Психодиагностика как одно из направлений практической психологии
Психодиагностика – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.
Психодиагностика — это наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально–психологических особенностей человека и постановкой с помощью этих методов психологического диагноза. Слово «диагностика» имеет греческие корни: «диа» — различие, «гнозис» — познание.
Становление психодиагностики как самостоятельной области знаний происходит в конце XIX века. Это связано с четким осознанием потребности в оценивании индивидуально-психологических особенностей людей для нахождения решений разного рода психологических задач. Таким образом, можно утверждать, что психологическая диагностика отделилась от психологии под влиянием требований практики.
Начальным источником становления психодиагностики явилась экспериментальная психология, ее основы заложены во всех психодиагностических методиках. Изучение психических явлений и фактов в рамках точных методов естественных наук, повышенное влияние естествознания на анализ психический явлений послужили дополнительным стимулом развития психодиагностики.
Работа психодиагноста предъявляет к нему ряд важных требований. Самые простые и очевидные — это умение располагать к себе людей и доскональное знание используемых психодиагностических методик и условий их применения. Кроме того, каждому психологу, работающему в области психодиагностики, необходимо знать и соблюдать важнейшие профессионально–этические принципы:
1. Принцип личной ответственности за проводимую работу.
2. Принцип профессиональной тайны (нераспространения научных психодиагностических методик).
3. Принцип конфиденциальности (соблюдения тайны полученной психологической информации от посторонних).
4. Принцип научной обоснованности (применяемые методики должны соответствовать требованиям надежности, валидности, дифференцированности и точности результатов).
5. Принцип объективности (интерпретация результатов и выводы должны делаться в строгом соответствии полученным показателям).
6. Принцип обеспечения суверенных прав личности, который включает:
а) добровольность участия в психологическом обследовании (кроме особых случаев в судебной и медицинской практике);
б) психопрофилактическое изложение результатов (осторожность и деликатность, адекватность и доступность языка, готовность использовать эквивалентную методику);
в) предупреждение о вероятности выдачи такой информации о себе, которую человек сам не осознает;
г) право знать результаты обследования (при тестировании детей родители также имеют это право).
Психодиагностика применяется в таких областях практики как: 1) психотерапевтическая помощь и оказание консультации; 2) проектирование возможного социального поведения человека (например, степени верности в браке); 3) анализ степени влияния изменения условий среды на психологическое состояние человека; 4) профориентация, консультация при подборе персонала; 5) судебная психиатрическая экспертиза; 6) организация воспитания и обучения; 7) анализ межличностных отношений и психологии личности.
Практический психолог обычно не занимается созданием новых психодиагностических методик, он является пользователем разработанных исследователями методов. Практический психолог с помощью психодиагностики решает следующие основные задачи:
1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического тестирования. Рекомендации по развитию или коррекции изучаемых качеств предназначаются не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым.
Предмет психологического диагноза - установление индивидуально- психологических различий в норме и в патологии. Л.С. Выготский выделил 3 уровня постановки психологического диагноза. 1. уровень - симптоматический (эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определённых особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных 2. уровень - этиологический диагноз учитывает не только наличие определённых особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. 3. уровень - типологический диагноз заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л.С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития".
Задачи психодиагностики решаются различными способами. Первый способ – наблюдение за человеком в процессе оказания ему психотерапевтической помощи. Второй способ – наблюдение за индивидом в процессе его жизни, изучение его мотивов и реакций.
Оба этих способа замечательно подходят для изучения основных сведений о человеке, однако обладают некоторыми недостатками, такими как существенная трудоемкость, не всегда доступны и применимы, могут давать искаженную информацию о человеке (в случаях недлительных наблюдений). Вследствие данных недостатков в психодиагностике были распространены специальные методики, позволяющие в течение короткого срока исследования получить всю необходимую информацию о психических характеристиках индивида. Помимо этого к преимуществам данных методик относится возможность сбора не только общей информации о человеке, но и о его особенностях, личностных характеристиках (интеллект, самооценка и т.п.). Именно о данных методиках пойдет речь в дальнейшем.
Все методики психодиагностики делятся в зависимости от подхода к исследованию человека (см. рис. 1). Выделяют объективный, субъективный и проективный подходы. При объективном подходе диагностика психических особенностей личности определяется на основании методов, применяемых человеком при выполнении деятельности и ее результативности. Согласно субъективному подходу анализ психических процессов производится путем самооценки человека на основании информации, которую человек предоставил о себе. При данном подходе оценивается поведение человека в определенных ситуация. При проективно подходе диагностика психики осуществляется на основании взаимодействия человека и внешним нейтральным материалом, становящимся объектом внимания вследствие его неопределенности.
Рисунок 1 – Методики психодиагностики в зависимости от подхода
В объективном подходе представлены два основных вида методик – методика тестирования интеллекта и диагностики личностных способностей. Методика тестирования интеллекта направлена на определение умственного развития человека, а методика диагностики личностных способностей призвана определять способности человека, напрямую не связанные с интеллектом (так называемые свойства характера). Применение диагностики интеллекта и свойств характера одновременно позволяет получить представление о психических мотивах, которыми руководствуется человек при принятии решения относительно своих действий.
Содержание психологической помощи в процессе психологической коррекции.
Психологическая коррекция (психокорре́кция) — деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи - психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.
По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов "психокоррекция" и "психотерапия" возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин "психотерапия" является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий "психологическая коррекция" и "психотерапия".
По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями "психотерапия" и "психокоррекция" состоит в следующем: психотерапия - это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.
• Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
• Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
• В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
• Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).
• В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
• Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
• симптоматическую;
• каузальную.
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают коррекцию:
• познавательной сферы;
• личности;
• аффективно-волевой сферы;
• поведенческих аспектов;
• межличностных отношений:
• внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
• детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:
• индивидуальную;
• групповую:
• в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
• в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
• смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По продолжительности:
• сверхкороткую (сверхбыструю);
• короткую (быструю);
• длительную;
• сверхдлительную.
Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент.
2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог.
3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.