Логотерапия Виктора Франкла
Теоретические положения.Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустриро-вано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.
Представители данного подхода подчеркивают, что у Фрейда, Адлера, Юнга человек зависит от влечений и не обладает свободой. В рамках логотерапии, наоборот, одним из центральных тезисов является тезис о том, что человек обладает свободой выбора из реалистичных возможностей (как прожить предстоящий час). Каждая ситуация открывает для человека возможность найти наилучшее свое функционирование, и это является для человека смыслом.
Предтеча логотерапии немецкий философ Макс Шиллер [Max Scheler, ск. в 1956] утверждал, что духовное в человеке начинается с того, что он говорит «нет». Человек перестает повиноваться обстоятельствам, начинает чувствовать себя свободным, проявлять свою волю, искать свое наилучшее функ-
ционирование в этом мире. Таким образом, он приблиэ#ается к нахождению своего смысла в жизни.
Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стрем^ения к смыслу), клинической симптоматике.
Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия (следующий шаг - самоубийство), наркомания, агрессия.
Экзистенциальный вакуум поддерживается:
1) подавлением собственной духовности, религиозности.Это связано с тем, что духовность и религиозность человека в современном мире зачастую становятся объектом эксплуатации;
2) уходом от ответственности за поиск смысла в конформизм, тоталитаризм, невротическую триаду. Эти формы доведения стали уже культурно закрепленными, определенным людям они выгодны;
3) разрушение традиций и ценностей. Видимо, связано с тем, что стремление следовать ценностям и традициям в человеческом обществе также зачастую становится причина эксплуатации, закабаления человека. Причем элемент, связанный с потребностью манипулировать другими, постоянно стремится выхолостить сущность традиций и ценностей;
4) редукционизм в сфере психологии и образования. Люди начинают верить, что они скорее детерминированы, чем детерминируют, и затем поддерживают в себе эту веру;
5) недостаточный акцент на самотрансценденции. Большинство направлений современной психологии сосредотачиваются на самоактуализации и самовыражении. Счастье же и реализация потенциальных возможностей, согласно логотерапии там, являются побочными продуктами самотрансценде0Чии ~~ способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредотачиваться на себе;
6) невротизация человечества. В мире с каждым годом все больше людей испытывают ощущение внутренней пустоты.
Трудно найти людей, обретших смысл, нет таких образцов для подражания.
Цель логотералии -помочь клиентам найти смысл в жизни. Этапы и методы работы
I. Диагностирование состояния экзистенциального вакуума и переформулирование проблемы.Клиента подводят к тому, что понимать вопросы о смысле и искать смысл - более здоровое состояние, чем не поднимать вопросы о смысле и не искать его. Экзистенциальное отчаяние - скорее достижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности.
II. Углубление экзистенциального состояния.Используются следующие методические приемы:
1. Объяснение.Например, клиентам объясняют, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла.
2. Предложение максим(изложенных в краткой форме правил, принципов поведения).
Например: «Живите так, будто вы живете второй раз, и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь».
3. Использование сравнений:
v Клиентам предлагают представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. При этом ничего нельзя изменить задним числом.
v Клиентам предлагают представить себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства (жизней), но не знают, когда наступит крайний срок.
III. Фокусирование на поисках смысла:
1. Подведение клиентов к осознанию своей ответственности за нахождение смысла:
v До клиентов доводят, что они ответственны за достижение высочайшей из возможных «активаций» ихжизни.
v Клиентам помогают понять, что жизнь никогда не теряетсмысл, ее следует рассматривать как некое предопределение,помогающее человеку обрести смысл.
v Если клиенты религиозны, их подводят к тому, что они ответственны перед Богом за нахождение смысла.
2. Клиентам помогают выслушивать голос своего психического.Клиент должен выслушивать 10 тыс. требований, скрытых в 10 тыс. ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, повиноваться этим требованиям. При этом психологи-консультанты могут приводить примеры своих неустанных поисков смысла.
3. Постановка перед клиентами вопросов о смысле.Каких творческих успехов они могли бы добиться в своей жизни? Психолог помогает клиентам искать ответы на подобного рода вопросы.
4. Увеличение числа источников смысла.Если прежний источник смысла в данный момент не доступен, что еще могло бы его заменить?
