II. 5 Примерная карта-схема психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностям развития, поступающего в учреждение общего образования

I. Общие данные.

Ф.И. ребенка______________Дата рождения_________

Посещает ДОУ № / школу №______________________

возрастная группа_______________/ класс___________

Когда и в каком возрасте поступил в ДОУ (школу)_____

_______________

II. Анамнестические сведения

а) Сведения о семье

Характеристика семьи ( полная, неполная )_______________

мать________________

(Ф.и.о., год рождения, образование, место работы, профессия)

отец________________

( те же сведения )

другие члены семьи___

Материально-бытовые условия_________________________

_________________ __

Психологический климат в семье_______________________

б) Биологический анамнез

Ребенок от____ беременности

Характер протекания беременности (нормальное, токсикозы,

нефропатия, недоношенность, внутриутробная гипоксия плода и др.)

__________________________

Характер протекания родов____________________________

Состояние ребенка при рождении_______________________

Особенности развития в раннем возрасте_________________

___________________

начал держать головку___________ сидеть______________

стоять________________________ходить________________

Речевое развитие

гуление____________

лепет______________

появление первых слов_______________________________

переход к овладению фразовой речью__________________

( указать возраст )

Как проходило развитие речи (нормально, быстро,

задержка формирования речи и др.)

__________________

Перенесенные заболевания и травмы

в раннем возрасте (до 3-х лет)________________________

_________________

в последующие годы_______________________________

_________________

в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном

возрасте (ребенок воспитывался дома_________________

в детском саду____

Семейный анамнез ( заболевания / нарушения развития у

родственников 1-2 поколения) /да, нет/_______________

_________________

Отмечаемые у них нарушения________________________

__________________

г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным

медицинских обследований__________________________

_________________

Состояние зрения__

слуха_____________

опорно-двигательного аппарата______________________

Физическое развитие ребенка________________________

Неврологический статус_____________________________

_________________

Заключение психоневролога_________________________

_________________

III. Данные психолого-педагогического обследования

I. Психологические особенности

а) Особенности внимания

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается); характер отвлечения: отвлекается на внешние раздражители_____________________________
_____________________________

в отсутствии внешних раздражителей__________________________

_____________________________

Переключаемость внимания ( быстрая, легкая, замедленная, затрудненная ).

Объем внимания ( достаточный, недостаточный )_________________

Общий уровень развития произвольного внимания

(соответствует возрасту, низкий, не сформировано)_________________

б) Особенности памяти

Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго; быстро забывает________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______

_____________________________

Характеристика вербальной памяти___________________________

_____________________________

Отмечаются трудности ( указать какого типа ) в запоминании: новых слов_____________________

_____________________________

словосочетаний, синтаксических конструкций______________________

_____________________________

текстового материала__________

_____________________________

в) Развитие некоторых сенсорных функций

Сформированность представлений о цвете, форме, величине предметов (соответствуют возрасту, недостаточно сформированы, не сформированы)____________________

__________________________

Способность к дифференциации предметов по основным признакам (форма, величина, цвет и др.)____

__________________________

г) Показатели развития мыслительной деятельности

Способность к сравнению___

Способность к классификации_______________________________

д) Овладение различными видами деятельности

Уровень мотивации деятельности (отсутствие / наличие мотивации к деятельности, уровень сформированности мотивационной и операционной стороны деятельности ‒ достаточный, недостаточный, низкий), в т.ч.:

учебной деятельности____

________________________

игровой_________________

предметно-практической_

________________________

е) Развитие способности к творческой деятельности ( лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество)

________________________

Отношение к творческой деятельности (активное, заинтересованное, пассивное, безразличное )_

_______________________

Проявление элементов творчества на учебных занятиях

_______________________

_______________________

Выполнение заданий по «собственному замыслу» (наличие новизны, штамп, копирование, использование ранее приобретенных навыков и др.)____________________

_______________________

_______________________

Продуктивность «творческой деятельности» _____________

_______________________

II. Работоспособность на занятиях

Быстро или медленно включается в работу__________________

____________________________

Легко или с трудом переключается с одного вида работы на другой__________________

Сосредоточен во время занятий или часто отвлекается ____________________________

____________________________

Темп работы. Задания выполняет быстро, в среднем тем-

пе, медленно. Причины замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, отвлекаемость и др.)___________________________

_____________________________

Работает продуктивно в течение всего занятия или быстро

утомляется____________________

В чем проявляется утомление: в замедлении темпа,

ухудшении качества или полном прекращении работы.

Субъективные и объективные признаки утомления (жалобы на усталость, плохое самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др.). Равномерна ли работа в течение занятия по количеству и качеству______________________

_____________________________

Когда отмечается спад работоспособности (середина занятия, конец занятия )________________

III. Некоторые типологические особенности

Активный, подвижный ‒ инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбудимый, неуравновешенный бодрый ‒ вялый; на занятиях работает с удовольствием ‒ при понуждении.

Быстрота реакции на словесные раздражители (инструкции, задания и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление__________________________

_____________________________

Быстрота переключения с одного вида деятельности на другой__________________________

Наши рекомендации