Что такое экономическая психология 7 страница

Ассоциация — связь между мыслями, образами, при которой возникновение одной мысли или образа вызывает в па­мяти появление других.

Атрибуция— приписывание человеком мотивов поведения, лич­ностных качеств и характеристик другим людям на основе житейчкого анализа их действий и поступков.

Аттитюд — складывающееся на основе опыта устойчивое пред­расположение, социальная установка человека в отноше­нии людей, событий, социальных явлений.

Аттракция — тяготение людей друг к другу, лежащее в основе привязанности, дружеских чувств, любви.

Аутогенная тренировка — комплекс специальных упражнений, основанных на релаксации и самовнушении. Может ис­пользоваться человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Аффект — кратковременная быстро возникающая и бурно про­текающая эмоциональная реакция, характеризующаяся двигательным возбуждением, значительными нарушени­ями сознания и способности к волевому контролю над действиями. Формами проявления А. могут быть ярость, гнев, ужас.

Аффектация — искусственность, неестественность в речи и же­стах, излишняя активность поведения. Чаще всего являет­ся признаком неискренности в общении, в поведении.

Аффилиация — проявления потребности человека в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть в обществе других людей, оказывать помощь членам группы и при­нимать их помощь, взаимодействовать с окружающими. При этом ценностью для человека является само обще­ние, независимо от его цели.

Барьер психологический — неправильное восприятие, ошибоч­ное мнение, боязнь, неуверенность, мешающие человеку успешно выполнить дело. В деловых и личных взаимоотно­шениях людей препятствует установлению между ними открытых и доверительных взаимоотношений. ' смысловой — непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово; фраза трактуются ими по-разному.

Батарея тестов — группа тестовых заданий (субтестов), направ­ленных на измерение различных сторон сложной психи­ческой функции или качества и объединенных в один тест.

Бессознательное— совокупность психических явлений, не осоз­наваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение.

В

Валидность — свойство методики (теста), характеризующее до­стоверность получаемой информации об изучаемом пси­хическом явлении. В. показывает, действительно ли тест измеряет то, что он измеряет, и насколько хорошо он это делает.

Ведущий тип деятельности — деятельность, являющаяся опре­деляющей, решающей для психического развития в кон­кретный период развития человека. Вербальный — словесный; речевой; выраженный словами. Влечение — недифференцированное, недостаточно отчетливо

осознанное побуждение.

Внушаемость — свойство человека, проявляющееся в его вос­приимчивости к внушению, некритической податливос­ти воздействиям других людей. Внушаемые люди относительно легко принимают советы других, легко за­ражаются настроениями и мнениями других людей, про­являют склонность к подражанию.

Внушение (суггестия) — вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся снижением осознаннос­ти и критичности рри восприятии человеком того, что ему внушается.

Врабатьиание — процесс постепенного вхождения человека в выполняемую деятельность. Приступая к работе, человек постепенно входит в привычный темп и ритм деятельно­сти, достигая быстрота, четкости и наибольшей успеш­ности.

Выразительные движения (экспрессия) — система движений (же­сты, мимика, пантомимика), при помощи которых чело­век невербальным путем передает информацию. Вытеснение — один из защитных механизмов в психоаналити­ческой теории личности. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для человека инфор­мации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и пережи­ваний. О них уже нельзя вспомнить, хотя они и могут проявляться в поведении человека.

Тендерные различия — социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами.

Генезис (генез) — происхождение, возникновение и последую-. щее развитие какого-либо явления. Различают филогенез (развитие в ходе биологической эволюции) и онтогенез (индивидуальное формирование) психики,

Генерализация — 1) распространение процесса, имеющего пер­воначально локальный, местный характер, по всему орга­ну, организму, всей сфере психических явлений или личности; 2) обобщение, возведение частного в общее.

Генетическая память — память, которая хранит и передает ин­формацию из поколения в поколение генетическим пу­тем, через механизм биологической наследственности — генотип.

Геронтопсихология — отрасль возрастной психологии, изучаю­щая психологические аспекты старения, изменения пси­хики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрастах.

Гештальттерапия — направление психотерапии, основанное на представлении о том, что человек в своем функциониро­вании стремится к целостному развитию и интеграции, к образованию гештальта (целостности) личности.

