Возникновение и основные направления отечественных теорий психического развития ребенка
Культурно-истори-я теория Современные представления о соотношении биол и соц, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Выготского. Он подчёркивал единство насле-х и соц-х моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических процессов, но имеет разный удельный вес. Высшие (произвольная память, логическое мышление, речь) – продукт культурно-исторического развития, наследственные задатки, в данном случае, играют роль предпосылок, не определяя сами по себе развития. Чем сложнее функция, тем длиннее её путь развития в онтогенезе, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. Т.о., детское развитие подчиняется не действию биоло-х законов, а действию общественно-исторических законов. Т.е. человек, не имея врождённых форм поведения в среде, усваивает (присваивает) исторически выработанные формы и способы деятельности. По Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид: кризис нрвор-и –млад-й возраст (2 ме-1)-кризис 1 г — ран детство (1-3 г) -кризис 3 л –д/ в (3-7 л) -кризис 7 л — шк-й возраст (8-12 лет) — кризис 13 л — пубертатный возраст (14-17 л) — кризис 17 л. Эльконин развил представления Выготского о детском развитии. Виды ведущей деятельности. Эльконин рассматривает реб как личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности Эльконин выделяет две группы. мотивационная сфера отстает, и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д. Согласно Эльконину, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация детского развития.Периодизация Эльконина -наиболее распространенная в отечественной психологии. Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития в целом можно разделить на этапы (более крупные временные образования), включающие в себя периоды детского развития. Этапы детского развития. Детство, охватывающее период времени от рождения реб до окончания школы, по возрастной классификации делится на следующие 3 этапа:1. дош детство (от рождения до 6—7 л);2.младший шк возраст (от 6—7 до 10—11 л, с первого по 4-5 кл);3.средний и старший шк возраст (от 10—11-- 16—17 л, с 5-о по 11 кл). Жизненные кризисы по Эльконину. 1 - кр ново-и (проявляется в потере веса).2 - кризис 3 лет (самоидентификация – начинает говорить о себе "я"). 3 - кризис 7 лет (изменение ведущего типа деятельности, расширение круга общения, изменение роли значимых взрослых) 4 - кризис подросткового возраста (половое созревание и, следовательно, разбалансировка всех физиологических систем; ощущение взрослости; разрыв эмоциональных контактов с родителями, переход к формированию самооценки с ориентацией на сверстников). 5 - кризис юношеского возраста (переоценка ценностей) 6 - кризис середины жизни (40-45 ле. Более тяжело протекает у мужчин. Возникает неудовлетворенность достигнутыми жизненными результатами,
7.КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ и модели развития Теория развития Жана Пиаже исходит из того, что в основе психического развития ребёнка лежит развитие интеллекта, обуславливающее развитие восприятия, памяти, эмоций и чувств. Данная теория построена ученым на основе биологии и логики. Познавательная активность ребёнка исследуется Ж.Пиаже в русле общих законов развития органической жизни. Основными процессами, определяющими когнитивное созревание, являются процессы адаптации, ассимиляции, аккомодации и уравновешивания. Познание ребёнком окружающего мира направлено на адаптацию (приспособление) к среде. Процесс адаптации складывается из взаимодействия двух взаимопротивоположных процессов – ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция заключается в однозначном принятии ребёнком поступающей информации, что меняет уже существующие у него схемы понимания и действия. В процессе ассимиляции происходит приспособление объекта (ребёнка) к субъекту (информации), что позволяет утверждать, что «ребёнок – раб прямого восприятия». Аккомодация состоит в приспособлении прежде сформировавшихся реакций к получению и обработке новой информации, что позволяет ребёнку вырабатывать новые способы реагирования. Таким образом, чередование ассимиляции и аккомодации определяет внутреннюю движущую силу интеллектуального становления ребёнка, а тенденция к уравновешиванию становится основной тенденцией развития.Интеллектуальное развитие по Пиаже. Пиаже выделяет 3 главных стадии интеллектуального развития: 1.стадия сенсомоторного развития (момент рождения - 2 года) 2.стадия конкретных операций (2 - 11или 12 лет) 3.стадия формальных операций (с 12-13 лет)
9.ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫТермин « кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, кот определял их как целостное изменение личности чел, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообра-й предшествующего стабильного периода, кот приводят к разрушению одной соц ситуации развития и возникновению др, адекватной новому псих-у облику чел. Сам механизм смены соц-х ситуаций и есть псих-е содержание возра-го кризиса. Периоды детского развития. Весь процесс детского развития в целом можно разделить на семь периодов: 1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.3. Младший и средний дошкольный возраст : от трех до четырех-пяти лет. 4. Старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет.5. Младший школьный возраст: от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.6. Подростковый возраст: от десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет. 7. Ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет. Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.Л.С.Выготский разработал оригинальную концепцию в кот рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с возрастными кризисами. Псих-е развитие осуществляется посредством смены так называемых стабильных и критических возрастов Выготский описал следующие кризисы: кризис новорожденности - кризис 1 г - кризис 3 лет - кризис 7 лет -; кризис 13 лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей "соц ситуации развития" реб - возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности др. Возрастные кризисы - закономерные и необходимые этапы развития реб; таким образом, понятие "кризис" в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т.п.). Источник этого явления - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми.
10. Разв-е ребенка в период новорожденности.Разв-е уникального челов. существа начинается с оплодотворения.Периоды и триместры.Пренатальное развитие можно рассматривать с позиций разделения его на триместрыили периоды,или стадии развития реб. 1-ый тр — от момента зачатия до 13 нед, 2-й — с 13 нед -25-й нед и 3-й — с 26-й нед до родов, кот в норме.Зачатие.Эмбриональный период Это время важнейшего развития и роста, продолжающееся до конца 2-го месяца, считая с момента Эмбрион.В течение 6 нед эмбрионального периода у зародыша появляются руки, ноги, пальцы на руках и ногах, лицо, сердце, К концу 4-й нед беременности, всего через 2 нед с начала эмбрионального периода, начинает биться сердце зародыша и функционировать, хотя и в самой примитивной форме, его нервная система. Сердце и нервная система содействуют разв-ю эмбриона как целого организма. На протяжении 3-го месяца идет дальнейшее форм-е соматич. структур плода. На 4-м мес длина тела увеличивается так, что голова перестает выглядеть непропорционально большой, как в предыдущие месяцы. На 5-м мес у плода появляется хватательный рефлекс, возрастает объем и сила движений.. На 6-м мес плод достигает длины 30 см и веса 0,7 кг. Глаза полностью сформированы, уже могут открываться веки. Событием, заслуживающим особого внимания в течение 2-го триместра, яв-я развитие мозга.Третий триместр В течение 3-о триместра происходит созревание многообразных структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца. С переходом на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и, как полагают, завершается развитие слуха. В течение 9-13…го месяца он продолжает расти и переворачивается вниз головой для прохождения по родовым Тенденции развития В ходе пренатал. периода (и в течение детства) физич. рост и моторное разв-е изменяются, следуя трем осн. направлениям. Осн. вехи пренатал. развития: а) происходит первое дробление двуклеточного организма через несколько часов после оплодотворения; б) терминальный период, 2 дня после зачатия; признаки дифференциации клеток пока отсутствуют; в) эмбрион в возрасте 21 дня. Виден примитив. спинной мозг; г) 4недельный эмбрион. На фото видны голова, туловище и хвост. К этому времени сердце и нерв. система уже начали функ-ть; д) пятинедельный эмбрион. По бокам туловища начинают формироваться руки и ноги; е) плод в возрасте 9 недель. На фото ясно различима пуповина, соединенная с плацентой; ж) плод в 16 нед. Видна пуповина, соединенная с плацентой. Все внутренние органы уже сформированы, хотя еще и не функционируют в полной мере; з) плод в 20 недель. На этой стадии большинство внутренних органов начинают функционировать, и плод уже способен «брыкаться», поворачивать голову и менять «выражение лица» Новорож-ть. Необ-мо знать, что переход от одного пер-да разв-ия к др. м-т про-ать литически (сп-о) и кри-ки (с криз-ми). Кр-с м-ет воз-ать на разных этапах разв-ия. Ярко проя-ются кр-сы нов-сти, 3л и перех-й возр. ученые криз-ом нов-сти наз-ют переход с био. типа раз-ия к соц., К рож-ю реб. его НС в осн-ом сфор-ана. Дал-шее раз-е НС выражт-я в росте веса мозга. С 1-х дн.ж. у реб. Име-ся система без-ых рефлексов: пищ., защи. и ориент-ых. Но их мало для актив-о взаи-ие с ОС. Без взр-ых новор-й не м-т удо-ить свои потреб-сти. Основой его р-я яв-ся непоср-ный контакт с люд. в про-се к-го выраб-ся 1-е услов. реф.: р. на пол-ние во время корм-я. На 5-6 дн. ж. реб. След-т взором за медл-но движ-ся в близости пред-м. 1-е эмоций выр-тся криком, сопр-тся сморщ-ем, покра-ем. На 2-м м.ж. реб. Сосре-ся на лице чел.,улыб-ся, вскидывает руч и нож.,+ голос. Реакции= комплекс ож-ия. ВВД – непоср.-эмоц. общ-е. НоВ- появ-е инд-й псих-й жиз. Реб. ССР-реб. физически уже отдед-н от матери, перехл-й харк-р раз-ия и физио-их сост-й(сон,пит.)
