Психология допроса и очной ставки
I. В начальной стадии допроса диагностируются психическое состояние допрашиваемого, его эмоционально-волевые установки; прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта.
Действия следователя, предшествующие получению показаний, — удостоверение личности допрашиваемого, разъяснение ему его прав и обязанностей — имеют свою сверхзадачу: они вводят допрашиваемое лицо в процесс официально-ролевого общения.
В начальной стадии допроса следователь стремится вызвать активность допрашиваемого и получить информацию о его личностных особенностях и психическом состоянии и устанавливает коммуникативный контакт с допрашиваемым лицом.
Коммуникативный контакт подразумевает систему приемов оптимизации отношений между общающимися лицами, «внутренние и внешние ухищрения, с помощью которых люди примеряются друг к другу в общении».
Устанавливаемый в начале допроса, он должен всемерно углубляться. Сохраняя лидерство в общении, следователь не подавляет, а развивает психическую активность допрашиваемого лица.
Установление коммуникативного контакта при допросе зависит от типа исходной ситуации — конфликтной или бесконфликтной.
В ситуации противодействия могут иметь место две коммуникативные позиции — позиция активного противодействия и позиция пассивного противодействия (отказ обвиняемого (подозреваемого) от дачи показаний, резкое ограничение свидетельских показаний).
Информация черпается не только из вербальных средств общения, но и из широкой сферы невербальной коммуникации (мимика, пантомимика, интонация голоса, многочисленные непроизвольные сопутствующие проявления).
Коммуникативная способность следователя — это его умение обеспечить психическое взаимодействие с другими лицами, активизировать их психическую деятельность, регулировать мотивационные и эмоционально-волевые состояния. С учетом линии поведения, которую выбирает для себя каждый допрашиваемый, он должен разработать соответствующую стратегию общения.
К поведению следователя предъявляется ряд требований:
♦ гибко учитывать личностные особенности допрашиваемого, в любом случае вести себя корректно;
♦ антипицировать (предвосхищать) актуализированные потребности допрашиваемого, учитывать его психическое состояние;
♦ не проявлять ничего, что могло бы вызвать резко отрицательное отношение допрашиваемого лица к следователю;
♦ выдвигать на передний план обстоятельства, по которым допрашиваемый заинтересован вступить в коммуникативный контакт;
♦ опираться на положительные личностные качества допрашиваемого, особенно на те, которые высоко оцениваются им самим;
♦ знать и использовать наиболее существенные эпизоды из биографии допрашиваемого;
♦ преодолевать негативное отношение к допрашиваемому лицу, не допускать пренебрежительного к нему обращения;
♦ внимательно относиться ко всем показаниям, вне зависимости от их правдивости, сдерживать экспрессивные проявления (восторг, радость, выразительные жесты, мимика — все это может оказать внушающее воздействие, передать подследственному определенную информацию).
Повышенные требования предъявляются к культуре речи следователя. Она должна быть ясной, убедительной и достаточно эмоциональной.
Корректность, справедливость, внимательность, ситуативная гибкость и чуткость, эмоциональная устойчивость — основные качества следователя.
Допрашиваемыми высоко ценится опрятный внешний вид следователя, спокойное, доброжелательное отношение, отсутствие какой бы то ни было нервозности, участие в их судьбе.
II. Психологические особенности стадии свободного рассказа допрашиваемого.
Однако и в условиях свободного рассказа может проявиться конформность допрашиваемого, его стремление соответствовать ожиданиям следователя. С другой стороны, возможны и нежелание лица воспроизводить определенные события в целостном рассказе. В этих случаях применяются определенные тактические приемы. Одним из них является «членение темы свободного рассказа»: допрашиваемому лицу предлагается рассказать сначала лишь об одном эпизоде события, наиболее значимом для данного лица и простом по фабуле. Возникшая первоначальная вербальная активность лица может облегчить переход к рассказу о событии в целом.
Воспринимая свободный рассказ лица, дающего показания, следователь должен анализировать его текущие переживания, выделять в них доминирующую направленность, диссонансы и консонансы, различных эмоционально-волевых проявлений, рефлексировать позиции и ценностные ориентации. Одновременно следователь делает оперативные пометки, готовит базу для стадии детального допроса.
III. Психологические особенности детализирующей стадии допроса. Основными задачами следователя на этой стадии допроса являются:
♦ восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенности , выяснение противоречий;
♦ оказание мнемической помощи допрашиваемому с целью более полного воспроизведения им отдельных эпизодов события, устранения противоречий;
♦ получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;
♦ диагностика причин умалчивания допрашиваемого об отдельных обстоятельствах дела, психическое содействие в преодолении «барьеров умолчания», нейтрализация мотивов умолчания;
♦ диагностика изобличения ложных показаний;
♦ оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо с целью получения правдивых показаний.
Речевая активность допрашиваемых зависит от их взаимоотношений со следователем, от его умения задавать активизирующие вопросы.
Система вопросов следователя — тактическое средство правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо. Психическое воздействие оказывает не только содержание, но и последовательность вопросов, активизируя антиципирующую деятельность допрашиваемого. Эти вопросы должны отвечать следующим требованиям:
♦ смысловая однозначность;
♦ простота конструкции, лаконичность;
♦ отнесенность к предмету допроса;
♦ системность, т.е. соотнесенность с логическими этапами решения следственно-познавательной задачи;
♦ отсутствие подсказывающего и наводящего воздействия.
