизиологических личности..................................................................... 154

2. 2. Диагностика общих и специальных способностей. Диагностика интеллекта и умственного развития....................................................................................... 165

2. 3. Диагностика личностных свойств............................................................. 188

2. 4. Диагностика эмоционально-мотивационной сферы и психических состояний 196

2. 5. Диагностика самосознания личности....................................................... 207

2. 6. Диагностика межличностных отношений................................................ 212

2. 7. Патопсихологическая диагностика........................................................... 215

2. 8. Компьютерная психодиагностика. Современные тенденции развития психодиагностики.............................................................................................. 219

Список учебной и научной литературы........................................................... 225

Приложение 1. Глоссарий................................................................................ 228

Приложение 2. Стандартные требования к психологическим тестам............ 235

Приложение 3. Стандартизованные шкалы в психологии.............................. 275

Приложение 4. Современная психодиагностика в России: преодоление кризиса и решение новых проблем.Статья Н. А. Батурина, 24 мая 2011г................................... 278

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 7

Методические указания для студентов. 10

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки. 13

Глава 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики. 16

1. 1. Предмет и задачи психодиагностики. История психодиагностики. 16

Современное состояние психодиагностики. 16

Основные понятия. 20

Деятельность психодиагноста. 23

Методологические принципы психодиагностики. 26

Предыстория психодиагностики. 28

История тестов интеллекта. 28

История тестов способностей. 31

История тестов достижений. 32

История личностной психодиагностики. 33

Психодиагностика в России. 35

Советский период в психодиагностике. 38

1. 2. Классификации психодиагностических методов. 43

1. 3. Психометрические основы психодиагностики. 53

Стандартизация. 55

Выборка стандартизации. 56

Надежность. 58

Определение надежности измерительного инструмента. 60

Определение стабильности изучаемого признака. 61

Валидность. 64

Адаптация методик. 75

Понятие нормы в психодиагностике. 75

Критерии оценки качества тестовых процедур. 83

Достоверность результатов психодиагностического обследования. 84

Самостоятельная разработка тестовой методики. 85

Алгоритм сбора информации о психодиагностических методиках. 86

1. 4. Теории личности как основа психодиагностики. 87

Теория черт. 88

Теория типов. 91

Теория инстанций. 92

1. 5. Психодиагностический процесс. Планирование психодиагностического обследования 100

Понятие о психодиагностическом процессе. 100

Этапы психодиагностического обследования. 101

1 этап. Принятие заказа (осознание проблемной, неблагополучной ситуации) и описание объекта психодиагностики на феноменологическом уровне. 105

2 этап. Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня и постановка психодиагностической задачи. 108

3 этап. Сбор диагностических данных, обработка и интерпретация полученных результатов. 118

4 этап. Этап построения диагностического заключения и формулирования психологического диагноза. 120

Психологический диагноз. 122

5 этап. Формулировка рекомендаций и составление программы по оказанию психологической помощи. 134

6 этап. Наблюдение за человеком после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения. 135

1. 6. Профессионально-этические нормы в психодиагностике. 136

Этика психодиагностического обследования. 136

Этический кодекс психолога-диагноста. 139

Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. 147

Глава 2. Практическая психодиагностика. 154

2. 1. Диагностика моторики и свойств нервной системы. Психодиагностика психофизиологических личности. 154

2. 2. Диагностика общих и специальных способностей. Диагностика интеллекта и умственного развития. 165

2. 3. Диагностика личностных свойств. 188

2. 4. Диагностика эмоционально-мотивационной сферы и психических состояний 196

2. 5. Диагностика самосознания личности. 207

2. 6. Диагностика межличностных отношений. 212

2. 7. Патопсихологическая диагностика. 215

2. 8. Компьютерная психодиагностика. Современные тенденции развития психодиагностики. 219

Список учебной и научной литературы.. 225

Приложение 1. Глоссарий. 228

Приложение 2. Стандартные требования к психологическим тестам. 235

Приложение 3. Стандартизованные шкалы в психологии. 275

Приложение 4. Современная психодиагностика в России: преодоление кризиса и решение новых проблем.Статья Н. А. Батурина, 24 мая 2011г. 278

Введение

Психодиагностика — раздел психологического знания, сформировавшийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни. Оказание эффективной психологической помощи невозможно без индивидуализации ее направленности. Эта индивидуализация базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося, в его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Однако для такой индивидуализации часто недостаточно одного лишь психологического чутья и интуиции, требуются специальные средства. Психодиагностические методики являются важнейшим инструментом как исследовательской, так и практической деятельности психолога. Они являются профессиональными средствами распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей людей, овладение которыми необходимо каждому профессионалу-психологу и социальному работнику.

