Задание 2. Исследование базисных измерений личности: экста- и интроверсии, а так же присущий вам тип темперамента с помощью Теста – опросника Айзенка EPI
Инструкция. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к вам. На все вопросы нужно дать однозначный ответ - «Да» или «Нет».
Стимульный материал:
- Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям?
- Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
- Вы человек беспечный?
- Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать «Нет»?
- Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
- Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?
- Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
- Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
- Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то оснований и причин?
- Сделали бы вы почти все, что угодно, на спор?
- Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной женщиной (симпатичным мужчиной)?
- Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?
- Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
- Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
- Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
- Легко ли вас обидеть?
- Любите ли вы часто бывать в компаниях?
- Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
- Вероятно ли, что иногда вы полны энергии, так что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
- Предпочитаете ли вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких вам?
- Часто ли вы мечтаете?
- Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
- Часто ли вас беспокоит чувство вины?
- Все ли ваши привычки хороши и желательны?
- Способны ли вы дать волю своим чувствам и во всю повеселиться в компании?
- Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
- Считают ли вас человеком живым и веселым?
- Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
- Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
- Вы иногда сплетничаете?
- Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
- Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете об этом прочитать в книге, нежели спросить?
- Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
- Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания? Бывают ли у вас приступы дрожи?
- Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
- Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
- Раздражительны ли вы?
- Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действия?
- Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
- Вы ходите медленно и неторопливо?
- Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
- Часто ли вам снятся кошмары?
- Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?
- Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
- Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
- Можете ли вы назвать себя нервным?
- Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
- Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
- Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
- Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
- Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
- Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
- Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
- Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
- Любите ли вы подшучивать над другими?
- Страдаете ли вы от бессонницы?
Обработка результатов.
Результаты тестирования оцените с помощью следующего ключа: если ваш ответ совпадает с ответом ключевого списка вопросов, то ставьте 1 очко.
- 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 - «Да».
5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51 - «Нет».
Эта шкала вопросов направлена на выявление степени экстраверсии - интроверсии. Если вы набрали здесь 12 и более очков, можно считать, что вы выраженный экстраверт, если меньше 8 очков - интроверт.
Набранные 8 или 9 очков говорят о том, что вы амбивалентны, но ближе к интровертам. Почти не нуждаетесь во внешней стимуляции. Недостаточно общительны, серьезны. Достаточно хорошо контролируете свои поступки и эмоции.
Набранные 10 или 11 очков - вы амбивалентны, но ближе к экстравертам. Достаточно общительны. Чувства и эмоции контролируете не всегда, импульсивны, в редких случаях даже агрессивны.
- 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 - «Да».
Этот ряд вопросов направлен на выявление степени эмоциональной устойчивости. Отрицательные ответы здесь не учитываются, т.е. за них ставится нуль.
Если в группе вопросов В набрано менее 10 очков - вы отличаетесь эмоциональной устойчивостью и уравновешенностью; если больше 15 - вы эмоционально неустойчивый, неуравновешенный человек; при 10-13 очках - у вас наблюдается тенденция к поведению, характеризующемуся эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью.
Соотношение очков по группам вопросов А и В определяет тип темперамента:
А < 11 и В > 11 - меланхолический;
А < 11 и В < 10 - флегматический;
А > 10 и В > 11 - холерический;
А > 10 и В < 12 - сангвинический.
- 6, 24, 36 - «Да»; 12, 18, 30, 42, 48, 54 - «Нет».
Это так называемая корректурная шкала, она позволяет проверить, насколько искренне вы отвечали на вопросы. Если вы набрали больше 4 очков - вы были не совсем искренни и честны перед самим собой.
Рефлексия
Студенты по результатам самодиагностики делают вывод о своей самооценке и анализ полученного психотипа. Оформляют отчет по образцу.
Задания для самостоятельной работы
Студентам предлагается исследовать тип темперамента и выявить степень экстра- и интроверсии людей разного возраста 10-14 лет,20-25 лет,40-50 лет. По аналогии с самодиагностикой сделать выводы о том, к какому типу темперамента они принадлежат, степень эмоциональной устойчивости.
Литература.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998 (или более поздние издания).
- Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2002
- Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М., Высшее образование, 2006.
- Дормашев, С.А. Капустин. М.: УМК Психология; Генезис, МПСИ, 2001- 2006.
- Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.
- Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.
Назад к списку практических работ
Практическое занятие №3.
Изучение сенсорно-перцептивной сферы
Цель занятия: научиться определять ведущую сенсорную систему, совершенствовать навыки эффективных коммуникаций с людьми, обладающими различными ведущими сенсорными системами.
Актуализация теоретических знаний
Ощущение и восприятие являются источниками чувственного познания и составляют основу развития психики человека. Исследования ощущения и восприятия направлены на изучение абсолютных и разностных порогов чувствительности, остроты зрения, слуха, границ поля зрения, линейного глазомера, наблюдательности и др.
Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.
После повторения теоретических знаний по теме «Сенсорно-перцептивная сфера личности» студентам предлагается провести самодиагностику и проанализировать результаты.
Для определения ведущей сенсорной системы применяется методика "Ведущий орган чувств" (ВОЧ), предложенная польскими психологами (перевод Ефремцевой).
Оборудование.Испытуемым предлагается стандартный бланк с вопросами (табл. 4).
Инструкция испытуемым.Внимательно прочитайте вопросы и в опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны.
Обработка и интерпретация данных.Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов.
Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему.
Таблица 4. Бланк методики "Ведущий орган чувств"
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами | 13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое | 25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя | 37. У меня неплохая стереоаппаратура |
2. Часто напеваю себе потихоньку | 14. Люблю читать во время еды | 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке | 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой |
3. Не признаю моду, которая неудобна | 15. Люблю поговорить по телефону | 27. Придаю значение манере одеваться у других | 39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры |
4. Люблю ходить в сауну | 16. У меня есть склонность к полноте | 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться | 40. Не выношу беспорядок |
5. В автомашине цвет для меня имеет значение | 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому | 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука | 41. Не люблю синтетических тканей |
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение | 18. После плохого дня мой организм в напряжении | 30. Мне нелегко найти удобную обувь | 42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения |
7. Меня развлекает подражание диалектам | 19. Охотно и много фотографирую | 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы | 43. Часто хожу на концерты |
8. Внешнему виду придаю серьезное значение | 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые | 32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы | 44. Само пожатие руки много мне говорит о данной личности |
9. Мне нравится принимать массаж | 21. Легко отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь | 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику | 45. Охотно посещаю галереи и выставки |
10. Когда есть свободное время, люблю наблюдать за людьми | 22. Вечером люблю принять горячую ванну | 34. Люблю слушать, когда говорят | 45. Серьезная дискуссия - это интересно |
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением | 23. Стараюсь записывать свои личные дела | 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать | 46. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами |
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо | 24. Часто разговариваю с собой | 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть | 36. В шуме не могу сосредоточиться |
Ключ для обработки результатов
Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Рефлексия
Студенты по результатам самодиагностики делают вывод о ведущей сенсорной системе, характеризуют свойства личности и особенности межличностной коммуникации характерные для данного типа. Оформляют отчет по образцу.
Задания для самостоятельной работы
Студентам предлагается продиагностировать на определение ведущей сенсорной системы людей разного возраста 10-14 лет, 20-25 лет, 40-50 лет. По аналогии с самодиагностикой сделать выводы о том, к какому типу визуальному, аудиальному, кинестетическому они принадлежат.
Литература
- Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.
- Методические рекомендации по изучению и учету особенностей восприятия при организации учебного процесса., Ярославль, 1986.
- Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007
- Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 2002.
- Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.1. М.: Академия, 2006
- Кулешова Л. Н. Психология древних ощущений. - СПб, 1999.
Назад к списку практических работ
Практическое занятие № 4.
Основные психические процессы.
Перцептивное внимание, мышление
Цель занятия: Изучение основных психический процессов и их проявления.
Актуализация теоретических знаний.
Среди многообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Ковалев выдвинул гипотезу о том, что психическое развитие идет от динамического и неустойчивого ко все более устойчивому. Наиболее динамичными и исходными в психической жизни являются процессы.Сеченов рассматривает психический процесс как течение психического явления, имеющего определенное начало, динамику и конец.
