Психологические особенности обыска и выемки
Обыск - это следственное действие, направленное на принудительное обследование личности, помещений, сооружений, участков местности, находящихся в ведении обыскиваемого лица и членов его семьи или какой-либо организации, для отыскания и изъятия скрываемых объектов, имеющих значение для дела, а также обнаружения разыскиваемого лица или трупа.
Принудительный характер обыска, возникновение в ряде случаев конфликтных ситуаций, поисковые трудности связаны, как правило, с повышенным психическим напряжением участников данного следственного действия, с особой его психологизированностью.
Залогом успеха обыска является тщательная подготовка к его проведению, охватывает два аспекта - информационный и интеллектуальный. Первый состоит в сборе информации об обыскиваемом, причем информации самой обширной, второй - в выдвижении версий, которые в своей основе содержат рефлексивное управление.
Сбор информации, в свою очередь, включает:
информацию относительно помещения, его расположения, особенностей, подступов, входа, выхода, а также убранства, если задачей обыска является обыск помещения;
информацию о личности, подлежащей обыску, что позволяет следователю получить представление о лице в аспекте оценки профессиональных и психологических черт, которые могут быть использованы лицом для сокрытия искомых объектов.
Нередко в практике расследования не придают значения сбору информации о помещении, полагая, что такое ознакомление может произойти непосредственно на месте в процессе обыска. Это ошибочное мнение может отрицательно отразиться на результате обыска. "Сбор информации о помещении, - справедливо отмечает В. Е. Коновалова, - одно из важных условий успешной организации обыска, поскольку дает возможность получить сведения самого различного порядка. Эти сведения не только выполняют функцию будущей ориентации на месте производства обыска, но и создают необходимые предпосылки для выдвижения розыскных версий. Кроме того, предварительное получение информации о помещении способствует экономии времени и сил следователя, обеспечивает в известной мере его готовность к обыску, сокращает время, необходимое для ориентации на месте".
Подготовительные действия, связанные с предстоящим обыском, распространяются и на собирание данных о личности обыскиваемого, без которых невозможна ориентация в обстановке предстоящего обыска. Следственная практика свидетельствует о существовании зависимости между профессиональными, психологическими особенностями личности и избранием им места сокрытия того или иного объекта. Поэтому их изучение и учет имеют большое значение для успешного проведения обыска, хотя и представляют собой определенную сложность. К числу данных о личности, важных для обыска, относятся: профессия лица; его привычки и наклонности; увлечения; круг друзей и родственников; антипатии и симпатии; возможности сокрытия в служебном и ином помещении. Определенная часть этих сведений может быть получена следователем лично, другая же часть - оперативно-розыскными работниками по его поручению.
В процессе подготовки к предстоящему обыску следователь должен учитывать не только психологические особенности обыскиваемого, но и его действия, совершенные до производства обыска. С этой целью выясняется, какие места он чаще посещал, какие предметы сдавал в ремонт и т. д. Так, в одном случае было установлено, что за несколько дней до обыска обыскиваемый отдавал в ремонт чемодан. Он просил заново обтянуть материалом внутреннюю поверхность чемодана, которая к моменту сдачи чемодана в ремонт была просто оклеена газетой. Учитывая эти сведения, следователь более внимательно произвел осмотр чемодана и обнаружил, что под газетами были спрятаны как раз те документы, обнаружение которых являлись целью обыска.
Существенную помощь следователю могут оказать сведения об изменении образа жизни, деталей быта (например, человек заколотил одни двери и стал пользоваться другим ходом).
Предварительный сбор всей перечисленной информации, тщательный ее анализ позволяет следователю успешно осуществить рефлексивное управление, которое протекает по схеме имитации мыслительного процесса обыскиваемого. Рефлексивное управление, как пишет В. Е. Коновалова, носит двойственный характер: оно может быть опосредованным и непосредственным.
