Цели кросс-культурного и этнопсихологического исследования

Цели кросс-культурной психологии заключаются в следующем:

в <переносе и проверке>, когда психологические теории и факты, полученные в одной культуре, проверяются <на прочность> в других культурах; таким образом, происходит поиск и универсалий, и куль­турно-специфических психологических явлений;

в изучении других культур для нахождения психологических осо­бенностей, отсутствующих в культуре исследователя;

в попытке объединить и интегрировать данные исследований, по­лученные в разных культурах, и создать более универсальную психо­логию, теория и законы которой валидны для возможно большего числа культур.

Такие психологические универсалии человеческого поведения, несомненно, существуют. В настоящее время из узкой, скорее экзотической для психологии специальности кросс-культурная психология стала устоявшейся от­раслью, объединяющей сотни ученых из многих частей мира.

В 1973 г. в Директории кросс-культурных исследований и ис­следователей было указано уже 1125 ученых из 65 стран мира, в настоящее время их число еще более выросло. Большинство из них представляет университеты США и Европы, часть - универ­ситеты стран Азии, Африки и Латинской Америки. Многие из них - члены профессиональных организаций: International Organization for Cross-cultural Psychology (1972), the Society for Cross-Cultural Research (1972), Исследования по кросс-культур­ной психологии сейчас являются приоритетными для 5 междуна­родных психологических журналов.

Таким образом, кросс-культурная психология вырастает из двух научных традиций: общей психологии, которая имеет дело с индиви­дами, и некоторых родственных дисциплин (например, культурной антропологии), которые изучают человеческие популяции, пользу­ясь естественными методами, чаще всего наблюдением.

Основное и главное отличие кросс-культурной психологии от пси­хологической антропологии в том, что она - прежде всего отрасль психологии, поэтому в ней проверяются и разрабатываются прежде всего психологические теории и законы, поиск универсалий и куль­турной специфики ведется также психологическими методами.

В последние годы специалисты в области кросс-культурных ис­следований все больше обращают внимание на необходимость тео­рии, организующей и направляющей исследование. Многочислен­ные эмпирические факты сами по себе не объясняют причинный ме­ханизм влияния культуры на поведение и психологические процессы. Теория необходима для того, чтобы интегрировать все выявленные факты.

Известный авторитет в кросс-культурной психологии Г. Триандис считает, что нахождение универсалий во многих культурах - основ­ная цель развития современных психологических теорий. Из этого можно сделать вывод, что культурные различия сами по себе не яв­ляются основной целью и главным интересом в развитии теории.

Этническая психология также наука междисциплинарная, имеющая, как минимум, двух родителей - этнографию (этнологию) и со­бственно психологию. Помимо этого у нее масса других близких род­ственников - социология, культурология, философия и т.д. То есть в ходе своего развития она являлась наукой скорее социальной и объ­ясняющей, чем сугубо эмпирической.

Первоначально целью этнической психологии было изучение психологических особенностей духовной культуры народов. Уже во второй половине XIX столетия сформировались самые общие поня­тия этнопсихологии - психология народов, национальный характер, народный дух и появился термин этническая (или этнографическая) психология.

Одновременно развивалось и философско-психологическое на­правление в этнопсихологии (X. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, Г. Лебон и др.). Основным методом исследования в тот период был анализ проявлений человеческого духа в языке, обычаях, мифах, т. е. в сфере духовной культуры разных народов.

Отечественная этническая психология в историческом контексте связана с именами языковедов и литературоведов Д. Овсянико-Ку­ликовского и А. Потебни, этнографов Н. Надеждина и К. Кавелина, философа Г. Шпета. В 1927 г. Г. Шлет издал книгу <Введение в этни­ческую психологию>, в которой этническая психология классифици­руется как описательная наука, изучающая дух народа или коллек­тивные переживания.

Ключ к пониманию психологии народа, по мнению Шпета, - это его история, культура и конкретная социальная действительность, которые определяют содержание коллективного духа нации. По-со­временному звучит высказывание автора, что <...Россия с ее слож­ным этническим составом населения, с разнообразием культурных уровней и характера народов представляет особенно благоприятные условия для разработки этнической психологии> (Шлет Г., 1996).

