Цели кросс-культурного и этнопсихологического исследования
Цели кросс-культурной психологии заключаются в следующем:
в <переносе и проверке>, когда психологические теории и факты, полученные в одной культуре, проверяются <на прочность> в других культурах; таким образом, происходит поиск и универсалий, и культурно-специфических психологических явлений;
в изучении других культур для нахождения психологических особенностей, отсутствующих в культуре исследователя;
в попытке объединить и интегрировать данные исследований, полученные в разных культурах, и создать более универсальную психологию, теория и законы которой валидны для возможно большего числа культур.
Такие психологические универсалии человеческого поведения, несомненно, существуют. В настоящее время из узкой, скорее экзотической для психологии специальности кросс-культурная психология стала устоявшейся отраслью, объединяющей сотни ученых из многих частей мира.
В 1973 г. в Директории кросс-культурных исследований и исследователей было указано уже 1125 ученых из 65 стран мира, в настоящее время их число еще более выросло. Большинство из них представляет университеты США и Европы, часть - университеты стран Азии, Африки и Латинской Америки. Многие из них - члены профессиональных организаций: International Organization for Cross-cultural Psychology (1972), the Society for Cross-Cultural Research (1972), Исследования по кросс-культурной психологии сейчас являются приоритетными для 5 международных психологических журналов.
Таким образом, кросс-культурная психология вырастает из двух научных традиций: общей психологии, которая имеет дело с индивидами, и некоторых родственных дисциплин (например, культурной антропологии), которые изучают человеческие популяции, пользуясь естественными методами, чаще всего наблюдением.
Основное и главное отличие кросс-культурной психологии от психологической антропологии в том, что она - прежде всего отрасль психологии, поэтому в ней проверяются и разрабатываются прежде всего психологические теории и законы, поиск универсалий и культурной специфики ведется также психологическими методами.
В последние годы специалисты в области кросс-культурных исследований все больше обращают внимание на необходимость теории, организующей и направляющей исследование. Многочисленные эмпирические факты сами по себе не объясняют причинный механизм влияния культуры на поведение и психологические процессы. Теория необходима для того, чтобы интегрировать все выявленные факты.
Известный авторитет в кросс-культурной психологии Г. Триандис считает, что нахождение универсалий во многих культурах - основная цель развития современных психологических теорий. Из этого можно сделать вывод, что культурные различия сами по себе не являются основной целью и главным интересом в развитии теории.
Этническая психология также наука междисциплинарная, имеющая, как минимум, двух родителей - этнографию (этнологию) и собственно психологию. Помимо этого у нее масса других близких родственников - социология, культурология, философия и т.д. То есть в ходе своего развития она являлась наукой скорее социальной и объясняющей, чем сугубо эмпирической.
Первоначально целью этнической психологии было изучение психологических особенностей духовной культуры народов. Уже во второй половине XIX столетия сформировались самые общие понятия этнопсихологии - психология народов, национальный характер, народный дух и появился термин этническая (или этнографическая) психология.
Одновременно развивалось и философско-психологическое направление в этнопсихологии (X. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, Г. Лебон и др.). Основным методом исследования в тот период был анализ проявлений человеческого духа в языке, обычаях, мифах, т. е. в сфере духовной культуры разных народов.
Отечественная этническая психология в историческом контексте связана с именами языковедов и литературоведов Д. Овсянико-Куликовского и А. Потебни, этнографов Н. Надеждина и К. Кавелина, философа Г. Шпета. В 1927 г. Г. Шлет издал книгу <Введение в этническую психологию>, в которой этническая психология классифицируется как описательная наука, изучающая дух народа или коллективные переживания.
Ключ к пониманию психологии народа, по мнению Шпета, - это его история, культура и конкретная социальная действительность, которые определяют содержание коллективного духа нации. По-современному звучит высказывание автора, что <...Россия с ее сложным этническим составом населения, с разнообразием культурных уровней и характера народов представляет особенно благоприятные условия для разработки этнической психологии> (Шлет Г., 1996).
