Барьеры в общении как факторы депривации психологической близости
Общение является одной из важных составляющих межличностных отношений. Характер общения позволяет говорить о качестве межличностных отношений, что находит свое отражение в степени близости-отдаленности между людьми.
Проблемы в общении между людьми являются проекцией дисгармонии отношений, нарушения дистанции между взаимодействующими людьми и приводят к тому, что они отдаляются друг от друга.
Проявлением нарушения межличностной дистанции являются трудности и барьеры общения, описанные В.Н. Куницыной. «Нарушения, трудности и барьеры объединяет то, что они возникают непреднамеренно, протекают внешне бесконфликтно и сопровождаются внутренним напряжением, неудовлетворенностью в общении, отрицательными эмоциями» [140, с.345].
В.Н. Куницына (2003) выделяет следующие трудности межличностного общения:
● субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и неочевидные для партнера. К ним относятся социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологический контакт;
● объективные, обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения, удовлетворенность его протеканием. Это трудности коммуникативного характера (связанные с особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения) [140].
Трудности в общении, влияющие (определяющие) дистанцию в отношениях между людьми могут быть также первичными и вторичными.
Первичные – зависят от природных свойств человека (биологические, психофизиологические), их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения.
Вторичные трудности В.Н. Куницына (2003) делит на психогенные и социогенные. Психогенные – следствия психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний, влияющие на возможность доверительного общения. Социогенные трудности являются следствием внешних барьеров (коммуникативных, смысловых, лингвистических), неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов [140, с.348].
Кроме описанного выше, межличностные отношения будут детерминироваться «дефицитным», «дефектным» и «деструктивным» характером общения между субъектами отношений [66].
Дефицитное общение проявляется в одиночестве, аутистичности и отчужденности субъектов отношений.
Дефектное общение – «это относительно неполноценное общение, которое в меньшей степени проявляется в деловых контактах, но мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости в неформальном межличностном общении. Дефекты общения выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера» [140,с.385]. Дефектное общение приводит к тому, что субъекты отношений психологически (эмоционально, интеллектуально) отдаляются друг от друга, увеличивая тем самым дистанцию в межличностных отношениях.
Деструктивное общение – такие особенности и формы контактов, которые пагубно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения [140]. В данном случае один из партнеров стремится сократить (или увеличить) дистанцию в отношениях с целью получения своей выгоды. Однако, в конечном счете, в силу дисгармоничности и неудовлетворенности такими отношениями со стороны партнера, происходит увеличение дистанции.
Увеличению дистанции в отношениях между людьми способствуют драмы общения в межличностном взаимодействии. Е.В. Сидоренко [224] выделяет следующие драмы.
1. Драма слушанья. Суть драмы – «слушаю, но не слышу». Ее преодоление – умение услышать другого человека.
2. Драма понимания. Суть драмы – «слышу, но не понимаю». Ее преодоление – развитие умений понять другого человека.
3. Драма действия. Суть драмы – «понимаю, но сделать не могу». Ее преодоление – умение действовать соответственно своему пониманию.
4. Драма самовыражения. Суть драмы – «могу сделать сам, но сформулировать, как это делается - не могу». Ее преодоление – развитие умений выражать свои мысли и чувства.
5. Драма эмоциональности. Суть драмы – «человек понимает, что и как, он должен сделать, но эмоциональность, импульсивность и непоследовательность мешает ему это сделать или мешают ему сделать именно так как нужно». Ее преодоление – умение регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другим человеком.
Л.В.Куликов описывает следующие «кляксы» в разговоре, которые, на наш взгляд, являются факторами изменяющими, нарушающими социально-психологическую дистанцию в межличностных отношениях.
● «Читаем мысли» другого. Эта ошибка более типична, чем нам кажется. Например, человек может ошибочно полагать, что его считают глупым, злым, жадным и т.д. Он нередко может это высказать вслух: «Я вижу, ты считаешь меня глупым (злым, жадным и т.д.)».
● Принимаем молчание за внимание.Если собеседник молчит, то это еще не означает, что он слушает.
● Напрасно пытаемся скрыть свои чувства. Например, демонстрируем сочувствие и заботу со скрытым раздражением или утонченной агрессией: «Ты выглядишь как побитый». Во многих случаях более полезно простое описание внешнего вида, например: «Ты подолгу смотришь вниз и молчишь...». Напрасно ожидать откровенности от собеседника, если вы сами держите чувства под замком. Призывы и упреки в не откровенности при собственном нежелании или неготовности быть открытым ни к чему не приведут. Собеседник скоро почувствует, что вы предпочитаете изучать его, а не общаться с ним. Глубокое, открытое общение всегда подразумевает взаимность. Та или иная склонность к сокрытию своих чувств, подавлению их проявлений в нашем обществе довольна распространена. Она связана с ошибочным мнением, будто раскрытие чувств даст основание оценить человека, как излишне чувствительного, слабого, неуравновешенного. Многие избегают открыто проявлять свои чувства не потому, что таят в душе какие-то тайны или грехи, а из стремления сохранить благоприятный образ в глазах других людей.
Нередко человеку кажется, что если он откроет свои чувства, то, если не весь мир перевернется, то его отношения с другими людьми - непременно. Однако наши самые сокровенные желания и чувства, так или иначе, знакомы всем или почти всем людям.
● Недооцениваем необходимость тратить время на коррекцию эмоционального состояния - своего или собеседника.Когда нами овладевают сильные чувства, то пытаясь скрыть их, мы истощаем силы необходимые для обсуждения проблемы с собеседником. Обсуждение проблемы плохо продвинется, если хотя бы один из собеседников находится в возбужденном состоянии. Например, если вы догадываетесь, что собеседник испытывает какое-либо сильное чувство, то полезнее помочь ему открыть это чувство, снизив тем самым остроту его переживаний. При хорошем контакте затраты времени на коррекцию эмоционального состояния окупятся с лихвой.
● Призываем других измениться или требуем от них стать такими, как нужно нам.Чувства появляются независимо от наших запретов, разрешений или призывов, какими бы они ни были. Как указывает Л.В.Куликов, призыв или совет: «Не будь таким чувствительным» или какой-либо сходный с ним - бессмыслен. Напрасно надеяться, что после ваших указаний или советов человек начнет меняться именно в желательном для вас направлении.
Проанализировав особенности общения, способствующие и являющиеся проявлением переживания нарушения межличностной дистанции, обратимся к рассмотрению проблемы одиночества, также имеющей место в отношениях между людьми. Переживание одиночество также является свидетельством, индикатором нарушения социально-психологической дистанции в межличностных отношениях. Об этом речь пойдет в следующей части книги.