Различают познавательные, эмоциональные, регуляторные психические процессы (рис. 1). Главная функция познавательных процессов - отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества. Познание имеет 2 ступени: образную и логическую. Образные познавательные процессы - ощущение, восприятие, представление. К процессам логического познания относится мышление.
В эмоциональных психических процессах отражаются отношения человека. Они окрашивают жизнь человека различными оттенками переживаний (положительных или отрицательных). Гамма человеческих эмоций многообразна, это, например, - счастье, радость, удивление, горе, страдание и т. д.
Основным назначением регуляторных процессов является регуляция поведения и деятельности человека, обеспечивающая избирательный и целенаправленный характер реакций. К регуляторным процессам относятся процессы внимания и воли.
Кроме этого, выделяются так называемые интегративные или сквозные психические процессы, которые участвуют в протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает в качестве 2-й сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание и память, которая может быть образной, логической, эмоциональной. Кроме того, память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая целостность личности.
Перцептивное внимание заключается в умении быстро и точно заметить, выделить существенные детали объекта, окружения, внешнего облика человека. Это свойство является очень важным для врачей, психологов, всех работающих с людьми. Самым непосредственным образом перцептивное внимание влияет на успешность диагностической работы рентгенолога.
Мышление как обобщенное опосредованное отражение устойчивых и закономерных связей между предметами и явлениями осуществляется в вербально-логической, образной или предметно-действенной сферах.
Внимание определяет направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство. Но для целей экспериментального изучения прибегают к их раздельному рассмотрению.
Наиболее распространенную группу лабораторных методов изучения внимания составляют бланковые методы, объединенные общим названием "корректурные пробы". Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, текстов. Задача испытуемого заключается в обнаружении среди других стимулов заданного и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.
После повторения теоретических знаний по теме «Структура психики»студентам предлагается определить уровень своей наблюдательности, выявить уровень процессов обобщения, исследовать компоненты мышления, определить объем кратковременной вербальной памяти и объем кратковременной образной памяти, а так же характеристики внимания.
Задание 1.Изучение наблюдательности (перцептивного внимания)
Оснащение.2 картинки, отличающиеся в деталях (рис. 2), секундомер.
Рис. 2. Картинки для изучения наблюдательности.
Инструкция испытуемым: для изучения перцептивного внимания вам предлагается два одинаковых рисунка, отличающихся отдельными элементами. В течении ограниченного количества времени (20 или 30 с.) найдите как можно больше элементов отличия.
Обработка результатов.Показателем наблюдательности является количество элементов, правильно названных испытуемым.
Задание 2. Изучение вербально-логического мышления при помощи методики "Исключение понятий"
Оснащение.Испытуемым предлагается 16 рядов понятий, сгруппированных по 5 слов.
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.
4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
13. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
14. Лист, почка, кора, дерево, сук.
15. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
16. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.
Инструкция испытуемому.Вам предлагаются ряды, состоящие из 5 слов, в каждом из которых четыре сходны между собой, их можно объединить одним названием. Найдите в каждом ряду слово, не подходящее по смыслу к остальным, и назовите его, обозначьте одним словом оставшиеся.
Обработка и интерпретация результатов.При анализе оценивается уровень обобщения:
высший- при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
средний- при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
низкий- при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).
Задание 3. Исследование быстроты мышления
Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.
Оснащение.Бланк со словами, в которых пропущены буквы. Секундомер.
Инструкция испытуемому.Перед вами столбцы слов, в которых пропущены буквы. Ваша задача вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как можно быстрее. Для выполнения задания дается 3 мин.
