Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду

Универсальным средством формирования профессиональной пригодности явля­ется профессиональная подготовка специалистов, включающая их обучение и трени­ровку. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает опреде­ленной системой знаний, навыков и умений.

Профессиональные знания — это характеризующие особенности конкретной дея­тельности сведения, которые необходимы для эффективной ее реализации. Знания могут выступать в форме наглядных представлений (образов) и понятий, являющих­ся абстрактным и обобщенным отражением действительности.

Навыки — это действия, доведенные до определенной степени совершенства, вы­полняемые легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и с наименьшим на­пряжением. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, важная роль навыков заключается в том, что они разгружают сознательную деятельность от регулирования относительно эле­ментарных актов, вследствие чего она может направляться на решение более слож­ных задач. Но не всякое действие надо доводить до автоматизма — иногда это может быть даже вредным из-за потери оперативного контроля (особенно в сложных усло­виях работы) за качеством его исполнения. Профессиональные навыки подразделя­ются на сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), моторные (двигательные на­выки) и интеллектуальные (приемы решения задач).

В формировании двигательного навыка можно выделить следующие этапы:

1) предварительный — формируется программа навыка, расчленяются отдельные движения на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения, от­бирается необходимая информация для конкретного навыка;

2) аналитический (генерализованный) — движения выполняются раздельно, про­изводится чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения;

3) синтетический (детерминированный) — отдельные элементы действий объеди­няются в одно целое, формируется обобщенный образ, в который входит по­следовательная совокупность движений;

4) этап автоматизации — устраняются излишние движения, внимание перемеща­ется с процесса действия на его результат, образуется ритм движения, формируется произвольная регуляция его темпа.

Этапность в формировании профессиональных навыков четко прослеживается в процессе обучения летчика на тренажере (рис. 26-1).

Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду - student2.ru

Сформированные навыки существуют не изолиро­ванно друг от друга, они вступают во взаимодействие: старые навыки в одних случаях способствуют овладе­нию новыми (положительный перенос навыков), в дру­гих — тормозят их образование (интерференция навы­ков).

Основным средством формирования навыка являет­ся упражнение. Упражнение — организованное опреде­ленным образом повторное многократное выполнение действий с целью развития навыков и умений. Эффек­тивность использования упражнений определяется нали­чием четкой цели, последовательным и постепенным усложнением, оценкой результа­та, самоконтролем процесса упражнения, системой обратной связи за результатом обучения, активностью обучаемого, полнотой и определенностью инструкции.

На базе знаний и навыков в результате упражнений (при обучении и в реальной деятельности) формируется умение человека работать. Умение — это сложное психи­ческое образование, определяющее знание и понимание необходимых способов реали­зации профессиональных навыков в обычных (штатных) и нестандартных условиях трудового процесса. Умение и навык соотносятся так же, как программа действия и его реализация. Умения предполагают разные варианты реализации действий.

· Профессиональные знания —сведения, необходимые для эффективной реализации конк­ретной деятельности.

Навык — действие, доведен­ное до определенной степени совершенства.

Умение — способность реали­зации профессиональных на­выков в различных условиях трудового процесса.

Для поддержания на заданном уровне приобретенных в процессе обучения навы­ков и умений, а также для их развития путем моделирования (имитации) условий реальной деятельности необходимо проведение профессиональных тренировок. Од­ним из основных средств тренировки являются тренажеры. Использование тренаже­ров повышает эффективность подготовки за счет таких их преимуществ, как возмож­ность многократного повторения отрабатываемых действий в ограниченное время, быстрое выявление и устранение ошибок, тесное общение методиста с обучаемым и др.

Процесс тренировки проявляется как в совершенствовании качества деятельно­сти, так и в снижении нервно-психической реакции обучаемого, уменьшении энерге­тической, информационной, психической цены деятельности. Известно, что высокая оценка при тренировке может быть достигнута за счет избыточного напряжения сил, работы на пределе психофизиологических возможностей. При этом надежность дея­тельности, особенно в усложненных условиях, снижается.