Современная психодиагностика используется очень широко в таких областях практической психологии как: 1) расстановка кадров, профподбор и профориентация; 2) прогнозирование социального поведения как отдельных людей, так и их групп; 3) оптимизация учебно-воспитательных воздействий; 4) консультативная, психокоррекционная и психотерапевтическая помощь; 5) различные виды экспертизы, в том числе и медико-психолого-педагогическая; 6) прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Обучение по учебной дисциплине «Психодиагностика» является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 030300 – Психология с присвоением квалификации (степени) – бакалавр психологии. Рабочая программа учебной дисциплины реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда базовых культурных, личностно-ориентированных культурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной теории и практики психологической работы. Компетенции, на которых сфокусирована данная рабочая программа учебной дисциплины «Психодиагностика», могут наполняться также комплексом знаний, умений, навыков, предоставляемых другими дисциплинами, реализуемыми в рамках ООП подготовки бакалавра психологии. Исходя из этого в данной программе сформулированы следующие цели и задачи (миссия программы):

Цель изучения дисциплины -дать студентам систему теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяющих ориентироваться в мире современных психодиагностических методик и уметь с ними работать для использования этих знаний и умений в общепрофессиональных и специальных дисциплинах, а также в будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с методологическими, теоретическими и конкретно-методическими принципами построения психодиагностических инструментов;

- сформировать представление об этических принципах работы психодиагноста, выработать понимание необходимости их соблюдения;

- научить ориентироваться во всем многообразии психодиагностических методов, понимать их преимущества и недостатки, уметь производить обоснованный выбор методик в соответствии с конкретными практическими задачами;

- выработать умения постановки психодиагностических задач и комплектования психодиагностических батарей;

- сформировать у студентов представление об особенностях формулирования психодиагностических заключений, принципах построения комплексного психологического портрета (профиля) личности и о психологическом диагнозе;

- сформировать понимание необходимости проведения всего комплекса мероприятий, обеспечивающих адекватность методики в конкретных условиях ее применения;

- ознакомить с основными понятиями и символами, технологиями, необходимыми и достаточными для проведения психодиагностического исследования;

- выработать навыки самостоятельного психодиагностического обследования людей.

В случае успешного овладения дисциплины будущий специалист должен:

знать:

§ понятие индивидуально-психологических различий;

§ научную систему методов и приемов постановки психологического диагноза;

§ психометрию и ее основные параметры: тестовые нормы и проверку их репрезентативности; границы применения норм, надежность, валидность, достоверность;

§ 8-10 универсальных психодиагностических методик исследования личности и интеллекта, их возможности и ограничения: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттелла (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (МЦВ Люшера, ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера);

§ профессионально-этические нормы в психодиагностике;

уметь:

§ поставить психодиагностическую задачу;

§ составить психодиагностическую батарею в соответствии с задачей психодиагностического обследования;

§ работать с 8-10 универсальными психодиагностическими методиками;

владеть навыками:

§ проведения и обработки результатов объективных, субъективных и проективных методик.

иметь представление:

§ о технологии конструирования тестов;

§ о психологическом диагнозе и принципах представления психологического портрета личности;

§ об арсенале психодиагностических методик, существующих в настоящее время в психологии.

Методические указания для студентов

Учебный курс «Психодиагностика» читается студентам всех форм обучения: очной, очно-заочной и заочной, причем у студентов двух последних форм обучения значительно повышается доля самостоятельной подготовки по данному учебному предмету. Преподавание данного учебного предмета предполагает использование всех организационных форм обучения: лекций, семинаров и практических занятий. Обучение — групповое, хотя в отдельных случаях возможно и индивидуальное.

Информационная обеспеченность дисциплина достаточно высока, так как имеется три базовых учебника по психодиагностике (Акимовой К.М., Бурлачука Л.Ф. и Бодалева А.А. и Столина В.В.). Однако эти учебники содержат материал, касающийся теоретических разделов курса. Практическое знакомство с методиками, как правило, обеспечивают практические занятия по данному курсу. И здесь следует проявить особую осторожность при рекомендации студентам книг, являющихся сборниками психодиагностических методик, поскольку в этих сборниках очень часто встречаются неточности при описании методик, небрежность в изложении, а иногда и просто ошибки. Поэтому целесообразно предпочесть работу с первоисточниками — методическими материалами и рекомендациями, разработанными самими авторами методик. Большую помощь в отборе этих пособий может указать аннотированный указатель психодиагностических методик, приведенный в учебном пособии Тютюнник Е. И.Путеводитель в мире психодиагностических методик: аннотированный указатель. [Текст]: Учебно-методическое пособие. / Тютюнник Е.И., Тютюнник А. В. — СПб.: ВЕИП, 2012. – 192 с.

Работу по изучению дисциплины рекомендуется начать с анализа учебной программы данной дисциплины.