Гйпертимная акцентуация характера — тип акцентуации харак­тера, для которой свойственно постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаж­дой деятельности и тенденцией разбрасываться, не дово­дя дело до конца.

Гипнабельность — подверженность индивида гипнотическому воздействию.

Гипноз — психическое состояние, подобное сну, для которого характерно своеобразное торможение коры головного моз­га и активизация подкорковых образований. Вызывается специальным воздействием гипнотизера или целенаправ­ленным самовнушением. Характеризуется повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гип­нотизирующего и пониженной чувствительностью ко всем другим воздействиям; применяется в качестве метода пси­хотерапевтического воздействия.

Гипнопедия — методика обучения во время сна.

Гипнотерапия — метод лечения, основанный на гипнотическом внушении.

Групповая динамика — внутригрупповые процессы, харак­теризующие руководство и лидерство; принятие групповых решений, нормообразование, формирование функцио­нально-ролевой структуры группы, сплочение, конфлик­ты; групповое давление и др.

Групповая совместимость ~ социально-психологическое явле­ние, характеризующее степень эффективности совмест­ной деятельности людей, возможность их адаптации друг к другу.

Гуморальная регуляция -— регуляция физиологических процес­сов, которая осуществляется через жидкие среды организма (кровь, тканевую жидкость). Вещества, участвующие в гу­моральной регуляции, разделяются на специфические, выделяемые железами внутренней секреции (гормоны), и неспецифические, являющиеся продуктами обмена ве­ществ разнообразных органов и тканей (мозга, мышц, же­лудочно-кишечного тракта, кожи и т.д.). Гуморальная и нервная системы осуществляют регуляцию физиологичес­ких процессов организма.

Д

Девиантное (отклоняющееся) поведение ~- поведение, отклоня­ющееся от принятых в обществе правовых или нравствен­ных норм. Основные проявления — преступность и аморальность.

Делинквент (правонарушитель) — человек, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет уголовно наказуемые действия.

Деловая игра — усвоение знаний методом активного обучения; создание модели ситуации, в которой участвуют различ­ные стороны, наделенные различными интересами, ин­формацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.

Деонтология -~ учение о профессиональной этике врача, психо­лога.

Деперсонализация— изменение самосознания, связанное с ощу­щением потери своего "Я", возникновением эффекта от­чуждения от своих мыслей, чувств, действий.

Депрессия ~ состояние душевного расстройства, тоски, подав­ленности, характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением побуждений и активности лич­ности.

Психология: введение в профессию

Дефектология — наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенно­сти развития аномальных детей, проблемы ихобучения и воспитания.

Децентрация — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции че­ловека, в соотнесении их с мнением и позицией других людей.

Дискомфорт — состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т.п.), час­то сопровождается неблагоприятными психофизиологи­ческими сдвигами.

Диспозиция — готовность, предрасположенность субъекта к оп­ределенному поведению, действию, поступку.

Дистресс — чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее от­рицательное влияние на деятельность человека, его пси­хические и физиологические процессы.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, изучаю­щая индивидуально-психологические различия между

Задатки ~~ анатомо-физиологические особенности организма, функциональные характеристики нервной системы, ка­чества человека, на основе которых возникают и развива­ются его способности.

Заражение (в психологии) — термин, обозначающий бессозна­тельную передачу от человека к человеку каких-либо эмо­ций, состояний, побуждений.

Заторможенность — замедленность психических процессов и реакций человека по сравнению с нормальным уровнем их функционирования.

Защита психологическая — бессознательное психическое явле­ние, связанное со стремлением человека устранить из со­знания тревогу, не допустить в сознание травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механиз­мах.

Защитные механизмы — понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность обе­регает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, по­давление, отрицание, проекция, идентификация,регрес­сия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно мень­шей степени. В дошкольном и младшем школьном возрас­те ~ это чаще всего фантазирование.

Значимый другой — человек, являющийся авторитетом для дру­гого человека.

И

Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Идентификация — отождествление, уподобление в самом ши­роком смысле. Применяется в различных областях науки и практики, например в криминалистике (сличение почер­ка, фотографии и объекта и т.д.). В психологии употребля­ется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо объекта; 2) процесс бессознательного отож­дествления человеком себя с другим человеком или груп-. пой.

Идентификация межличностная — готовность человека чувство­вать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам.

