Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов

Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоя­тельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, ес­ли человек к ним не подготовлен. Трудно представить челове­ка, у которого не возникают Внутриличностные конфликты. Однако необходимо избегать деструктивных внутренних кон­фликтов, а если они возникают, то разрешать их с минималь­ными издержками для здоровья.

^ 24.1. Условия предупреждения

внутриличностных конфликтов

Зная причины и факторы, способствующие возникновению внутриличностных конфликтов, особенности их переживания, можно обосновать условия их предупреждения.

Принимайте

Трудные

Жизненные

Ситуации как

Данность бытия

Формируйте жизненные ценности и

Следуйте им

Для сохранения внутреннего мира личности важно принимать трудные жизненные ситуации как данность бытия, так как они побуждают к активности, работе над собой, а часто и к творчеству.

Большое значение имеет формирование, каждым человеком жизненных ценностей и следование им в своих делах и поступках. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которому

человек служит. Надо стараться не быть человеком-«флюгером».

318 V. Внутриличностные конфликты

( Будьте гибким, ] I адаптивным 1

Однако постоянство, верность себе в опре­деленных условиях проявляются как инерт­ность, консерватизм, слабость, неумение приспособиться к изменившимся требованиям. Если человек нахо­дит в себе силы поломать привычный способ существования, убе­дившись в его несостоятельности, то выход из внутриличностного противоречия будет продуктивным. Необходимо быть гибким, пла­стичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и, если необходимо, меняться.

Важно, уступая в мелочах, не превращать

[Уступая в мелочах, Л это в систему. Постоянная неустойчивость, не превращайте отрицание стабильных установок и схем это в систему J поведения приведут к внутриличностным конфликтам.

________________ Необходимо надеяться на лучшее развитие

Надейтесь на лучшее^ событий, никогда не терять надежды на то, развитие событий J что жизненная ситуация всегда может улучшиться. Оптимистическое отношение к жизни — важный показатель психического здоровья человека.

----------------------_ Не быть рабом своих желаний, трезво оцени-

Не будьте рабом Л ^^ свои возможности по удовлетворению своих желании I .. „ ~ ----------------------s потребностей. Сократ заметил:

Т>ля того чтобы быть счастливым., необходимо не стремиться к удовлетворению всех своих потребно­стей, а уменьшать их.

Учитесь управлять Л Необходимо учиться управлять собой, своей

_____собой_____J психикой. Особенно это относится к

управлению эмоциональным состоянием. Как отмечал классик античной медицины Клавдий Гален,

в борьбе за здоровье на первом, плане - умение вла­ствовать своими страстями.

/---------:-------------\ Развитие волевых качеств во многом способ-

I Развивайте волевые >

I качества ) ствУет предупреждению внутриличностных

.-----------—---------- конфликтов. По мнению Е. Донченко и

Т. Титаренко [28], именно воля, представляющая собой достиг­нутый уровень саморегуляции своей деятельности и поведения, предполагающая способность принимать решение со знанием

С

24. Психологические условия разрешения конфликтов 319

дела, должна сопровождать все виды жизнедеятельности челове­ка. Велика роль воли во внутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности си­туации.

Корректируйте **\ Постоянно уточнять и корректировать для для себя иерархию себя иерархию ролей. Стремление реализо-

______ролей_____) вать все функции, вытекающие из той или

иной роли, учесть все пожелания окру­жающих неизбежно приведет к возникновению внутриличност-ных конфликтов.

Стремитесь к ^ Предупреждению ролевых внутриличност-высокому уровню ных конфликтов способствует достаточно личностной зрелости^ высокий уровень личностной зрелости. Он предполагает выход за пределы чисто ро­левого поведения с его шаблонными реакциями, с жестким сле­дованием принятым стандартам. Подлинная нравственность — это не слепое выполнение общепринятых норм морали, а воз­можность собственного морального творчества, «надситуативной активности» личности.

Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка человеком своего «Я» была бы со­ответствующей его действительному «Я», т. е. обеспечивать адекватность самооцен­ки. Заниженная или завышенная самооценка часто связана с нежеланием или неумением признаться себе в чем-либо. Бывает и так, что человек оценивает себя адекватно действительности, но желает, чтобы другие оценивали его иначе. Подобный оце­ночный диссонанс рано или поздно приведет к внутриличност-ному конфликту.

Гне копите проблемы^) ^е копить проблемы, которые требуют раз-^----------—-----------' решения. Сдвигание решения задач «на по­том» или позиция «страуса с головой в песке» — далеко не лучший способ избегания трудностей, так как в итоге человек вынужден будет делать выбор, что чревато конфликтами.

Не беритесь ^ Не стоит браться за все сразу, не следует за все сразу J стремиться реализовать все одновременно. Оптимальный выход — создание приори­тетов в реализуемых программах и выполняемых задачах. Слож­ные проблемы лучше решать по частям.

Обеспечьте

Адекватность

Самооценки

С

320 V. Внутриличностные конфликты

^ Стараться не лгать. Можно возразить, что ^ Не лгите j нет людей, которые бы никогда никому не лгали. Это действительно так. Но всегда есть возможность в ситуациях, когда нельзя сказать правду, про­сто уклониться от ответа: изменить тему разговора, промолчать, отделаться шуткой и т.д. Ложь может создать внутриличностные проблемы, неприятные ситуации в общении, которые повлекут переживания, актуализацию чувства вины. * - s. Стараться по-философски относиться к (^ Не паникуйте j превратностям судьбы, не паниковать, если удача изменяет вам. В этом плане уместна инструкция по пользованию удачей, предложенная, с известной долей юмора, психологом В. Леви:

не желать (так как отпугнешь); не надеяться (иначе больно будет, если не полупится); не искать дважды в од­ном м&сте (удача не глупее тебя); искать молча; не хва­тать грязными руками; вовремя отпускать.

^^ 24.2. Факторы и механизмы

разрешения внутриличностных конфликтов

Под разрешением (преодолением) внутриличностного кон­фликта понимается восстановление согласованности внутрен­него мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение но­вого жизненного качества. Разрешение внутриличностного кон­фликта может быть конструктивным и деструктивным. При кон­структивном преодолении внутриличностного конфликта дос­тигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутрилич­ностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психоло­гических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

24. Психологические условия разрешения конфликтов 321

Факторы конструктивного разрешения внутриличностных кон­фликтов. Взависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному,избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружа­ются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Единого рецепта пра­вильного отношения к внутриличностным конфликтам нет. Важ­но, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивиду­альных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внут­ренних противоречий, конструктивное отношение к ним.

1. Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, от опыта преодоления себя.

2. Развитость волевых качеств способствует успешному пре­одолению человеком внутренних конфликтов. Воля составляет основу всей системы саморегуляции человека. В трудных ситуа­циях воля, как правило, приводит в соответствие внешние тре­бования и внутренние желания. Если же воля развита недоста­точно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху.

3. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холе­рик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенно­сти. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темпера­мента влияют на динамическую сторону решения внутрилично­стных противоречий: на скорость переживаний, их устойчи­вость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, на­правленность вовне или вовнутрь [28].

4. На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С уве­личением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периоди­чески вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления

1 I Конфликтоюгия

322 V' Внутриличностные конфликты

того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из путей развития внут­ренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и жен­щин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внут-риличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуют­ся и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристи­ках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обно­вить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, муж­чины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

Механизмы и способы разрешения внутриличностных конфлик­тов.Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин, Б. Зейгарник, А. Налчаджян, Е. Соколова). Психологическая защита — нормальный, повседневно работаю­щий механизм психики. Она является продуктом онтогенетиче­ского развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защи­ты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их пе­реживания и выражения.

Некоторые исследователи (Ф. Василкж, Э. Киршбаум, В. Рот-тенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непро­дуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они по­лагают, что защитные механизмы офаничивают развитие лично­сти, ее «собственную активность». Рассмотрим механизмы психо­логической защиты подробнее [71].