Тренировка связана с нагрузкой, которая отражается на состоянии психических и физиологических функций человека. Степень этой нагрузки снижается по мере усвое­ния учебного задания, формирования оптимальных способов действия, экономизации энергетических и интеллектуальных усилий. Поэтому для характеристики качества на­выка необходимо использовать не только показатели деятельности (выполнение нор­мативов упражнения), но и данные о функциональной «стоимости» достижения прак­тических результатов. На рис. 26-2 видно, что по мере становления навыка и улучшения качества деятельности (уменьшения ошибки пилотирования) отмечает­ся снижение частоты пульса и увеличение резерва внимания до уровня, соответствую­щего сложности выполняемого задания. В данном примере можно предположить, что к 15-17-й тренировке у курсантов формируется еще неустойчивый навык, задача вы­полняется с большим напряжением и только после 25-27 повторений этого упражне­ния отмечается достаточно стойкий навык пилотирования, что подтверждается ста­билизацией вегетативного его компонента.

Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду - student2.ru

Рис. 26-2. Изменение частоты пульса, резерва внимания и качества деятельности (%) курсантов в процессе тренировок на тренажере

Психологические особенности адаптации к труду. Активное взаимодействие че­ловека с окружающей средой сопровождается процессом его адаптации (приспособле­ния) к ней. Включение человека в трудовую деятельность также вызывает развитие адаптивных реакций организма и психики человека в ответ на воздействие непри­вычных внешних и внутренних факторов труда. Адаптация к труду — это процесс перестройки и приспособления личностных, энергетических, информационных, опе­рациональных и других структур и систем субъекта труда к особенностям трудовой деятельности в целях наиболее эффективной его саморегуляции на этапах профессио­нального пути.

Степень активности субъекта труда влияет на эффективность профессиональной адаптации, которая может проявляться либо в зависимости субъекта от профессио­нальной среды, либо в его стремлении эту среду преобразовать в соответствии со сво­ими установками, требованиями и возможностями.

Адаптация человека к трудовой деятельности осуществляется в несколько этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адап­тация, возрастное снижение адаптивных возможностей. Процесс адаптации являет­ся непрерывным, но он активизируется, когда в системе «субъект труда — професси­ональная среда» возникает рассогласование. В процессе адаптации можно выделить три периода: адаптивное напряжение, стабилизация, адаптивное истощение. Эти пе­риоды отражают соотношение состояния энергетических, информационных, поведен­ческих ресурсов субъекта труда и требований производственной среды.

Профессиональная адаптация проявляется в форме производственных, физиоло­гических, психологических и социальных факторов регуляции приспособительных процессов и признаков адаптации. Профессиональная (производственная) адапта­ция характеризуется повышением эффективности, качества и безопасности труда, ростом самостоятельности и проявлением творчества в работе. Психологическая адап­тация проявляется в повышении функциональной надежности, эмоциональной устой­чивости к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, в адекватности эмо­циональных переживаний профессиональных успехов и неудач. Социальная адаптация отражается в процессах принятия и усвоения норм поведения, свойственных для конкретной организации, и сво­ей социальной роли в группе.

Можно выделить две стратегии процесса профессиональ­ной адаптации:

1) конформную, отражающую стремление соответствовать нормам конкретной профессиональной среды, использовать советы и указания руководителей и коллег, достигать согласия в межличностных отношениях и т. д.;

2) творческую, проявляющуюся в стремлении к самостоятельности, в поиске более совершенных приемов работы, рационализации орудий и организации труда и т. д.

Выбор стратегии адаптации определяется уровнем пластичности нервной систе­мы. Лица с низким уровнем выраженности таких свойств нейродинамических про­цессов, как их лабильность и подвижность, адаптируются к социальному окружению в основном за счет эмоционально-волевого компонента личности. У лиц с высоким уровнем пластичности адаптация происходит преимущественно за счет коммуника­тивных характеристик личности и рационального поведения.

Важное место среди психологических механизмов адаптации занимает самооцен­ка. Завышение самооценки провоцирует постановку целей, превышающих возмож­ности, занижение самооценки — пассивность, боязнь ответственности. Результатом неадекватной самооценки и в том и в другом случае является недостаточная профес­сиональная адаптация к труду и неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности.