Идентичность — свойство человека быть самим собой, сохра­нять длительное время свою индивидуальность, оставать­ся верным себе.

Идентичность социальная— представление человека о своей при­надлежности к определенной социальной группе (нацио­нальности, социальному классу, религии).

Идиотия — наиболее глубокая степень задержки психического развития — олигофрении. Мышление и речь не развива­ются.

Иерархия — общенаучный термин, обозначающий систему последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему (или наоборот). Упот­ребляется для характеристики социальных, психологичес­ких, математических, физиологических, лингвистических и др. структур.

Измененные состояния сознания — состояния сознания, кото­рые характеризуются отсутствием контроля и потерей контакта с реальностью, а также измененным восприятием времении пространства.

Имбецальность — средняя степень задержки психического раз­вития — олигофрении. Словарный запас больных скуд­ный, их не удается обучить счету и чтению; можно привить элементарные трудовые навыки.

Имманентный — внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы, сущности.

Импульсивность — особенность поведения человека, заключаю­щаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Инвариантность — неизменность проявления чего-либо, неза­висимость от каких-либо условий.

Ингибиция социальная — ухудшение продуктивности выполняе­мой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей.

Индивид — человек как единичное природное существо или от­дельный представитель человеческой общности.

Индивидуальная психология — одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноцен­ности и стремления к его преодолению как главного ис­точника мотиваций поведения человека.

Индивидуальность— совокупность индивидуально-психологичес­ких особенностей человека, отличающих его от других людей, в которых проявляется его своеобразие и неповто­римость.

Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) — характерная для данного человека система приемов и способов выполнения той или иной деятельности, обес­печивающая больший или меньший успех. Становится необходимым в силу индивидуальных различий людей и позволяет достигать одинаковой эффективности деятель­ности при выполнении ее разными способами, приемами.

Индифферентность — нейтральность, равнодушие, безучаст­ность.

Индукция — способ мышления, при котором от знания об от­дельных фактах переходят к знанию, носящему более об­щий характер.

Инертность — затрудненное, замедленное переключение с од­ного вида деятельности на другой.-

Инсайт (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он думал.

Инстинкт — врожденная, неизменяемая форма поведения. Интеграция ~ объединение в целое каких-либо частей. Интеллект ~ совокупность познавательных процессов челове­ка, включающая в себя восприятие, память, воображе­ние, мышление, речь; относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интенция — цель, направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет. Исторически данное понятие пред­шествует появлению термина "установка". Интеракция — взаимодействие, которое происходит между людь­ми в условиях их социальных отношений. Интерес — мотив деятельности, обусловленный познаватель­ной потребностью человека. Проявляется в эмоциональ­ной окрашенности процесса познания.

Интериоризация — процесс формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней деятельности.

Интерпол — тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятель­ности себе, а не окружающим обстоятельствам. В случае неудачи больше обвиняет в ней себя, а не других людей или окружающие обстоятельства.

Интерференция— взаимодействие двух или большего числа про­цессов, при котором возникает нарушение (подавление) по крайней мере одного из них.

Интроверсия— преимущественная направленность личности на свой собственныйвнутренний мир, личные ощущения, переживания, чувства, мысли, поглощенность собствен­ными переживаниями и проблемами. Сопровождается ос­лаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Является одной из базовых черт личности. Термин введен К. Юнгом.

Интроверт — психологический тип личности, для которого ха­рактерны такие черты как обращенность к своему внут­реннему миру, замкнутость, затрудненность в общении, избегание активных контактов с другими людьми. Актив­ность его по сравнению с другими людьми в большей сте­пени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью.

Интропунитивная реакция — самообвинение человека в ситуа­ции неудачи; связана с принятием вины и ответственно­сти за случившееся на себя.

Интроспекция — наблюдение человека за своей собственной пси­хической жизнью (ощущениями, чувствами, мыслями и пр.); самонаблюдение.

Интуиция — 1) способность личности находить пути к верному решению задач, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без анализа, без ло­гического продумывания, обоснования; 2) своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно; интуитивное реше-- ние возникает как внутреннее озарение, просветление мысли.

Инфантилизм — проявление у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных детскому, юно­шескому возрасту. У детей и. выражается в задержке пси­хического развития, при которой у ребенка проявляются черты, характерные для более раннего возраста.