Таблица 5. Образец бланка
Д-ЛО | П-Л-А | З-О-ОК | С-Я-О-ТЬ |
К-ША | О-Р-Ч | К-Н-А | К-С-А-НИК |
С-ДА | К-Р-ОН | С-Е-ЛО | У-И-Е-Ь |
В-ЗА | З-Р-О | К-Ы-А | А-Е-Ь-ИН |
Н-ГА | В-С-ОК | Т-А-А | С-А-Ц-Я |
М-НА | С-Г-ОБ | К-У-КА | Ч-Р-И-А |
Д-ЛЯ | В-Т-А | С-А-КА | К-П-С-А |
К-НО | П-Д-АК | С-У-А | Т-У-О-ТЬ |
Б-ДА | П-Р-А | С-А-А | С-Е-О-А |
Ч-ДО | Б-ЛОН | П-Е-А | К-Н-О-А |
Обработка и интерпретация результатов.Подсчитать количество правильно составленных слов.
Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество составленных слов:
- Менее 20 слов - низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
- 21-30 слов - средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
- 31 слово и более - высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.
Рефлексия
Студенты по результатам самодиагностики делают вывод о наблюдательности, оценивают свой уровень обобщения, а так же быстроту мышления и подвижность нервных процессов. Оформляют отчет по образцу.
Задания для самостоятельной работы
Студентам предлагается исследовать перцептивное внимание, вербально-логическое мышление и быстроту мышления людей разного возраста 10-14 лет, 20-25 лет, 40-50 лет. Сделать выводы о различии проявления психических процессов у людей различных возрастных групп.
Литература
- Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007.
- Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995 (или более поздние издания).
- Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001.
- Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999.
- Фаликман М.В. Внимание. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.2. М.: Академия, 2006.
- Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.
Назад к списку практических работ
Практическое занятие № 5.
Основные психические процессы. Память и внимание
Цель занятия: Изучение основных психический процессов и их проявления.
Актуализация теоретических знаний.
Восприятия, ощущения, мышление, при помощи которых человек познает окружающий мир, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем. Память - совокупность процессов, обеспечивающих запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания, без памяти человек вечно оставался бы в положении новорожденного, поэтому Сеченов назвал память "краеугольным камнем развития".
Память является сложной психической деятельностью, в которой выделяют процессы запоминания; сохранения и удержания в памяти того, что было запечатлено или заучено; воспроизведение, извлечение информации. К процессам памяти относится также забывание, то есть утрата информации, которая может быть безвозвратной, полной или частичной. Существует много подходов к классификации видов памяти. Прежде всего можно выделить 2 формы памяти: генетическую (наследственную) и онтогенетическую (прижизненную). Виды онтогенетической памяти различают в зависимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится
По характеру целей деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память. Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляется без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само собой. Однако непроизвольное запоминание характеризуется неполнотой, неточностью, зачастую - искажением действительности. Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логические приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материала. Другим составным моментом запоминания являются приемы механические, которыми человек успешно пользуется при запоминании исторических дат, номеров телефонов, адресов и т. п.
Рис 3. Виды памяти.
Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания какой-либо стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. Важным показателем памяти является ее объем.
После повторения теоретических знаний по теме «Структура психики»студентам предлагается определить объем кратковременной вербальной памяти и объем кратковременной образной памяти, а так же характеристики внимания.
Задание 1.Определение объема кратковременной вербальной памяти.
Оснащение.Список из 12 слов, секундомер, карандаш, бумага.
Материалом для запоминания служат 12 слов:
Молоток | Цех |
Крик | Мысль |
Существо | Мотор |
Завод | Речь |
Песня | Причина |
Жизнь | Звонок |
(слова подбирались с учетом частоты их употребления в русском языке).
Инструкция испытуемому.Сейчас Вам будут названы 12 слов. Ваша задача запомнить их, а затем записать в любом порядке.
Исследователь зачитывает слова, время экспозиции 12 слов - 24 сек.
После окончания предъявления слов, испытуемый записывает их, а исследователь регистрирует время воспроизведения.
Обработка и интерпретация результатов.При обработке результатов учитывается количество воспроизведенных слов, количество допущенных ошибок, время воспроизведения. На первом этапе обработки рассчитываются точность памяти (b) и среднее время, затраченное на воспроизведение одного слова (t), при этом:
,
где с - количество правильно воспроизведенных слов; m - количество ошибочно воспроизведенных слов; n - количество пропущенных слов.