По степени внушающего воздействия вопросы можно разделить на следующие группы:
♦ нейтральные — формулировка ответов на них полностью зависит от инициативы допрашиваемого лица
♦ разделительные («или — или»);
♦ альтернативные, требующие положительного или отрицательного ответа;
♦ предоставляющие право выбора между двумя ответами, но положительный ответ на один из них соответствует ожиданию спрашивающего («Не в кепке ли был человек, нанесший потерпевшему удар ножом?», это так называемые вопросы косвенного внушения);
♦ направленные на прямое внушение («Находился ли Сидоров на месте происшествия?» вместо вопроса: «Кто находился на месте происшествия?»);
♦ несущие ложное содержание, рассчитанные на эффект так называемой «ловушки» и являющиеся неправомерным приемом психического насилия («Был ли Сидоров трезв во время совершения преступления?», хотя еще неизвестна причастность Сидорова к преступлению).
Наводящие, внушающие вопросы категорически запрещены, они неадекватны задачам следственной деятельности.
Сложные вопросы целесообразно подразделять на ряд более простых, однозначных. Общие, многозначные ответы нужно уточнять и конкретизировать. Задавая вопрос, целесообразно предвидеть возможные ответы на него и планировать соответствующие детализирующие вопросы по ответам.
При противодействии допрашиваемого лица возникает необходимость избрания соответствующей тактики межличностного состязательного взаимодействия. При этом следователь использует систему коммуникативно-информационных действий:
♦ выясняет мотивы противодействия, старается их нейтрализовать, формирует мотивационную перестройку в поведении противодействующего лица на основе его социально-положительных ориентации;
♦ получает данные для оценки правдивости показаний;
♦ анализирует возможные причины различных противоречий, отчленяя заведомую ложь от возможных непроизвольных ошибок.
IV. На заключительной стадии допроса необходимо учитывать следующие обстоятельства. Закон требует фиксации в протоколе допроса всех полученных показаний «по возможности дословно». В нем должны быть отражены показания, данные и на стадии свободного рассказа, и на вопросно-ответной стадии с точной фиксацией вопросов и ответов.
Для тактики допроса и оценки его результатов существенное значение имеет предусмотренная законом возможность звукозаписи. Звукозапись дисциплинирует вербальное поведение допрашиваемого, делает его более чутким к протийоречиям. При даче ложных показаний, записываемых на магнитную пленку, человек острее чувствует свои промахи, просчеты. При оценке результатов допроса звукозапись позволяет повторно проанализировать проговорки, невербальные особенности показаний — паузы, умолчания, неуверенность в утверждениях и т. п.
Очная ставка — одновременный допрос двух ранее допрошенных лиц. Основанием для очной ставки являются противоречия в показаниях допрашиваемых лиц.
Фактически достоверная информация, выявляемая на очной ставке, является фактором психического воздействия на лиц, противодействующих следствию.
В напряженных конфликтных ситуациях следователь должен сохранять психическую устойчивость, уравновешенность, не вовлекаться в водоворот конфликтного противоборства допрашиваемых лиц, избегать психической дезорганизации. Очная ставка должна проводиться в условиях полной психической стабильности следователя, при глубоком предварительном изучении личностных особенностей возможных участников очной ставки, их личностной акцентуации — «слабых мест» их характера, положительных и отрицательных качеств личности.
При проведении очной ставки максимально используется социально-психологический эффект ингибиции — эффект присутствия других людей. В этих условиях поведение человека модифицируется: он ориентируется на взаимодействие с присутствующими, его поведение становится ситуативно-реактивным, при этом возможны различные проговорки, просчеты, прорывы в защитной доминанте. Вопросы, задаваемые лицу, занимающему позицию содействия следствию, и предполагаемые ответы на них должны оказывать психическое воздействие на запирающееся лицо. Основная цель очной ставки — изобличение лица, противодействующего следствию. Живой источник правдивой информации здесь выступает основным фактором психического воздействия. Однако это сопротивление может быть стойким. Само противодействующее лицо может оказывать сильное психическое воздействие на допрашиваемого, дающего признательные показания. Здесь необходима система мер, блокирующих возможность такого негативного воздействия. Необходимо категорически пресекать всевозможные угрозы, попытки суггестивного воздействия, укреплять волевую позицию лица, дающего правдивые показания, усиливать его позицию предъявлением соответствующих доказательств, напоминанием ранее данных показаний.
При проведении очной ставки исполнителя или соучастника с организатором группового преступления необходима специальная психологическая подготовка лиц, ранее психически зависимых от преступных лидеров. Открытое выступление против них на очной ставке становится началом разрыва их психической взаимозависимости, что существенно влияет на возможность их последующей ресоциализации.
Очная ставка является следственным действием, максимально активизирующим непроизвольные поведенческие реакции. Защитная доминанта обвиняемого здесь оказывается особенно уязвимой. Следователь апеллирует к гражданским и положительным личностным качествам всех допрашиваемых, авансирует им свое доверие, дает возможность каждому человеку проявить свое достоинство, свои положительные качества.