Ипохондрия — психическое состояние, при котором проявляют­ся угнетенность, болезненная мнительность, чрезмерное внимание к своему здоровью, необоснованная тревога за него. Часто повторяясь, может приводить к формирова­нию соответствующей черты характера.

Иррациональное — нелогичное, непонятное и необъяснимое на разумной основе, противоречащее здравому смыслу.

Испытуемый — человек, изучаемый методами психологическо­го исследования.

Истерия — невроз, патологическое состояние психики челове­ка, характеризующееся повышенной внушаемостью, сла­бостью сознательной регуляции поведения. Для и. характерно несоответствие междумалой глубиной пере­живаний и яркостью их внешних проявлений: громкие крики, плач, мнимые обмороки и т.д. Типичные проявле­ния: стремление любым способом привлечь к себе внима­ние, театральность поведения, "игра в переживания".

Истероидная (демонстративная) акцентуация характера — тип акцентуации, проявляющийся в таких чертах как притвор­ство, лживость, фантазирование с целью привлечения к себе внимания, склонность к вытеснению неприятных переживаний, фактов, событий; авантюризм, тщеславие, стремление "убежать в болезни", завоевать восторженное отношение окружающих без объективных оснований для этого.

Катарсис ~ термин древнегреческой философии (введен Арис­тотелем), обозначавший состояние внутреннего очище­ния души в результате переживания зрителем чувства гнева, страха, радости, сострадания при восприятии тра­гедии, приводящего к эмоциональной разрядке. В психо­анализе — очищение, душевное облегчение, возникшее в результате психотерапевтического воздействия. Проявля­ется в разрядке, "отреагировании" аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной не­вротического конфликта, феномен освобождения лично­сти от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания.

Кататония — нервно-психическое расстройство, выражающе­еся в мышечных спазмах и нарушении произвольных дви­жений.

Клиническая психология — область медицинской психологии, на­правленная на решение диагностических задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматичес­кой). Составные разделы клинической психологии: патопси­хология, нейропсихология, соматопсихология. Когнитивный ~ психологический термин, характеризующий познавательные процессы в отличие от эмоциональных. Когнитивный диссонанс — состояние психического дискомфор­та, возникающее в ситуации, когда в сознании человека сталкиваются логически противоречивые знания, мнения об одном и том же объекте, событии. Человек стремится избавиться от этого состояния и потому старается устра­нить это противоречие. Для этого он ограничивает поток внешней информации, если она вносит противоречие в уже существующие установки, приспосабливает новые знания к полученным ранее, перестраивает свои знания и установки относительно соответствующих объектов и событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято. Термин введен американским психологом Л. Фестингером.

Когнитивный стиль — относительно устойчивые индивидуаль­ные особенности познавательной деятельности человека, которые проявляются в используемых им познавательных стратегиях.

Коллизия — столкновение, противоречие, расхождение интере­сов, взглядов, стремлений; разновидность психического конфликта.

Коммуникабельность — способность к легкому установлению со­циальных контактов, общительность.

Компенсация — способность человека избавляться от пережива­ний по поводу собственных недостатков за счет усилен­ной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие введено А. Адлером.

Компенсация психических функций — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использо­вания сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Комплекс неполноценности — совокупность переживаний и свойств личности, заключающихся в стойкой увереннос­ти человека в своей неспособности решать жизненные про­блемы, несостоятельности как личности.

Комплекс превосходства — совокупность переживаний и прояв­лений личности, заключающийся в чрезмерной самоуве­ренности. При этом человек производит впечатление тщеславного и высокомерного субъекта с преувеличен­ным мнением о своих истинных возможностях.

Константность— постоянство, неизменность. Константный — постоянный.

Констатация— подтверждение реальности существования, на­личия чего-либо; результат ознакомления, фиксирующий реальность случившегося, происшедшего на самом деле.

Контроверза — разногласие, спор, спорный вопрос; противопо­ложная точка зрения.

Конфликт — психическое явление, заключающееся в столкно­вении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений. Осоз­нается как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Конфликт внешний — конфронтация между субъектами.

Конфликт внутренний,— столкновение между противоположно направленными интересами, потребностями,- влечения­ми человека.

Конформизм — соглашательство, приспособленчество, пассив­ное принятие окружающей среды, существующего поряд­ка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуж­дения.

