Предмета «КОЛОРИСТИКА»
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА
«Нужно уметь думать в цвете и формах также,
как мы умеем думать понятиями и идеями. Нужно научиться жить в цвете и формах.»
Рудольф Штейнер (25. 1. 1920г.)
Проблемы цвета под различными углами зрения изучаются в настоящее время в целом ряде наук и научных дисциплин. Физика изучает энергетическую природу света и цвета, физиология – процесс восприятия человеческим глазом волн определенной длины и превращения их в цвет, психология – проблемы восприятия цвета и воздействия его на психику, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов, математика разрабатывает методики измерения цвета. Совокупностью перечисленных наук является научное цветоведение.
Изучая материал, мы, непременно, коснемся этих наук, но, главное, рассмотрим эстетические свойства цвета, закономерности создания цветового строя, гармонии, различные приемы использования контрастов, соотношение цветов с другими компонентами, такими как, линия, пластика, светотень и многое другое для создания неповторимого образа современного человека.
Чтобы видеть нужен свет. Ньютон был первым, кто на основе научного эксперимента показал сложную взаимосвязь света и цвета. Из его опытов стало известно, что ощущение цвета зависит от того, какого рода световые лучи действуют на глаз, и что обычный белый солнечный свет равен сумме всех цветов: «…лучи, если выражаться точно, не окрашены. В них нет ничего другого, кроме силы или предрасположения к возбуждению того или иного цвета».
Однако сила обычного представления о раздельном существовании света и цвета была настолько велика, что открытие Ньютона было не сразу и далеко не всеми. Даже в 19 веке многие крупные ученые, и в особенности философы и художники, относились к нему скептически. Гегель, например, считал дурным и ложным представление, будто свет состоит из различных цветов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
предмета «КОЛОРИСТИКА»
Предмет «Колористика» ориентирован на развитие у студентов чувства цвета. В процессе занятий слушатели коснутся целого ряда наук и научных дисциплин: физика поможет разобраться в энергетической природе света и цвета, физиология – в процессе восприятия человеческим глазом волн определенной длины и превращениях их в цвет, психология – в проблемах восприятия цвета и воздействиях его на психику, биология раскроет значение и роль цвета в жизнедеятельности живых организмов, математика научит измерять цвет. Но, главное, это изучение эстетических свойств цвета, закономерностей создания цветовой гармонии и различных приемов использования контрастов и соотношения цветов для создания неповторимого индивидуального облика современного человека.
№ | Тема | Дидактическая форма | Время |
1. | Визуальное восприятие – активный и творческий процесс познания мира | Лекция | 6 часа |
2. | Развитие зрения у человека. Строение глаз. Свет. | Лекция | 6 часа |
3. | Цвет. Характеристики цвета. Систематика цвета. | Лекция | 6 часа |
4. | Гармония цвета. Колористика. | Лекция | 6 часа |
5. | Цвет и его воздействие на человека при создании привлекательного облика (макияж, цвет волос, одежды и аксессуаров). Психофизическое воздействие цвета, его символика. | Лекция | 6 часа |
ИТОГО: 30 часов лекций
ПРОГРАММА
предмета «КОЛОРИСТИКА»
Тема 1.Визуальное восприятие – активный и творческий процесс познания мира.
Объяснение понятия и сути восприятия окружающего мира как активного, динамического процесса и творческого процесса. Гештальт – новое направление в психологии ХХ века. Изучение действия «перцептивных сил». Важнейшие составляющие восприятия: равновесие, вес, направление, асимметрия правого и левого, очертание, подобие, фигура и фон.
Тема 2. Развитие зрения у человека. Строение глаза. Физические основы учения о свете.
История развития зрения на Земле от простейших до человека. Глаз человека, как сложнейший оптический прибор, переводящий узоры световой энергии в последовательность электрических импульсов - на язык. доступный мозгу.
Светотехнические характеристики света: светотень, освещенность, яркость, белизна, отражение света поверхностью. Ахроматические цвета.
Тема 3. Цвет. Характеристики цвета. Восприятие цвета.
Физические основы образования цвета. Спектр. Характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность, температура. Смешение цветов. Разбор понятий «взаимодополнительные и контрастные цвета». Явление светового и цветового контрастов. Пограничный и последовательный контрасты. Цвет поверхности. Выразительность цвета.
Тема 4. Гармония цвета. Колорит.
Термин «гармония» как эстетическая категория. Классическая цветовая гармония и правила ее подбора. Общие закономерности цветовой гармонии. Математические принципы построения цветовой гармонии.
Психологическая теория цветовой гармонии и гармония взаимодополнительных цветов. Цветовая композиция и ее содержательность.
Понятие «колорит». Изменения цвета при различном освещении. Цветная и черно-белая фотография.
Тема 5. Роль цвета в создании привлекательного облика (макияж, цвет прически, одежды и аксессуаров). Психофизическое воздействие цвета, его использование в медицине. Символика цвета.
Привлекательный облик в различных условиях: обычная обстановка, праздник, офис, сцена и подиум. Влияние цвета на психику человека и его использование в медицине, быту, на производстве для создания комфортной обстановки. Ассоциативные связи цвета с различными жизненными явлениями и ситуациями.
ИСТОЧНИКИ СВЕТА
Разговор о свете логично начать с рассмотрения того, что служит его источником. Известно, что свет как природное явление представляет собой одну из форм энергии, называемую лучистой энергией, которая в виде электромагнитных колебаний распространяется в пространстве до тех пор, пока не встретит на своем пути какую-либо поверхность или вещество, преобразующие ее в другие виды энергии. Эту энергию излучают различные источники: солнце, луна, звезды и искусственные – огонь, лампы накаливания и др. В зависимости от своей величины, мощности и степени удаленности от освещаемых объектов источники образуют различные условия освещенности, разнообразные световые эффекты.
Солнечный свет наиболее естественен и привычен, и человеческий глаз к нему лучше приспособлен. Электрический свет содержит в своем составе больше лучей длинноволновой части спектра и в силу этого имеет несколько желтоватый оттенок, что заметно сказывается на восприятии объектов, освещенных этим светом. Искусственный, так называемый «дневной» свет, не имеет части длинноволновых лучей и объекты в нем приобретают холодноватые грязноватые оттенки. Концентрированный свет, излучаемый точечным источником, слегка стирая цвета, усиливает объемно-пластические качества предмета. При боковом освещении предмет визуально разделяется как бы на две части – освещенную и затемненную, которые как бы отрицают друг друга, а с другой стороны – подчеркивают единство общей объемной формы. Рассеянный свет делает предмет более плоским, создает мягкость красок и форм. Наиболее привычно для нас освещение сверху, когда тени идут внизу – создается ощущение тяжести внизу, что привычно. «Знай, - предостерегал Леонардо да Винчи, - что если человека, даже хорошо тебе известного осветить снизу, то тебе трудно будет его узнать». Этот эффект описан английским ученым Брюстером (19 век) в «Письмах о естественной магии», Если изменить направление света, падающего на середину предмета, с верхнего на нижний, то выпуклости становятся похожими на углубления. Это объяснятся «результатом деятельности нашего собственного разума, результатом нашей оценки форм и тел, на основании тех знаний, которые нам сообщают свет и тень».