«Не замечай это»

"Л Отрицание — один из онтогенетически

ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негатив­ных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуа­цию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену приня­тия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельст­вами, их игнорированием.

Проекция сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства не­приятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.

С

«Обвини это»

24. Психологические условия разрешения конфликтов 323

Проекция предполагает приписывание источнику трудностей раз­личных негативных качеств как рациональную основу для его непри­ятия и самопринятия на этом фоне. С «Плачь об этом» Л Регрессия развивается в раннем детстве для

^-----------—----------' сдерживания чувства неуверенности в себе

и страх? неудачи, связанных с проявлением инициативы. Рефес-сия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.

«Напади на что-то,Л Замещение развивается для сдерживания заменяющее это» J эмоции гнева на более сильного или зна­чимого субъекта во избежание ответной афессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обра­щая афессию на более слабый объект или на самого себя. За­мещение имеет активные и пассивные формы и может исполь­зоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.

С «Не помни об этом»") Подавление развивается для сдерживания ^-----------------------страха, проявления которого неприемле­мы для позитивного самовосприятия и фозят попаданием в прямую зависимость от афессора. Страх блокируется посредст­вом забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциа­тивно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к не­му механизмы изоляции и интроекции.

С«Не чуствуй этого»Л Изоляция — восприятие травмирующих ^~ ^ ситуаций или воспоминание о них без

(«Не знай, откуда этоГ) чувства тревоги.

^ S Интроекция — присвоение ценностей или

( «Преосмысли это»Л чеРт характера других людей для преду-

^---------—-----------' преждения угроз с их стороны.

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом воз­расте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка «+» и «-» каждой из тенден­ций и их анализ; шкалирование каждого «+» и «—» в каждой из тенденций и их суммирование.

( «Отмени это» ^ Сюда входят также механизмы анну-^----------—----------' лирования, сублимации и рационализа­ции.

324 V. Внутриличностные конфликты

С

«Отмени это»

«Трансформируй

Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому сведе­нию на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

Сублимация — удовлетворение вытеснен­ного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением соци­ально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общест-венно значимых поступков.

ЛсНайди оправдание Л Рационализация — нахождение правдопо-^ этому» J добных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемы­ми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувели­чение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодис­кредитация (искупление вины).

Реактивное образование предполагает вы­работку и подчеркивание в поведении противоположной установки. Компенсация — онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы иден-тификации и фантазии.

Т<Будь, как это, чтобы\ Идентификация — моделирование поведе-не потерять его» j ния другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувства­ми в связи с возможным разделением или утратой.

Фантазия — бегство в воображение с це­лью ухода от реальных проблем, связан­ных с разрешением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как сред­ство адаптации и разрешения конфликтов, могут при опреде­ленных условиях вызывать противоположные состояния дезадап-

«Обрати это в противоположное»

Г «Приобрети это»

Г Ч

«мечтай об этом»

24. Психологические условия разрешения конфликтов 325

тации и перманентного конфликта. По мнению Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенникова [71], в основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве про­дуктами конфликтов раннего онтогенеза.

Выводы

1. Существует ряд условий предупреждения внутриличностных конфликтов. Среди них выделяют такие, как: наличие устой­чивой системы ценностей и мотивов личности; адаптив­ность и гибкость; оптимистическое отношение к жизни; умение управлять своими желаниями и эмоциями; разви­тость волевых качеств; уточнение иерархии ролей; адекват­ность самооценки; своевременное решение возникающих проблем; правдивость в отношениях и др.

2. Под разрешением внутреннего конфликта понимается вос­становление согласованности компонентов внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий жизненных отношений. На разреше­ние внутренних конфликтов влияют мировоззренческие ус­тановки, волевые качества, темперамент, половозрастные особенности личности.

3. Механизмами разрешения внутриличностных конфликтов выступают механизмы психологической защиты: отрица­ние, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублима­ция, рационализация, реактивное образование, компенса­ция, идентификация и срантазия.

Вопросы и задания к разделу V

Ответьте на вопросы

Наши рекомендации