5. Выявление смысла через логодрамму.Обострение конфликтности ситуации через введение в поле зрения клиентов новых людей, новых источников информации, помогающее клиентам обрести смысл.
6. Предложение клиентам некоторых готовых вариантов смысла в кажущейся им бессмысленной ситуации.
7. Использование анализа сновидений для выявления подавленной духовности и религиозности.
Большой известностью пользуются два метода, разработанных в рамках логотерапии:
1. Парадоксальная интенция.Клиентам с обсессивно-ком-пульсивными и фобическими расстройствами предлагают делать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шутками.
2. Дерефлексия— техника для борьбы с компульсивной тенденцией к самонаблюдению. Клиентам предписывают переключать внимание с наблюдения за каким-либо своим актом (например, глотанием) на что-то другое.
Гештальттерапия
Направление, созданное американским психотерапевтом Фридрихом Перлзом (Perls F. S., 1893-1970) под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма и психоанализа, в частности теории Райха (Reich W.).
Теоретические основы.Для сохранения гармонии с самим собой и окружающим миром человеку нужно доверять мудрости своего тела: прислушиваться к потребностям своего организма и не мешать их реализации.
Возникновение и удовлетворение потребностей рассматривается как ритм формирования и завершения гештальтов. Человек, хронически препятствующий удовлетворению потребностей своего тела, становится невротиком. Он направляет все свои усилия на реализацию Я-концепции, создаваемой для него другими людьми, прежде всего близкими, которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я».
В гештальттерапии различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:
1. Интроекция.Человек усваивает чувства, мнения, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются личностью. Этот неассими-лированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различать интроекты и свои собственные убеждения.
2. Проекция- прямая противоположность интроекции. Человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его Я-концепции, и проецирует их на других людей.
3. Ретрофлексия(«поворот на себя») наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во
внешней среде, направляется на самого себя. Так часто происходит с агрессивными чувствами. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутрилично-стный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи выражений типа «Я должен заставить себя сделать это».
4. Дефлексия -уклонение от реального контакта с другими людьми. Выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. д.
5. Конфлуенция (слияние)выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои чувства, мысли, желания от чужих. Они полностью идентифицируют себя с группой. Для них при описании своего поведения характерно использование местоимения «мы» вместо «я».
В результате действия этих механизмов личность оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Перлз описал конфликт между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog ). «Нападающий» - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать (Родитель в терминах тразактного анализа). «Защищающийся» - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками, типа «Сделаю завтра», «Обещаю...», «Да, но...», «Постараюсь...» (Ребенок в терминах тразактного анализа).
Основная цель гештальттерапиисостоит в интеграции фраг-ментированных частей личности.
Технические процедурыв гештальттерапииназываются играми. Их функция заключается в том, что они способствуют конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. В процессе игр клиенты «примеряют» различные роли, поочередно отождествляются с различными значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.
Наиболее известными являются следующие игры: я*
1. Диалог с частями собственной личности- агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог с собственным чувством, например со страхом, частями или органами собственного тела, с воображаемым значимым для клиента человеком. Напротив стула, на котором сидит клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествить себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов.Клиенту предлагается по кругу опросить ряд лиц по какому-либо волнующему его вопросу. Например, выяснить, как его оценивают другие, что они о нем думают, выразить собственные чувства по отношению к этим другим.
3. Незаконченное дело.Чаще всего в качестве незаконченных, незавершенных дел рассматриваются жалобы и претензии к окружающим, которые возникают у нас, когда какие-либо наши чувства или потребности были ущемлены, но наше воспитание не позволяет нам адекватно отреагировать на накопившиеся эмоции. Клиенту предлагают с помощью «пустого стула» высказать свои претензии, чувства, обиды воображаемому собеседнику.
4. Проективная игра.Когда клиент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Ему предлагают разыграть проекцию, т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Например, если клиент говорит: «Я испытываю к этому человеку жалость», его просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к разным людям, и вступая с ними во взаимодействие.
5. Выявление противоположного (реверсия).Явное поведение клиента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Клиенту предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он обычно демонстрирует.
6. Упражнение на воображение с использованием процесса проекции- игра «Старый заброшенный магазин». Клиенту пред-
латают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина, и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагают вообразить себя этим предметом и от первого лица описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета.