Агрессивное поведение
Агрессия – реакция опасная и ресурсозатратная, т.к. при агрессии пострадавший может нанести вред себе и окружающим его людям.
Агрессивное поведение характеризуют:
раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
словесные оскорбления, брань;
мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.
Для оказания помощи пострадавшему необходимо:
Свести к минимуму количество окружающих.
Дать пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).
Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
Демонстрировать благожелательность. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.
Психомоторное возбуждение.
Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное, что он может делать – это двигаться. Движения могут быть совсем простые («я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю где нахожусь») или достаточно сложные («я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).
Признаки:
движения резкие;
бесцельные и бессмысленные действия;
ненормально громкая речь;
часто отсутствует реакция на окружающих.
В таком состоянии человек может причинить вред себе и другим. Для того чтобы помочь человеку при психомоторном возбуждении рекомендуется:
Необходимо привлечь внимание пострадавшего.
Изолируйте пострадавшего от окружающих.
Сделайте массаж позитивных точек.
Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».
Психомоторное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.
Нервная дрожь.
Посредством неконтролируемой нервной дрожи тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и приводить к развитию психосоматических заболеваний.
Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, прикурить сигарету).
Нервной дрожи необходимо дать состояться, однако такое состояние часто мешает пострадавшему в совершении тех или иных действий. Для того чтобы помочь пострадавшему быстро снять мышечное напряжение, необходимо усилить дрожь. Попросите пострадавшего максимально напрячь ту часть тела, которая дрожит на 10 – 15 секунд, а затем, резко расслабиться. Например, если у пострадавшего трясутся руки, попросите его сжать руки в кулаки так, чтобы костяшки пальцев начали белеть, когда вы увидите, что он смог это сделать, попросите его оставаться в этом напряжении пока вы не дадите команду разжать руки. В том случае если человек не может самостоятельно усилить дрожь, возьмите его за плечи и сильно потрясите в течение 10 – 15 секунд, во время этого разговаривайте с ним. Помните, что перед тем как потрясти пострадавшего, необходимо объяснить ему все то, что вы будете делать.
Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.
Апатия.
Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается пострадавшему с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, проявление каких бы то ни было эмоций отсутствует. Речь у пострадавшего медленная, с большими паузами. В поведении отмечается вялость, заторможенность, пострадавший на заданный вами вопрос может отвечать не с первого раза.
Для помощи при апатии необходимо:
Говорить с пострадавшим. Задать ему несколько простых вопросов («Как Вас зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»).
Разговаривая с пострадавшим, вовлекать его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).
Проводить пострадавшего к месту отдыха, помочь ему удобно устроиться (обязательно снять обувь), взять за руку. Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.
Ступор.
Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.
Распознать ступор можно по следующим критериям:
резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи,
отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль),
«застывание» в определенной позе,
оцепенение, состояние полной неподвижности,
возможно напряжение отдельных групп мышц,
часто ограниченные координированные движения глаз.
Отличить ступор как острую стрессовую реакцию от кататонического ступора очень сложно, именно по этому помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Однако в случае если по близости отсутствует бригада врачей, можно:
Ладонь свободной руки положить на грудь пострадавшего. Мягко усиливая рукой движение грудной клетки пострадавшего, попробовать вывести дыхание на более глубокий и длительный дыхательный цикл.
Говорить пострадавшему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).
Важно добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.
Страх.
Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего, окружающих, велика вероятность эмоционального заражения окружающих, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха тоже надо.
Страх характеризуется:
• напряжением мышц (особенно лицевых);
• сильным сердцебиением;
• учащенным поверхностным дыханием;
• сниженным контролем собственного поведения.
Помощь пострадавшему в состоянии страха:
• Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс – это сигнал: «Я сейчас рядом, ты не один». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме.
• Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывая заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий.