II. 5 Примерная карта-схема психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностям развития, поступающего в учреждение общего образования
I. Общие данные.
Ф.И. ребенка______________Дата рождения_________
Посещает ДОУ № / школу №______________________
возрастная группа_______________/ класс___________
Когда и в каком возрасте поступил в ДОУ (школу)_____
_______________
II. Анамнестические сведения
а) Сведения о семье
Характеристика семьи ( полная, неполная )_______________
мать________________
(Ф.и.о., год рождения, образование, место работы, профессия)
отец________________
( те же сведения )
другие члены семьи___
Материально-бытовые условия_________________________
_________________ __
Психологический климат в семье_______________________
б) Биологический анамнез
Ребенок от____ беременности
Характер протекания беременности (нормальное, токсикозы,
нефропатия, недоношенность, внутриутробная гипоксия плода и др.)
__________________________
Характер протекания родов____________________________
Состояние ребенка при рождении_______________________
Особенности развития в раннем возрасте_________________
___________________
начал держать головку___________ сидеть______________
стоять________________________ходить________________
Речевое развитие
гуление____________
лепет______________
появление первых слов_______________________________
переход к овладению фразовой речью__________________
( указать возраст )
Как проходило развитие речи (нормально, быстро,
задержка формирования речи и др.)
__________________
Перенесенные заболевания и травмы
в раннем возрасте (до 3-х лет)________________________
_________________
в последующие годы_______________________________
_________________
в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном
возрасте (ребенок воспитывался дома_________________
в детском саду____
Семейный анамнез ( заболевания / нарушения развития у
родственников 1-2 поколения) /да, нет/_______________
_________________
Отмечаемые у них нарушения________________________
__________________
г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным
медицинских обследований__________________________
_________________
Состояние зрения__
слуха_____________
опорно-двигательного аппарата______________________
Физическое развитие ребенка________________________
Неврологический статус_____________________________
_________________
Заключение психоневролога_________________________
_________________
III. Данные психолого-педагогического обследования
I. Психологические особенности
а) Особенности внимания
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается); характер отвлечения: отвлекается на внешние раздражители_____________________________
_____________________________
в отсутствии внешних раздражителей__________________________
_____________________________
Переключаемость внимания ( быстрая, легкая, замедленная, затрудненная ).
Объем внимания ( достаточный, недостаточный )_________________
Общий уровень развития произвольного внимания
(соответствует возрасту, низкий, не сформировано)_________________
б) Особенности памяти
Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго; быстро забывает_______________
_____________________________
Характеристика вербальной памяти___________________________
_____________________________
Отмечаются трудности ( указать какого типа ) в запоминании: новых слов_____________________
_____________________________
словосочетаний, синтаксических конструкций______________________
_____________________________
текстового материала__________
_____________________________
в) Развитие некоторых сенсорных функций
Сформированность представлений о цвете, форме, величине предметов (соответствуют возрасту, недостаточно сформированы, не сформированы)____________________
__________________________
Способность к дифференциации предметов по основным признакам (форма, величина, цвет и др.)____
__________________________
г) Показатели развития мыслительной деятельности
Способность к сравнению___
Способность к классификации_______________________________
д) Овладение различными видами деятельности
Уровень мотивации деятельности (отсутствие / наличие мотивации к деятельности, уровень сформированности мотивационной и операционной стороны деятельности ‒ достаточный, недостаточный, низкий), в т.ч.:
учебной деятельности____
________________________
игровой_________________
предметно-практической_
________________________
е) Развитие способности к творческой деятельности ( лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество)
________________________
Отношение к творческой деятельности (активное, заинтересованное, пассивное, безразличное )_
_______________________
Проявление элементов творчества на учебных занятиях
_______________________
_______________________
Выполнение заданий по «собственному замыслу» (наличие новизны, штамп, копирование, использование ранее приобретенных навыков и др.)____________________
_______________________
_______________________
Продуктивность «творческой деятельности» _____________
_______________________
II. Работоспособность на занятиях
Быстро или медленно включается в работу__________________
____________________________
Легко или с трудом переключается с одного вида работы на другой__________________
Сосредоточен во время занятий или часто отвлекается ____________________________
____________________________
Темп работы. Задания выполняет быстро, в среднем тем-
пе, медленно. Причины замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, отвлекаемость и др.)___________________________
_____________________________
Работает продуктивно в течение всего занятия или быстро
утомляется____________________
В чем проявляется утомление: в замедлении темпа,
ухудшении качества или полном прекращении работы.
Субъективные и объективные признаки утомления (жалобы на усталость, плохое самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др.). Равномерна ли работа в течение занятия по количеству и качеству______________________
_____________________________
Когда отмечается спад работоспособности (середина занятия, конец занятия )________________
III. Некоторые типологические особенности
Активный, подвижный ‒ инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбудимый, неуравновешенный бодрый ‒ вялый; на занятиях работает с удовольствием ‒ при понуждении.
Быстрота реакции на словесные раздражители (инструкции, задания и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление__________________________
_____________________________
Быстрота переключения с одного вида деятельности на другой__________________________