В настоящее время этническая психология в России переживает период бурного развития: реалии нашей жизни стимулировали многочисленные эмпирические исследования на пространстве бывшего СССР, основной целью которых явилось изучение трансформации этнической идентичности, динамики межэтнических отношений, проблем этнических меньшинств, миграций, аккультурации и других, прежде всего социально-психологических проблем.
Наряду с этим профессиональные психологи в ведущих психологических центрах России ( МГУ, ИП РАН, СпГУ и др.) ведут этнопсихологические исследования, которые обогащают и развивают не только социальную психологию, но и общую психологию и психологию личности.
Перед нашей отечественной этнопсихологической наукой встает проблема поиска собственного лица, которая обусловлена стремлением понять роль и значение этнической или культурной принадлежности в жизни как отдельной личности, так и целого народа.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В связи с этим основные цели этнической психологии на современном этапе можно сформулировать таким образом:
1) выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности.
Исследователю любой этнической культуры необходимо сделать попытку понять и объяснить данную этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека (особенно механизмы преодоления кризисов и стрессовых ситуаций), особенности ценностной структуры данной культуры, типы ее социальной организации, принципов внутри- и внешнегруппового взаимодействия.
2) изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне.
Для формирования и поддержания этнической толерантности необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур в их духовно-нравственных основах, потому что они - общие у всего человечества.
Методы исследования при этом могут быть разными.
В западной традиции этническая психология входит в состав кросс-культурной как ее небольшая часть, то у нас, скорее, наоборот - кросс-культурный анализ является необходимым прикладным методом, служащим основной цели - глубокому пониманию и объяснению психологической сути этничности в жизни индивида и общности, 'г. е. кросс-культурная психология находится внутри этнической.
В качестве определения этнической психологии на современном этапе исследований можно предложить следующее: этнопсихология - наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.
В данный момент отечественная этническая психология переживает время дифференциации, зарождения новых направлений и векторов своего развития.
Это и традиционные исследования межэтнического взаимодействия, разделившиеся на несколько ветвей: изучение межэтнической напряженности и этноцентризма, трансформации этнической идентичности в новых условиях, проблемы этнических миграций и аккультурации, психосемантические исследования общественного сознания. Кроме этого развиваются направления этнопсихологии личности: исследования в области актуального этнопсихологического статуса личности, этнопсихотерапии и этнофункциональной психологии,
Основные задачи этнической психологии на современном этапе ее развития могут быть сформулированы таким образом:
1) исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия (особенностей межэтнического восприятия; психологических механизмов межэтнической напряженности: явлений этноцентризма и этнической интолерантности в межгрупповом взаимодействии; трансформации этнической идентичности; социально-психологических особенностей этнических миграций и аккультурации) и других аспектов межгрупповых отношений:
2) изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентичности личности; этноисихотерапии и других аспектов этничности как индивидуальноличностной характеристики человека;
3) создание и апробирование программ и методов социально-психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности:
4) развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.
Эта мысль закономерно приводит к идее о тесной связи этнической и кросс-культурной психологии, которые в данном пособии предстают как дисциплины с единым предметом и сходными задачами.
Многие годы западная экспериментальная психология могла считаться этноцентричной, т. к. психологические законы изучались на представителях одной культуры. Однако и в то время крупные ученые признавали влияние социальных и культурных факторов на психику отдельных индивидов.
Это и 3. Фрейд, который утверждал, что <первичная психология - социальная психология в индивидуальной жизни>, и Э. Эриксон, писавший о влиянии истории и культуры на чувство личной идентичности, и культурно-историческая теория, развиваемая Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым и их последователями, и взгляды многих других ученых.
Этническая и кросс-культурная психологии обращают особое внимание на способы, которыми ценности культуры преломляются в сознании и поведении ее представителей. Эта проблема рассматривается в данном пособии в качестве одной из основных.