Конформность — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих; стремление при­способиться к требованиям большинства.

Конфронтация — противодействие, противопоставление, про­тивоборство.

Кооперация— одна из основных форм организации межличност­ного взаимодействия, которая характеризуется объедине­нием усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей, обязанностей.

Корреляции коэффициент ~ показатель статистической связи (за­висимости) двух или нескольких признаков (переменных). Корреляция — математическое понятие, указывающее на стати­стическую связь между изучаемыми явлениями. Эта связь может быть полной (при этом зная значение одной пере­менной, можно точно предсказать значение второй), не­полной (при этом между двумя переменными существует лишь более или менее систематическая связь) или нуле­вой, если две переменные никак не связаны друг с дру­гом. К. может быть положительной, когда обе переменные изменяются в одном направлении, или отрицательной, если эти изменения противоположны.

Коэффициент интеллекта (сокращенно 1Q) — показатель ум­ственного развития, который определяется как соотно­шение так называемого умственного возраста и истинного хронологического возраста индивида, выраженное в про­центах. Определяется по результатам тестирования.

Кризис психологический — состояние душевного расстройства, вызванное неудовлетворенностью человека собой, свои­ми успехами и взаимоотношениями с окружающим ми­ром.

Кризисы возрастные — особые периоды возрастного развития личности, характеризующиеся резкими психологически­ми изменениями; закономерно возникают на определен­ном возрастном этапе и являются необходимыми для нормального хода личностного развития.

Л

Лабильность — одно из основных свойств нервной системы, ха­рактеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения.

Латентный период ~ скрытый, внешне не проявляющийся пе­риод подготовки организма к реакции.

Либидо ~ одно из основных понятий психоанализа, означаю­щее сексуальную энергию, которая трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Согласно теории 3. Фрейда, присутствует с самого рождения и лежит в основе развития личности.

Литический период — возрастной период, в течение которого психическое развитие ребенка происходит постепенно, без резких скачков и кризисов.

Личность — человек с индивидуальным складом характера, ин­тересов, способностей, а также других черт и качеств. Личностное пространство — буферное пространство, которое мы предпочитаем сохранять между собой и другими людьми. Логотерапия — психотерапевтический метод, направленный на то, чтобы помочь человеку, утратившему смысл жизни, найти ее более определенное духовное содержание, обра­тить внимание человека на подлинные нравственные и культурные ценности. Предложен австрийским психиат­ром В.Франклом.

Локус контроля — понятие, характеризующее локализацию че­ловеком причин, исходя из которых он объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение дру­гих людей. Характеризует склонность человека приписы­вать ответственность за результат своей деятельности внешним силам (внешний Л.к.), либо собственным спо­собностям и усилиям (внутренний Л.к.). Л.к. является ус­тойчивым свойством человека, формирующимся в процессе его социализации. Понятие введено американс­ким психологом Дж. Роттером.

Лонгитюдное исследование — длительное и систематическое изу­чение одних и тех же испытуемых.

м

Мазохизм — чувство удовольствия, возникающее в результате причинения человеком боли себе, самоунижения, само-

истязания, неудовлетворенности человека собой и убеж­денности, что причины всех жизненных неудач находятся в нем самом. Одно из главных понятий, используемых в типологии социальных характеров, предложенной Э. Фром­мом.

Маниакально-депрессивный психоз — психическоезаболевание, протекающее в виде приступов понижения или повыше­ния настроения; при смягченном, не резко выраженном течении это циклотимия — спонтанное колебание настро­ений.

Маниакальное состояние ~ характеризуется немотивированным настроением, ускорением ассоциативных процессов, не­устойчивостью внимания.

Мания — болезненное возбужденное состояние, сильное при­страстие, влечение к чему-либо.

Маргинальная личность — человек, который по своей психоло­гии и особенностям поведения находится между двумя очень разными социальными группами или культурами, но не принадлежит ни к одной из них полностью, Маскулинность — понятие для обозначения качеств человека, традиционно относящихся к мужским чертам личности. Медитация — I) действия человека, направленные на достиже­ние состояния углубленной сосредоточенности; 2) тех­ника, позволяющая изменить состояние сознания путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли. Сопровождается расслабленностью (релаксацией), отсут­ствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешнего мира. Медицинская психология — прикладная наука, в задачи которой

Наши рекомендации