Затем находят B - шкальная оценка точности памяти b, получаемая по табл. 7. Т - шкальная оценка среднего времени t, получаемая по табл. 6.
Таблица 6. Соотношение среднего времени и Т баллов
Среднее время (с) | Т (баллы) |
< 3,4 | |
3,4-11,4 | |
11,4-17 | -1 |
>17 | -2 |
Интегральный показатель кратковременной вербальной памяти вычисляется по формуле:
А = В + Т
Задание 2. Определение объема кратковременной образной памяти
Оснащение.Карточка с изображенными на ней геометрическими фигурами (рис. 4), секундомер, бумага, карандаш.
Инструкция испытуемому.Сейчас Вам будут показаны 9 геометрических фигур по порядку и только один раз. Ваша задача запомнить их, а затем зарисовать.
Фигуры предъявляются последовательно, время экспозиции 9 фигур - 18 сек.
После окончания предъявления испытуемый рисует их в протоколе, исследователь регистрирует время воспроизведения.
Обработка и интерпретация результатов.При обработке результатов учитывается количество воспроизведенных фигур (с), количество ошибочно воспроизведенных фигур (m), количество пропущенных фигур (n); среднее время воспроизведения одной фигуры (t).
Рис. 4. Набор фигур для изучения кратковременной образной памяти.
На первом этапе обработки рассчитываются среднее время (t) и точность памяти (b):
Затем находят B - шкальная оценка точности памяти b, получаемая по табл. 7. Т - шкальная оценка среднего времени t, получаемая по табл. 6.
Таблица 7. Шкальные оценки кратковременной вербальной (KB) и кратковременной образной (КО) памяти
Оценка в баллах | Точность памяти | |
KB | КО | |
- | - | |
- | ||
90 и > | ||
- | 88-99 | |
- | 79-87 | |
79-89 | ||
68-78 | ||
- | 67-76 | |
63-67 | 57-66 | |
- | 50-56 | |
52-62 | 42-49 | |
50-51 | 37-41 | |
- | 30-36 | |
42-49 | 21-29 | |
- | ||
37-41 | 15-19 | |
33-36 | 7-14 | |
- | - | |
24-32 | - | |
10-23 | 0-6 |
Интегральный показатель кратковременной образной памяти вычисляется по формуле:
А = В + Т
Смысл перевода первичных оценок в шкальные заключается в том, чтобы получить возможность сопоставления индивидуальных данных с нормативной шкалой и определить уровень развития функции памяти в целом, определив соотношение вербальной и образной памяти.
Задание 3. Изучение избирательности и устойчивости внимания
Для изучения избирательности и устойчивости внимания предлагается вариант корректурной пробы с кольцами Ландольта.
Оснащение.Бланк с кольцами Ландольта (рис. 5), который выдается каждому испытуемому индивидуально. Секундомер.
Рис. 5. Бланк для изучения внимания
Инструкция испытуемому.На бланке изображены кольца с разным направлением разрыва. Если сопоставить кольца с циферблатом часов, то можно видеть, что разрывы имеют направление 1, 3, 5, 7, 9 час и т. п. Ваша задача внимательно просматривать бланк по строчкам слева направо и вычеркивать вертикальной чертой только кольца, имеющие направление разрыва на 3 и на 5 час. Общее время работы 5 мин. В конце каждой мин по команде исследователя нужно ставить вертикальную черту в том месте, где Вы в данный момент работаете. Испытуемым необходимо показать образцы колец, которые подлежат вычеркиванию. Работать могут одновременно 8-10 человек под наблюдением одного исследователя.
Обработка и интерпретация результатов.Обработка производится путем наложения трафарета правильных ответов на бланк испытуемого. Подсчитывается количество просмотренных колец (по мин), количество ошибок (по мин). Ошибкой считается как пропуск кольца, подлежащего зачеркиванию, так и зачеркивание кольца, не подлежащего зачеркиванию.
На основании полученных результатов строятся графики динамики устойчивости внимания, при этом на вертикальной оси откладываются количество просмотренных знаков и количество ошибок. На горизонтальной оси - время, мин. Снижение скорости и увеличение количества ошибок к концу работы свидетельствуют о низкой устойчивости внимания. Необходимо сказать, что устойчивость внимания многими исследователями трактуется как показатель умственной работоспособности в целом.