11. Псих. Р. в младенчестве..Мл./в 2м.-1г. ВВД – непос.-эмоц. общ-е. внутри и на фоне его фор-тся ориен-ые и сенсомоторно-манипулятивные действия, т.е. дей-ия, сопро-ые и регул-ые зри., слух., мышечно-двиг-ми и др. ощу-ями, воспр-ями. ЦНВ- первоноч-е сознан-е психи-ой общности со взр. НоВ+ фор-ие потр-сти в общ-ии с люд. и эмоц. отн-ие к ним.+ход-ба, авт-я речь.ССР - полн-я био-я беспом-ь (реб. без взр. Не выжив-т; отсут-е осн-го сред-ва соц. Общ-я – речи при мах. Завис-и от взр-го!- «реб-взр.» В 3м реб. выд-ет близ-го ему чел., а в 6м от-ет своих от чуж.Во 2-м полу-ии реб. уже устанав-т связь между словом,(знач-е – предм.) У реб. фор-ся ориен-ная реа-ия на наз-ые ему пред-ты. Увел-ся словарь реб. В соверш-нии двиг-ой сферы особое мес-о зан-ет раз-ие движ-ия рук. Реб. тян-ся к предм., не умея удержать его, затем приобр-ет ряд нав-ов хват-ия, а к 5м – элем-ты захваия пред-ов. Во 2м полу-дии форм-ся целен-ные дей-ия с пред-ми. Манип-ие с пред-ми дает возм-ость реб. знак-ся с нов. их свой-ми, Воспр-ие приоб-ет предмет-ость и константность. Переход от внеш. ориентир-чных дейс-ий к целен-ым дейс-ям на основе зрит. Восп-ия пред-ой действи-ости н-ся процессом интериоризации. 1-й г.ж – успехи в перед-ии в прост-стве и овладении прост-ими дейс-мис пред-ми;. Для позна-ного раз-ия важ. Знач. Им-т раз-ие воспр-тия и тонких руч-х движений.; образ пред. уже активно управ-ет движ-ми рук, т.е. возникла сенсомоторная координация; Зрит. и слух. Сосред-ние дли-ьны (до 25 мин.). После-ость фор-ия «Я» концепции:1.До 2м. нет грани между собой и миром.2.Осоз-ие тела приходит в 3-8 м.3.Возд-ие на окр-ие –с 3-м.4.Выр-ие отн-ия к др.7-8 м .5.Умение откл-ать «свои планы» на кор-е вр. с 8м.Кризис 1г. Хар-тся: -.стано-ем ход-бы;-.латентным периодом в ста-нии речи(пасс. сл-рь>ак-ого);-особ-ми проя-ния аффектов и воли.
12.Соц. ситуация разв-я в период раннего детства– 1-3г.
Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В конце первого года ребенок приобретает некоторую самостоятельность: он начинает ходить, появляются первые слова, развиваются действия с предметами, расширяется круг доступных предметов, появляется ориентировка в пространстве. Это приводит к возникновению новой потребности ребенка – познать окружающий мир через действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Во-первых, манипулируя с предметом, ребенок самостоятельно не может открыть способ употребления предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. Ни на одном человеческом предмете, указывал Д.Б.Эльконин, не написан способ его употребления. Во–вторых, речь носит автономный характер: слова ситуативны, многозначны, полисемантичны. Ребенок еще не может оперировать речью в общении со взрослыми. Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации ребенка, которая представляет собой совместную деятельность со взрослым человеком. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления, т.е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте может быть обозначена формулой «ребенок-предмет-взрослый». В этом возрасте ребенок полностью поглощен предметом, ему все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с предложением поиграть вместе. И хотя на протяжении всего раннего детства форма общения со взрослым остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Общение теперь выступает как деловое сотрудничество по поводу действий с предметами [5]. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами. В таком деловом сотрудничестве эмоциональное общение со взрослым перестает быть ведущим видом деятельности, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Новой социальной ситуации развития и возникшим потребностям в познании предметов окружающего мира соответствует и новый ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивная, в которой ребенок удовлетворяет свои потребности и осваивает общественно-выработанные способы действия с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий. Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.