· Адаптация к труду - процесс приспособле­ния субъекта труда к особенностям трудовой деятельности.

Вопросы

1. В чем заключается различие понятий «способности», «одаренность», «профессионально важные качества» и «профессиональные способности»?

2. Какие теории потребностей и мотивов вам известны и в чем их основное содержание?

3. Назовите основные классы психодиагностических методик и дайте их конкретную характеристику.

4. Каково содержание понятия «профессиональное самоопределение» и что включается в структу­ру самоопределения конкретного человека?

5. Назовите структурные формы профориентационной работы и дайте характеристику их содержания.

6. Какие формы профконсультационной работы вам известны и на основе каких принципов они строятся?

7. В чем заключается принцип научной обоснованности рекомендаций по психологическому отбору?

8. Какие требования следует предъявлять к методикам психологического отбора и как проводится проверка их соответствия этим требованиям?

9. Каким основным требованиям должна отвечать процедура проведения психологического отбора?

10. В чем заключаются психологические особенности процесса профессионального обучения?

11. Какие основные особенности присущи процессу адаптации к труду? Виды и стратегии адапта­ции, личность и адаптация.

Литература

Авиационная медицина: Руководство / Под ред. Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова. — М.: Медицина, 1986. - 534 с.

Анастази А. Психологическое тестирование.: В 2-х кн. Кн. 2 / Пер. с англ., предисл. К. М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1982. - 318 с.

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. — 342 с. — (Фундамен­тальная психология).

Бодров В. А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. — 1985. - Т. 6.-№ 2. - С. 103-106.

Бодров В. А. и др. Психологический отбор летчиков и космонавтов / Бодров В. А., Малкин В. Б., Покров­ский Б. Л., Шпаченко Д. И. — М.: Наука, 1984. — 264 с. — (Проблемы космической биологии / АН СССР; Отд. физиологии.; т. 48).

Венда В. Ф. Перспективы развития психологической теории обучения // Психологический журнал. — 1980. - Т. 1. - № 4.

Дружинин В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч. — Саратов: Изд-во СГУ, 1990. - 292 с.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. — 356 с. — (Мастера психологии).

Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей:

Сборник научных трудов / Под ред. В. Н. Дружинина. — М.: Наука, 1991. — 236 с.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Фе­никс, 1996. - 509 с.

Климов Е. А. Психология профессионала: Учебное пособие. — М.; Воронеж: Институт практической пси­хологии, 1996. - 509 с.

Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профконсультации. — М.: Знание, 1983. — 95 с.

Кудрявцев Г. В. Психологические основы профобучения. — М.: Педагогика, 1988. — 286 с.

Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л.: Медицина, 1984. — 216 с.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. — Пет­розаводск: Петроком,1992.— 318 с.

Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: МГУ, 1987. — 303 с.

Основы психодиагностики: Учеб. пособ. для студ. вузов / Под общ. ред. Н. К Акимова и др. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 540 с.

Платонов К. К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972.

Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 176 с.

Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж: НПО Модэк, 1996.

Психологическая диагностика: проблемы и решения / Под ред. К. М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981. — 177 с.

Психологические проблемы подготовки специалистов с использованием тренажерных средств / Под ред. В. А. Бодрова. - М.: ИП АН СССР, 1988. - 283 с.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. - 151 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — Ч. 4.

Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. / Ред.- сост. Н. С. Лейтес. — М.: Педагогика, 1985.

Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН РСФСР, 1961. — 536 с.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем.; Под ред. Б. М. Величковского. — М.: Педагогика, 1986.-406 с.

Человеческий фактор. В 6 т. Т. 3. Ч. 2 / Под ред. Г. Салвенди; Пер. с англ. В. П. Зинченко. — М.: Мир, 1991.-487 с.

Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. — 315 с.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1982.

Шадриков В. Д. Проблемы профессиональных способностей // Психол. журнал. — 1982. — Т. 3. — № 5.

Наши рекомендации