Кроме того, вычисляются два показателя внимания: точность (А) и продуктивность (Е). Для вычисления точности вычисляют результаты за 5 минут работы: c - правильно зачеркнутые знаки; m - неправильно зачеркнутые; n - пропущенные знаки, и подставляют значения в формулу:
Для вычисления продуктивности суммируют количество просмотренных за 5 минут знаков (F), а затем продуктивность (Е) вычисляют по формуле:
Е = А · F
Полученные результаты переводят в систему шкальных оценок (табл. 8),в которой низким шкальным оценкам соответствуют низкая точность и низкая продуктивность. Соотнесение этих двух показателей позволяет говорить о стратегии испытуемого: точностной (при высоких оценках точности и низкой скорости); либо скоростной (при высокой скорости и низкой точности).
Таблица 8. Шкальные оценки показателей внимания
Балл | Внимание | |
Точность | Продуктивность | |
0-0,21 | 100-121 | |
0,22-0,26 | 122-137 | |
0,27-0,31 | 138-153 | |
0,32-0,36 | 154-169 | |
0,37-0,41 | 170-185 | |
0,42-0,46 | 186-201 | |
0,47-0,51 | 202-217 | |
0,52-0,56 | 218-233 | |
0,57-0,61 | 234-249 | |
0,62-0,66 | 250-265 | |
0,67-0,71 | 266-281 | |
0,72-0,74 | 282-297 | |
0,35-0.44 | 298-313 | |
0,78-0,80 | 314-329 | |
0,81-0.83 | 330-345 | |
0,84-0,86 | 346-361 | |
0,87-0,89 | 362-377 | |
0,90-0,92 | 378-393 | |
0,93-0,95 | 394-409 | |
0,96 и более | 410-425 |
Рефлексия
По результатам каждого задания студенты делают вывод о своих особенностях протекания психических процессов. Оформляют отчет по образцу.
Задания для самостоятельной работы
Для выполнения самостоятельной работы студентам предлагается «Методика изучения линейного глазомера»
Оснащение.Стандартный лист бумаги, на котором нарисованы два отрезка 1 - 108 мм, 2 - 150 мм; 3 - прямая, ограниченная слева; 4 - прямоугольная ось ординат длиной 126 мм и отрезок - 21 мм; 5 - окружность диаметром 30 мм (размеры испытуемому не сообщаются). Объекты расположены таким образом, чтобы начало каждого отрезка находилось в различных точках листа (рис. 6, уменьшенный в 3 раза). Линейка.
Рис. 6. Материал для изучения линейного глазомера.
Инструкция испытуемому.Вам необходимо выполнить, не используя линейку, следующие задания:
1. Разделить первый отрезок на 4 равные части.
2. Разделить второй отрезок на 3 равные части.
3. Отметить от точки вправо отрезок длиной 45 мм.
4. Отложить по осям ординат отрезки, равные по длине расположенному в правой нижней части листа.
5. Поставить точку в центре круга.
Обработка результатов:Измерьте величину ошибок (отклонений от заданных параметров в мм). Вычислите суммарную величину ошибок в мм, которая является показателем успешности. Проведите сравнительный анализ успешности (точности линейного глазомера) у студентов группы. Для этого необходимо составить таблицу всех показателей, вычислить среднее значение по группе. По результатам самостоятельной работы студенты оформляют отчет по образцу.
Литература
- Головей Л. А. Профессиональная ориентация в связи с индивидными и личностными особенностями человека // Проблема индивидуальности в онтопсихологии. - СПб, 1994
- Методические рекомендации по изучению и учету особенностей восприятия при организации учебного процесса. - Ярославль, 1986.
- Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии. - Кировоград, 1988.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Ред. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. - М., 1976.
- Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995 (или более поздние издания).
- Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001.
- Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.
- Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.
Назад к списку практических работ
Практическое занятие №6.
Деловая игра
«Выявление и решение педагогической задачи»