В настоящее время этническая психология в России переживает период бурного развития: реалии нашей жизни стимулировали мно­гочисленные эмпирические исследования на пространстве бывшего СССР, основной целью которых явилось изучение трансформации этнической идентичности, динамики межэтнических отношений, проблем этнических меньшинств, миграций, аккультурации и других, прежде всего социально-психологических проблем.

Наряду с этим профессиональные психологи в ведущих психоло­гических центрах России ( МГУ, ИП РАН, СпГУ и др.) ведут этно­психологические исследования, которые обогащают и развивают не только социальную психологию, но и общую психологию и психоло­гию личности.

Перед нашей отечественной этнопсихологической наукой встает проблема поиска собственного лица, которая обусловлена стремле­нием понять роль и значение этнической или культурной принадлеж­ности в жизни как отдельной личности, так и целого народа.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

В связи с этим основные цели этнической психологии на совре­менном этапе можно сформулировать таким образом:

1) выявление психологических механизмов формирования пози­тивной этнической и культурной идентичности.

Исследователю любой этнической культуры необходимо сделать попытку понять и объяснить данную этническую культуру, ее духов­но-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека (особенно механизмы преодоления кризисов и стрессовых ситуаций), особенности ценностной структуры данной культуры, типы ее социальной организации, принципов внутри- и внешнегруппового взаимодействия.

2) изучение психологических механизмов формирования этниче­ской толерантности на групповом и личностном уровне.

Для формирования и поддержания этнической толерантности не­обходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур в их духовно-нравственных основах, потому что они - общие у всего человечества.

Методы исследования при этом могут быть разными.

В западной традиции этническая психология входит в состав кросс-культурной как ее небольшая часть, то у нас, скорее, наоборот - кросс-культурный анализ является необходимым прикладным мето­дом, служащим основной цели - глубокому пониманию и объяснению психологической сути этничности в жизни индивида и общности, 'г. е. кросс-культурная психология находится внутри этнической.

В качестве определения этнической психологии на современном этапе исследований можно предложить следующее: этнопсихология - наука, изучающая психологические особенности индивида или груп­пы людей, связанные с этнической или культурной принадлежно­стью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

В данный момент отечественная этническая психология переживает время дифференциации, зарождения новых направлений и век­торов своего развития.

Это и традиционные исследования межэтнического взаимо­действия, разделившиеся на несколько ветвей: изучение межэт­нической напряженности и этноцентризма, трансформации этнической идентичности в новых условиях, проблемы этнических миграций и аккультурации, психосемантические исследования общественного сознания. Кроме этого развиваются направления этнопсихологии лично­сти: исследования в области актуального этнопсихологического статуса личности, этно­психотерапии и этнофункциональной психологии,

Основные задачи этнической психологии на современном этапе ее развития могут быть сформулированы таким образом:

1) исследование социально-психологических проблем межэтни­ческого взаимодействия (особенностей межэтнического воспри­ятия; психологических механизмов межэтнической напряженности: явлений этноцентризма и этнической интолерантности в межгруп­повом взаимодействии; трансформации этнической идентичности; социально-психологических особенностей этнических миграций и аккультурации) и других аспектов межгрупповых отношений:

2) изучение особенностей формирования и актуализации этниче­ской идентичности на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; осо­бенностей трансформации этнической идентичности личности; эт­ноисихотерапии и других аспектов этничности как индивидуально­личностной характеристики человека;

3) создание и апробирование программ и методов социально-пси­хологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности:

4) развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принад­лежности на жизнь человека.

Эта мысль закономерно приводит к идее о тесной связи этнической и кросс-культурной психологии, которые в данном пособии пред­стают как дисциплины с единым предметом и сходными задачами.

Многие годы западная экспериментальная психология могла считаться этноцент­ричной, т. к. психологические законы изучались на представителях одной культуры. Однако и в то время крупные ученые признавали влияние социальных и культурных факторов на психику отдельных индивидов.

Это и 3. Фрейд, который утверждал, что <первичная психология - социальная психология в индивидуальной жизни>, и Э. Эри­ксон, писавший о влиянии истории и культуры на чувство личной идентичности, и культурно-историческая теория, развиваемая Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым и их последовате­лями, и взгляды многих других ученых.

Этническая и кросс-культурная психологии обращают особое внимание на способы, которыми ценности культуры преломляются в сознании и поведении ее представителей. Эта проблема рассматри­вается в данном пособии в качестве одной из основных.

Наши рекомендации