При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты:

1. Особенности и содержание материала разделов и тем. Первый раздел в программе носит теоретический характер, второй имеет четко выраженную практическую направленность. В первом разделе целесообразно уделить достаточное внимание истории психодиагностики, особенно отечественной психодиагностики, показав драматичность ее развития в нашей стране. В первом разделе очень важной является тема, посвященная психометрическим основам психодиагностики. Следует учесть, что, как правило, она является достаточно сложной для усвоения.

2. Связь между отдельными темами. В первом разделе курса все темы взаимосвязаны, поскольку по мере изложения материала освещаются основные вопросы теоретических основ психодиагностики. Во втором разделе темы являются относительно самостоятельными, так как они посвящены рассмотрению методов исследования отдельных сторон личности и групп людей. Однако необходимо помнить о целостности человека и искусственности «разложения» его на составные элементы, с одной стороны. С другой стороны, часть методик является комплексной и отнесение ее в тот или иной раздел является условным, так как диагностируются особенности, относящиеся к нескольким сторонам личности. Рекомендуется обратить особое внимание на последнюю тему курса, которая предназначена осветить основные тенденции развития психодиагностики, что подразумевает хорошее знание ее истории и состояния на современном этапе. Хорошим подспорем для изучения этого материала является статья Н. А. Батурина «Современная психодиагностика в России: преодоление кризиса и решение новых проблем»( 24 мая 2011г.), приведенная в приложении 4 данного учебного пособия.

3. Логика структурирования материала в программе. Учебная программа построена по принципам «от общего — к частному» и «от теории — к практике». При изложении тем второго (конкретного, методического) раздела рекомендуется также следовать этим принципам и начинать изучение методик с наиболее общих, диагностирующих несколько свойств в данном блоке личности, а потом уже переходить к монодиагностике.

При подготовке к изучению материала курса студент должен учитывать, что акцент в данном курсе делается не только на ознакомлении с различными средствами распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, а на методологических основах создания достоверных психодиагностических методик. Очень важно ознакомиться с концептуальными основами конкретных методик, обращать внимание на взаимосвязь теоретических положений, рассматриваемых в базовых курсах общепрофессиональных дисциплин (таких как «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Математические методы в психологии» и т.п.), и особенностей тех или иных конкретных психодиагностических методов и методик. Необходимо подробно останавливаться на возможностях и ограничениях рассматриваемых методик. Важно работу с каждой методикой доводить до логического конца — написание заключения и, может быть, конкретные рекомендации, вытекающие из психодиагностических результатов. При изучении материала целесообразно обращать внимание на противоречия в различных подходах, на проблемы и не решенные до настоящего времени вопросы.

4. Ключевая терминология (основные понятия) по данному курсу приведена в глоссарии (приложение 1).

Учитывая специфику учебной дисциплины «Психодиагностика», студентам следует обратить внимание на следующие общие методические рекомендации:

· Важно учитывать, что данная дисциплина является базовой для профессионала-психолога. Полученные в ходе её изучения знания необходимы для решения множества научно-практических задач, встающих перед психологом в его работе, а также применимы в ходе написания экспериментальных курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

· Важно своевременно спланировать учебное время, для поэтапного и системного изучения данной учебной дисциплины в соответствии со сроками академического календаря, который содержится в программе курса. Преподаватель курса всегда может проследить активность студента при работе с теоретическим материалом.

· Рекомендуется составить подборку литературы, достаточную для изучения предлагаемых тем. В учебно-методическом комплексе представлены основной и дополнительный списки литературы. Они носят рекомендательный характер, это означает, что всегда есть литература, которая может не входить в данный список, но является необходимой для освоения темы.

· Какой бы хорошей у студента ни была память, она не в состоянии удержать обширную информацию — многостороннюю и трудную для восприятия. Поэтому в той или иной форме рекомендуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму: краткий план источника, тезисы, выписки, аннотация, конспект.При этом целесообразно выделять опорные понятия и даты.

· Можно отметить, что некоторые задания для самостоятельной работы по данному курсу имеют определенную специфику (прежде всего, самостоятельная творческая работа по данному курсу). Она заключается в том, что при их выполнении студент должен опереться на свой собственный субъективный опыт обработки результатов, получаемых в исследованиях (на занятиях по предмету «Общий психологический практикум», при выполнении экспериментальной курсовой работы, примеры результатов исследований в различных учебных общепрофессиональных дисциплинах). Именно такое внимательное отношение к выполнению предложенных заданий, установление взаимосвязей с материалом, изученным в других дисциплинах (описание результатов научных исследований в теоретических дисциплинах, в практико-ориентированных курсах) может обеспечить понимание им в полной мере содержания процесса и анализа результатов психодиагностических исследований в психологии.