"Опосредованное рефлексивное управление имеет место до обыска и состоит в избрании того или иного направления производства обыска в связи с определением некоторого комплекса возможных мест сокрытия искомого. Следователь в этот период визуально не знает место предстоящего обыска и в зависимости от следственной ситуации и личности обыскиваемого может не знать о его непосредственных проявлениях". В силу сказанного рефлексивное управление следователя в данный период опосредовано неполной информацией и отсутствием личных контактов с обыскиваемым.
Непосредственное рефлексивное управление начинается с производства обыска и осуществляется, с одной стороны, реальной обстановкой и возможностью немедленно проверить возникающие версии, а с другой - поведением обыскиваемого и суммой реакций его и окружающих на действия следователя.
В ходе рефлексивного управления следователь должен мысленно разгадать действия обыскиваемого, пытаться "обогнать" его в рефлексивных рассуждениях, принимая во внимание его интеллектуальный уровень. В частности, при проведении обыска следует обращать повышенное внимание на предметы, нахождение которых в определенном месте обыскиваемого помещения нелогично или выглядит искусственным, а также на те из них, которые не соответствуют обстановке помещения, "не вписываются" в стиль. Для иллюстрации сказанного можно привести два примера из следственной практики. Производя обыск, следователь обратил внимание на то, что на спинке кровати в спальне висит женский, зонтик. Обычное место зонтика, подумал он, в прихожей, следовательно, зонт оказался в этом месте по небрежности, в результате чьей-то поспешности или... В ручке зонтика был обнаружен тайник, заполненный золотыми монетами.
В другом случае следователь, уже по сути дела закончив обыск, не давший результата, заметил: крючки вешалки в прихожей выполнены кустарно, грубовато (в форме "клыков"), выкрашены в черный цвет, что не соответствуют всей остальной современной меблировке квартиры... Оказалось, что они изготовлены из золота.
Как показывает следственная практика, для устройства тайников зачастую используются те предметы и места в помещении, которые "близки по духу" профессиональным или любительским занятиям лиц, их сооружающих.
В процессе обыска следователь может получить важную информацию, наблюдая за поведением обыскиваемого лица, особенно за его непроизвольными реакциями. Испытывая состояние сильного эмоционального напряжения, страха перед обнаружением изобличающих предметов и документов, обыскиваемый особенно остро реагирует на все то, что может привести к их выявлению. Поэтому на приближение следователя к тайникам и другим местам сокрытия искомых объектов (по принципу детской игры в "холодно-горячо") обыскиваемый может реагировать беспокойством, внезапной потливостью, бледностью, нервозностью, суетливостью, а на удаление от таких мест - эмоциональным "облегчением" Напротив, такие реакции могут быть и произвольными, искусственными, направленными на отвлечение следователя от поисков в определенных местах.
Наблюдение за поведением и эмоциональными реакциями лиц, находящихся в обыскиваемом помещении, следует вести постоянно, но достаточно скрытно, "ненавязчиво". Осуществлять его должен либо сам следователь, либо по его поручению один из наиболее опытных членов группы обыска, которого необходимо специально проинструктировать при распределении обязанностей между обыскивающими.
В процессе речевого общения с обыскиваемым при проведении обыска может использоваться такой прием, как словесная разведка. Сущность данного приема заключается в том, что следователь объявляет вслух о переходе к следующей стадии обыска (в другое помещение) с целью проследить за поведением и реакцией обыскиваемого и членов семьи. Такой словесный раздражитель, усиленный состоянием нервно-психического напряжения обыскиваемого, может вызвать с его стороны соответствующую реакцию, которая подскажет следователю действительное отношение обыскиваемого к "словесной разведке". Известны случаи, когда обыскиваемые, услышав, что собираются искать в том месте, где спрятаны искомые предметы, не выдерживают и добровольно выдают спрятанное.
Обыск связан с принудительным вторжением в помещения, с обследованием предметов, документов, связанных с личной жизнью граждан. Это предъявляет к поведению следователя ряд этических требований. Он не имеет права прибегать к действиям, унижающим достоинство личности обыскиваемого; обязан обеспечить неразглашаемость обстоятельств интимной жизни обыскиваемых лиц. Личный обыск может производиться только лицом того же пола и в присутствии понятых того же пола. Обыск, как правило, не может быть проведен в ночное время.