· Вы можете обращаться к преподавателю курса по всем возникающим у Вас в ходе обучения вопросам. Это можно сделать в часы консультаций.

· Ниже приводятся вопросы для самоподготовки. Ответы на эти вопросы помогут студенту обратить внимание на самые важные (с точки зрения осмысления материала и будущего его использования в самостоятельном психологическом исследовании) моменты изучаемого материала.

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки

1. Современное понятие психодиагностики и ее место в структуре психологических методов.

2. Место и влияние психодиагностики на психологическую науку.

3. Предмет психодиагностики и задачи психодиагностики.

4. Основные понятия психодиагностики.

5. Предыстория психодиагностики.

6. История развития тестов интеллекта.

7. История развития методов исследования способностей.

8. История развития тестов достижений.

9. История развития методов диагностики личностных свойств.

10. История психодиагностики в России.

11. История зарубежной психодиагностики в XIX и первой половине XX века.

12. Особенности психологических исследований в России на рубеже XIX и XX веков.

13. История психотехнических изысканий в России в XX веке.

14. Классификации психодиагностических методик.

15. Операциональная классификация методик.

16. Предметная классификация методик.

17. Характеристика и особенности применения объективных, субъективных и проективных психодиагностических методов.

18. Проблема объективности психодиагностических исследований. Обеспечение достоверности диагностики посредством оптимальной организации процесса психодиагностического исследования.

19. Стандартизация психодиагностических методик.

20. Проблема валидности психодиагностической методики.

21. Понятие и определение надежности психодиагностической методики.

22. Факторы, влияющие на надежность тестов.

23. Особенности разработки и адаптации психодиагностических методов.

24. Понятие нормы в психологии. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности.

25. Стандартные шкалы в психодиагностических методиках: Z-шкала, IQ-шкала, Т-шкала, шкала стенов, шкала стенайнов.

26. Психодиагностический процесс и его этапы.

27. Психологический диагноз и принципы его построения.

28. Проблемы и особенности составления тестовой батареи.

29. Особенности и значение целенаправленного наблюдения за поведением испытуемых в ходе психодиагностического обследования и собеседования.

30. Содержание и особенности проведения собеседования в ходе психодиагностического обследования.

31. Профессионально-этические нормы в работе психодиагноста.

32. Требования к пользователям психодиагностического инструментария и к психодиагностической литературе.

33. Теории личности как концепции исследования особенностей характера и поведения человека.

34. Методы диагностики темперамента.

35. Методы диагностики познавательных функций.

36. Измерение уровня и структуры интеллекта.

37. Диагностика школьной готовности.

38. Диагностика общих и специальных способностей.

39. Диагностика креативности.

40. Психодиагностика личностных особенностей.

41. Патопсихологическая диагностика.

42. Понятия психологии, характеризующие сферу направленности личности.

43. Диагностика мотивационной сферы.

44. Принципы и методы диагностики индивидуального самосознания.

45. Диагностика межличностных отношений.

46. Психодиагностика состояний.

47. Методы проективной диагностики.

48. Психодиагностика в системе образования.

49. Психодиагностика в целях профориентации и профотбора.

50. Психодиагностика типов личности.

51. Психосемантические методы в психодиагностике.

52. ОФДСИ Русалова.

53. Тест Равенна и интеллектуальный тест Кеттелла.

54. Тест Векслера и ТСИ Амтхауэра.

55. Тест Гилфорда-Г.Салливена.

56. Тест Тулуз-Пьерона.

57. Методы диагностики школьной готовности.

58. Личностные опросники Кеттелла. Критика и практика применения.

59. Опросник Шмишека и ПДО Личко.

60. Концепция большой пятерки. Калифорнийский психологический опросник КПО.

61. ТЮФ.

62. ОТеЦ и МТЖЦ.

63. MMPI и его отечественные адаптации. Возможности и ограничения.

64. Я-структурный тест Г.Аммона.

65. Тест Люшера и его модификации.

66. Hand-тест.

67. Тест Лири.

68. Тест Розенцвейга.

69. Самоактуализационный тест (САТ).

70. Метод репертуарных решеток Дж. Келли в диагностике индивидуального сознания. Концепция, содержания и особенности применения.

71. Проблема диагностики коммуникативных качеств человека.

72. Особенности психодиагностического исследования в системах горизонтальной и вертикальной коммуникации.

73. Особенности психодиагностического исследования семьи.

74. Проблемы диагностики профессиональных качеств личности.

75. Технология выработки достоверного психологического диагноза в условиях применения различных психологических инструментов и методик.

76. Общая характеристика и классификация автоматизированных диагностических средств в психодиагностической практике психолога.

77. Преимущества и недостатки компьютерной экспозиции стимульного материала. Компьютерные версии классических психодиагностических методик.

Наши рекомендации